Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа. Конкурс. Упражнение в поступках



Беседа

Беседа – это вопросно-ответная форма проведения воспитательного мероприятия. Изучение опыта использования этой формы работы на практике, к великому сожалению, подтверждает мысль В. А. Сухомлинского о том, что некоторые педагоги не умеют воспитывать словом. «Воспитание словом, - писал он, - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах – словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

П о д г о т о в к а к б е с е д е

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение ребенком определенных норм и понятий, практических выводов, которые будут сделаны.

3. Подбор фактического материала. Его можно поручить временной инициативной группе (ВИГ). Лучше подбирать такой материал, к которому есть пояснения о том, как с ним работать.

4. Продумывание педагогом вопросов беседы, возможно, совместно с ВИГ.

5. Подготовка учащихся к беседе:

- объявление заранее темы беседы, указание литературы, подготовка ситуаций, вопросов, над которыми следует подумать и подобрать примеры;

- определение при необходимости индивидуальных заданий (например, подготовить выступление по тем вопросам, по которым учащиеся допускают недочеты). Это психологически настраивает учащихся на глубокий самоанализ своего поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения. Задания могут выполнять ВИГ;

- определение групповых заданий (например, полезно проанализировать с активистами состояние дел в классе, связанных с темой беседы, и совместно определить те вопросы, которые следует поставить на обсуждение учащихся).

С т р у к т у р а б е с е д ы (сделать поля для методических рекомендаций)

1. Определение темы беседы и пробуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей действительности.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведении. Учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура не должна превращаться в шаблон. В целом как воспитательной работе, так и в проведении беседы не может быть рецептом на все случаи жизни, однако чем больше будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на успешное проведение воспитательных мероприятий. Шаблоны не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

М е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и

При определении темы в начале беседы необходимо прорубить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала. Для этого можно использовать следующие приемы:

а) задать ученикам вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которые являются темой беседы (например, что такое милосердие? Вежливость? И т. п. );

б) прежде чем объявить тему беседы, нужно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, следует вспомнить о каком-то случае из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, необходимо попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение отрывков из книг, газет, использование художественных картин, видеоматериалов и т. д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть суть морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

При подведении итогов беседы следует использовать яркие высказывания, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Необходимо четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.

У с л о в и я п о в ы ш е н и я д е й с т в е н н о с т и б е с е д ы

1. Эффективности данной формы просвещения школьников находится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста: для начальной школы значение беседы исключительно высоко; в подростковом возрасте, хотя беседа и играет большую роль в просвещении школьника, проведение этого мероприятия должно быть ограничено; для старшеклассников лучше использовать дискуссионные формы работы.

Роль педагога в организации и проведении этой формы работы находится в той же самой зависимости: если в начальной школе учитель выполняет большую часть нагрузки по организации и проведению беседы, то подросткам достаточно лишь указать тему, источники, определить направления поиска примеров и т. д.

2. Эмоциональность беседы. К методическим приемам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала, показательность объясняемых положений, психологическая обстановка в коллективе, место проведения беседы, включение фрагментов других форм воспитательной работы (страничка устного журнала или живой газеты, фрагменты из видео и др. ).

3. Авторитет и моральный облик классного руководителя, так как положительные идеи до детей может донести только уважаемый и любимый ими педагог.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное и требующее больших усилий.

Конкурс

«Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы». «Соревнование – форма деятельности, при которой учащиеся стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве».

К формам проведения конкурса относятся: турниры, КВНы, викторины, смотры (знаний, художественной самодеятельности, умельцев и т. п. ), выставки, спортивные состязания и др.

Основная ц е л ь к о н к у р с о в (соревнований) – развитие активности школьников, выявление их склонностей и способностей, развитие такого качества личности, как конкурентоспособность (потребность и возможность быть избранным из множества возможных вариантов в качестве наилучшего). Переживаемые в ходе конкурса состояния (огорчение, радость, нравственное, физическое, интеллектуальное напряжение, ликование, душевная боль, успех, неприятность, восторженность и др. ) способствуют в большой степени формированию определенных отношений, что свидетельствует о важной роли конкурса (соревнования) в формировании личности, в развитии ее воспитанности.

Структура конкурса:

1. Вступительное слово ведущих (представление жюри)

2. Представление участников

3. Проведение конкурсов (туров)

4. Участие болельщиков

5. Подведение итогов

6. Награждение (финал – аккорд, экспресс – шоу)

Конкурсы проводятся либо между командами, либо между отдельными школьниками. Оценивает творчество конкурсантов чаще всего жюри или команда экспертов; иногда – компьютер.

Упражнение в поступках

У пражнение в поступках – это выполнение определенных действий с целью выработки и самосовершенствования умений и навыков. Детей необходимо упражнять в усвоении нравственных норм так же, как мы упражняем их при обучении письму, счету и др.

Выделяют несколько групп упражнений.

Первая группа упражнений:

строится на основе детского воображения, когда необходимо представить свое возможное поведение в конкретной ситуации. Ш. А. Амонашвили предлагает детям такие задания: «Вообрази, что ты герой рассказа. Что бы ты делал? Напиши об этом рассказ… Поговори со своей совестью, прислушайся, что она тебе подсказывает, напиши или расскажи мне “по секрету”» и др.

Вторая группа упражнений:

имеют форму ролевой игры, когда учащиеся разыгрывают по ролям предложенную им ситуацию. В нашем понимании ролевая игра больше формирует чувства, которые проявляются в отношении, в то время как деловая игра формирует сознание и поведение, имеет в результате конкретный продукт деятельности.

Третья группа упражнений:

используется метод коллизий, когда ученик совершает тот или иной поступок в реальной действительности (в школе, на улице, дома). Условия для этого реального поступка целенаправленно создаются классными руководителем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.