|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальность. Тематический план на 2021-2022 учебный год. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. АПРЕЛЬ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №11 «Матроскин» городского округа Спасск-Дальний
Мини-музей «Музей в чемодане»
2021-2022 год г. Спасск-Дальний Актуальность Для разностороннего развития детей необходима насыщенная и разнообразная предметно-развивающая среда, играющая роль воспитателя. Решение практической задачи развития детей дошкольного возраста представляется возможными средствами музейной педагогики. Музейная педагогика способна создать условия, в которых ребенок максимально самореализовывается. У дошкольника устанавливаются собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему. Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане». Особенность его создания состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности. «Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром культуры строит с учетом собственного внутреннего мира. Цель создания « Музея в чемодане » является создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира. Задачами соответственно становятся следующие шаги. 1. Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями. 2. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим. 3. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства. 4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию. 5. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании. 6. Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки. Музей «заехал» в старинный чемодан, отыскавшийся на даче воспитателя. После определения места размещения музея мы с воспитанниками групп определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого воспитанника, каждой семьи подготовительной к школе группы. 7. Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала неохотно включались в процесс, но потом стали спрашивать, проявлять интерес. По крупицам все же удалось собрать экспонаты для открытия « Музея в чемодане ». 8. « Музей в чемодане » - это эффективная форма работы по воспитанию у детей патриотизма и нравственных установок. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада. Методический процесс создания и развития « Музея в чемодане » в детском саду оказался не менее увлекательным. Он включил в себя следующие содержательные этапы: - сбор экспонатов (тематических коллекций); - повышение знаниевой компетенции педагогов, родителей, дошкольников посредством изучения материалов коллекций; - использование электронных образовательных ресурсов, подбор сопутствующих материалов, художественно-дидактических пособий. 9 Всю работу по созданию « Музея в чемодане »с точки зрения последовательности можно разделить на два этапа: подготовительный и деятельностный. На подготовительном этапе мы совместно выбирали направления работы музея, обсуждая возрастные интересы детей; определяли перспективы создания коллекций и возможности их сбора и пополнения; определялись с оформлением чемодана и способами размещения экспонатов. Деятельностный этап состоял в размещении музея в группе и оформлении старинного чемодана в соответствующей стилистике ( музей мобилен, его можно перемещать, что позволяет рационально организовать пространство в группе, и несмотря на то, что музей достаточно часто находится в активной зоне, интерес к нему у детей сохраняется, а его изучение их не утомляет). 10 На данном этапе я постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея мы учитывали эту особенность. Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам: наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал); интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МБДОУ); научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком); мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение); доступности (все экспонаты доступны для детей ). 11 Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, а его экспонаты становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывают патриотические чувства.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|