|
|||
сказочные перемены. ВступлениеСтр 1 из 3Следующая ⇒ сказочные перемены
Не убавил я ни слова из того, что слыхал, и ни слова не прибавил к тому, что душа мне подсказывала. Одни прочтут сию вивлию, как читают сказку, а другие прочтут и извлекут из нее пользу. К первым я применю сказанное (Притчи 12): " Доброе слово развеселяет человека", доброе слово веселит душу и избавляет от забот, а последним я скажу (Псалтирь 36): " Уповающие на Господа наследуют землю". Йозеф ШмуэльАгнон, завершение книги «В сердцевине морей» Вступление Мы живем в психологически наивной культуре. Этозначит, чтомы очень мало знаем о собственной душе – о Психее – о психике. И происходящее с нами нам кажется загадкой, посланием богов, случайностью. Свои настроения, намерения, мысли и фантазии сегодня – прямо сейчас!!! – для нас почти что неизвестны, взялись неизвестно откуда и разовьются неизвестно во что. Мы отчуждены от собственной души. Поэтому, когда мы хотим познать себя – как там у меня дела? – мы гадаем. Книгу Перемен, руны, карты Таро дали нам мудрецы, для которых связи между случайными для нас вещами – неслучайны. Объяснить эти связи для них было трудно из-за сильной слепоты аудитории, слепоты обычно не природной, а преднамеренной. Что я имею в виду – легко показать что-то тому, кто не видит, но честно желает видеть. И очень трудно с тем, кто слепоту свою питает собственной энергией, кто не видит специально. Почему это происходит – обычно очень понятно: у моего народа сильно развито эго, искусственное «я», стремящееся заменить собой живую психику. Среди прочего, эго стремится узурпировать функцию самопознания, но когда это происходит, вместо познания возникает застывшая система представления о себе, окруженная роем рационализаций. Эта система бывает проста или сложна, но в любом случае обычно она наивна и ригидна; она прекрасно приспособлена для самоуспокоения или самоистязаний – целей эго – но как инструмент познания она хуже молотка. Поэтому мы гадаем, и мудрецы дают нам в виде такой детской игры заглянуть за занавес тайны, не тревожа свои холеные эго. Мудрые дают нам возможность познать себя на крохотном отрезке, пугливо и безответственно, готовыми в любую секунду объявить всё происходящее чистой случайностью. А это очень важно для эго! Свят-свят-свят, чур меня, чур! Когда вы выходите в поход самопознания, вы можете выбрать себе проводника разной степени мудрости. Но не спешите наивно воскликнуть, что лучше, конечно, самого мудрого! Самый мудрый ведь с вами, скорее всего, и не пойдет. Из тех же, что готовы повести вас, вы можете выбрать мудрецов древности, и тогда откройте, к примеру, мою любимую Книгу Перемен либо арканы Таро. Учтите, однако, что они написаны на очень далеком от вас языке для очень другого народа (даже если формально и переведены на русский), и вам придется очень попотеть в переводе, и многая часть мудрости при этом алхимическом превращении испарится. Так вот, есть смысл взять в проводники своего соплеменника даже без седой бороды. Конечно, он не обладает высшим видением совершенномудрого, но он одной с вами культуры, и его опыт и видение может быть усвоено гораздо легче. Он стартовал в своем пути из близкой к вам точки, вряд ли ушел далеко, и маршрут в его памяти свеж и полон знакомых подробностей. Кроме того, связи, открытые им (то есть мной, который уже быстро устает от высокопарности), в основном доступны для наблюдения, и это – самое важное – может помочь вам быть не простым жвачным потребителем чужой мудрости, но активным творцом своей. Несовершенство учителя способно вдохновлять ученика, ибо в вечности они, конечно, равны, и ученик об этом знает, хоть и прикидывается лаптем. (Вот и вырисовывается сказочный персонаж – Лапоть – хотя он появится только в третьем сюжете). Итак, эта книга – книга гаданий. Ее не надо читать, вы кидаете монетки и смотрите, что вам выпало. Гадать в ней можно только на одно: на актуальную жизненную ситуацию, «а че там у меня происходит? » Ибо она описывает – внимание – архетипические ситуации, то есть универсальные сюжеты человеческой жизни.
БАЗОВЫЙ НАБОР АРХЕТИПИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, то есть представляет из себя, в сущности, труд по архетипической психологии. Эта область психологии изучает универсальные сюжеты человеческого существования. У Борхеса есть рассказ о том, что существует всего четыре сюжета, к которым сводятся все остальные. Я никогда не мог понять этого рассказа, но мне всегда казалась верной его пресуппозиция – что сюжетов человеческого существования не так уж и много, и они познаваемы и описываемы. Составить сборник основных сюжетов давно казалось мне делом достойным и осмысленным. Такое собрание может помочь студентам и практикам сказкотерапии и архетипического анализа, моих излюбленных областей психотерапии. Архетипический анализ, в сущности, заключается в понимании реальной (жизненной, конкретной) ситуации через поиски и изучение соответствующего архетипического сюжета, обычно мифа или классической сказки. Такой анализ способствует универсализации сюжета, то есть увеличивает нашу способность в якобы случайном и тайном видеть известные черты, складывающие в целостную картину. Такое видение значительно расширяет рамку осознавания, достраивая с большой степенью точности истоки ситуации, ее структуру, жанр и наиболее вероятные пути развития. Привязка к древнекитайскому тексту с его 64 позициями имеет, безусловно, свои плюсы и минусы для практического использования книги психологом, о которых судить не мне. Работая с текстом И Цзин, я столько раз убеждался в его мудрой глубине и многомерной точности, в его практичности и цельности, что я полагаюсь на «высокого предка» без колебаний. Я изменил довольно много названий сюжетов во многом для того, чтобы перевести фокус внимания на темы, важные психологически. Сама Книга Перемен написана преимущественно языком военно-политическим (такова, вероятно, была область ее изначального применения), там почти нет (в записанных словах) таких понятий, как ревность, вдохновение, любовь, обман или лень – то есть позиций, описывающих внутреннюю жизнь человека. Я же приблизил свою трактовку к темам, важным для психотерапии, как в названиях (например, «беременность» вместо «необходимость ждать» или «тень» вместо «поражение света»), так и в комментариях. Три монетки выбрасываются шесть раз, каждый раз давая одну черту искомой гексаграммы (которые записываются снизу вверх). Если две или три монетки падают орлами, это дает «сильную» янскую (сплошную) линию, если две или три решки – линия «слабая», иньская, прерывистая. Когда все шесть черт готовы, по таблице находится номер полученной гексаграммы, по которой ее потом можно найти в тексте. (Имейте в виду, что это действительно наиболее примитивный способ гадания, и если вы хотите глубже соответствовать традиции И Цзин, не поленитесь и найдите в бумажном или электронном виде традиционные способы гадания). Единственное усложнение, которое я использую практически постоянно – это построение «вторичной гексаграммы». При выкидывании монет учитывается количество орлов или решек. Если орла два – это «молодой ян», устойчивый, а вот если орла три – то это «старый ян», который имеет тенденцию быстро превратиться в свою противоположность – в инь. То же самое с решками. После построения первой гексаграммыстроится вторая, в которой все «старые черты» заменены на противоположные, а молодые остаются без изменения. Эта «вторичная» гексаграмма характеризует пути развития ситуации, описанной первой, основной гексаграммой. То есть это как бы наиболее вероятный вариант «куда всё покатится». Чаще всего эта вторичная гексаграмма имеет точный смысл, настолько же ценный для человека, как и смысл первичной гексаграммы. Как пример могу привести недавнее гадание, где мне выпала гексаграмма № 12 («Упадок» в И Цзин или «Расставание с любимым» в моей книге), две верхние черты которой были «старыми». Вторичной гексаграммой оказалась таким образом № 45 «Воссоединение». Сюжет очевиден – и так оно и вышло в жизни. А еще совершенно замечательным - и очень надежным - видом гадания является внезапная встреча с гексаграммой во сне или наяву. Конечно, это требует определенного уровня маниакальности, когда ты готов эту самую гексаграмму увидеть повсюду. Во время написания этой книги у меня определенно сложился как раз такой уровень. Несколько раз гексаграммы мне снились. Не в виде стандартного рисунка, но все же очень узнаваемо. Один драматичный пример был, например, в ночь перед покупкой саксофона, когда я очень сомневался, стоит ли это делать. Мне приснилось что-то вроде революции на Украине, когда правительство вначале бежит от толпы народа, а потом мирится и в качестве примирения выставляет чемодан. Его ставят на середину площади, он открывается, и оттуда вылетают на длинных пружинах шесть губных гармошек. Это однозначно были шесть янских («сильных») черт, составляющих гексаграмму № 1, «Творчество». Это трижды указывало на то, что саксофон стоит покупать: названием гексаграммы, музыкальными инструментами во сне, и тем, что человека, который продавал мне саксофон, звали Яном. Несколько раз за последнее время я видел сны, которые указывали на определенные гексаграммы: например, шесть человек, играющих в футбол, или шесть пассажиров в машине. Гексаграммы просто рисовались по тому, как стояли или сидели мужчины и женщины (или слабые и сильные игроки во сне про футбол). А еще иногда гексаграммы просто выскакивают на тебя, как Тигра на Иа-Иа. В тот же период написания этой же книги я ехал на поезде в Тольятти, и вот на станции Жигулевское море поезд полчаса проторчал перед кирпичной стеной, на которой кирпичами другого цвета была очень аккуратно и доходчиво выложена гексаграмма 29, «Двойная бездна» или «Повторная опасность». Какой древний китаец изобразил ее там? И уверяю вас, ситуация, которая развернулась в Тольятти, вполне соответствовала этой гексаграмме, составленной из повторяющихся триграмм «воды». Сказочная группа, которую я вел там, просто застряла на теме Спящей красавицы, а также Мертвой царевне и Русалке. Дна у этой темы не было, мы барахтались и тонули бесконечно. Тема воистину оказалась неисчерпаемой. Были и другие явные соответствия, события опасные, но в конечном итоге совсем не страшные.
|
|||
|