Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ. РУСАЛКА. ВОДЯНОЙ. КИКИМОРА. ДОМОВОЙ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



 

г. Лысьва МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ»

 

Славянские мифы как отражение истории человечества.

 


2021г

Тема:

Славянские мифы как отражение истории человечества.

Актуальность:

Культура древних славян оставила неизгладимый след в развитии мировой культуры. Древние славяне были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью.

Истоки языческой мифологии славян укоренены в глубокой древности и уходят в архаические воззрения первого тыс. до нашей эры и даже более ранний период. Если использовать периодизацию Б. А. Рыбакова – они представляют собою археологические культуры прото- и праславян, это эпоха развития общеиндоевропейского, а затем и собственно славянского взгляда на природу, создание архаических языческих культов.

В науке, настоящее историческое формирование и развитие славянской мифологии соотносят с культурой Киевской Руси в первом тысячелетии нашей эры. Как главную дату отмечают 980 год — время языческой реформы, инициированной князем Владимиром, в ходе которой производилась выработка мифологической системы, формирование Пантеона Богов. Вместе с тем, это период начала упадка архаической, живой веры славян и трансформация ее в общегосударственную религию.

Цель:

Изучая славянскую мифологию, доказать существование и нереальность некоторых мифов.

Проблема:

Незнание о славянской культуре и ее мифов.

Задачи:

Знакомство с славянскими мифами, памятниками первобытного искусства. Развитие аналитического мышления при изучении славянской культуры. Воспитание творческой самостоятельности в изобразительной и литературной деятельности на основе славянской культуры прошлого и современности.

 

ВВЕДЕНИЕ

Древнейшая история славян, подробности их быта и верований окончательно еще не выяснены историками, разнообразные стороны жизни и многие факты не установлены. Все сведения о древних славянах извлечены из скудных строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам, а также летописям более позднего христианского периода, которые создавались, конечно, не с целью описать языческие мифы. На некоторые события пролили свет археологические находки, но их истолкование порой вызывает множество мнений и точек зрения. На малую каплю твердого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история и культура славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла тема " Мифы древних славян".

Мне захотелось изучить эту сторону нашей многогранной истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего далекого прошлого. Изучив материалы по данной проблеме, я убедилась, что славяне оставили нам величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас - " царей" всего живого. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этих обычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять все происходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое...

 

ЛЕШИЙ

Леший, лесовик, лешак, - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми.

РУСАЛКА

Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи, Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Существа, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки — это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки — это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.

Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина — Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, в старину воду представляли вратами в иной мир, в подземное царство.

ВОДЯНОЙ

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую. Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

КИКИМОРА

Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Кикимора — дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям — при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка. Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.

 

 

ДОМОВОЙ

Домовой (кутный бог) — это домашний дух славян, мифологический хозяин и покровитель дома. Он способствует благополучию семьи, чад и домочадцев в повседневной жизни, следит за хозяйством, состоянием дома, животных. Может даже и вмешиваться в отношения людей между собой, полюбить или возненавидеть кого-либо из живущих дома. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым — приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням. Славяне полагали, что Домовой является родоначальником семьи. Сам облик Домового, как его представляли люди, а иногда и видели, если верить быличкам — отражал это. Вообще, Домового считали еще и основным хозяином жилища, поэтому и рассказывали, что он мог принимать облик главы семьи или самого его старшего члена. У Домовых часто бывают жены, которых прозывают Домахами. Верили также, что Домахи — это Домовые в женском проявлении, духи-хозяйки домов, где живут одни женщины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работая над проектом, мы узнали что-то новое и вспомнили старое о мифологии Древней Руси. Мы получили истинное удовольствие изучая новую информацию. Хоть мы и представили малое количество мифических существ, но мы довольны своей работой. Надеемся что представленная нами информация была вам полезна и интересна.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.