![]()
|
|||
Переходим к теме «Разбор словосочетания»
17. 11. 2021. Русский язык Зайцев Тимур На уроке мы начинаем изучать новый раздел науки о языке – синтаксис (от греч. syntaxis –«построение, порядок»). Синтаксис – это учение о словосочетании и предложении. На этом уроке мы рассмотрим подробнее словосочетания. Тема урока Словосочетание. Главное и зависимое слова Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Связь между компонентами словосочетаний называется подчинительной, поскольку эти компоненты являются неравноправными (т. е. одно слово подчиняется другому) (рис. 1): Рис. 1. Пример подчинительной связи В словосочетании выделяют главное и зависимое слова. От главного к зависимому слову можно поставить вопрос (рис. 2): Рис. 2. Пример определения главного и зависимого слова Словосочетание называет действие, предметы, признаки, как и слово, только детальнее, так как зависимое слово уточняет смысл главного (рис. 3). Рис. 3. Пример уточнения смысла главного слова зависимым в словосочетании Предложение может состоять из одного слова, а словосочетание нет. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. Грамматическая связь выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога. Тренировочные упражнения Из приведенного отрывка сказки А. С. Пушкина выпишите словосочетания и выделите в них главные и зависимые слова (рис. 4).
Выбираем словосочетания из отрывка сказки и определяем главное и зависимое слова в каждом из них (поставив вопрос от главного к зависимому слову) (рис. 5): Рис. 5. Определение главного и зависимого слов ЗАПИШИТЕ: Подлежащее и сказуемое не является с/с! Предлоги и союзы со словами не являются с/с! Переходим к теме «Разбор словосочетания»
Обобщим полученные знания. Словосочетание состоит из двух самостоятельных слов, одно из слов является главным, второе – зависимым. От главного к зависимому слову можно поставить вопрос. На следующем занятии мы рассмотрим предложение. Домашнее задание: параграф 26 упр. 128 (Устно)
|
|||
|