|
|||
В плену грез и мечтаний ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Этого не мог вынести Белинский. Эта идея взбесила его и стала причиной разлада с Достоевским. По его логике, молодой писатель развивался совершенно не в том направлении. Достоевского угораздило, он попался - прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю. Главная мысль письма заключалась в том, что нечего к христианским чувствам взывать, а нужно бороться с системой, а если не можешь - то надо ее обличать.
Действительно, эту книгу нужно читать в разные отрезки жизни - это удивительный текст. Это не роман, а предельно искренний, исповедальный рассказ о том, как это - жить на каторге, в тюрьме, носить кандалы, мыться в бане, не знать одиночества, жить окруженным другими людьми и считать бревна в крепости. К идеям, вынесенным с каторги, писатель будет возвращаться постоянно, проверять их, ходить вокруг них. На самом деле, его реальная автобиография заканчивается «Записками из подполья», и с них же начинается совсем другое состояние, другое качество романного времени. Начинается вращение в кругу, и в каждом новом витке, романе, еще раз повторяется один и тот же диалог с молчащим Христом. Но, скажем, Иван Бунин считал, что революция началась по вине Достоевского, потому, что он внес безумие, этот диссонанс, ту пучину, в которую ввергла себя интеллигенция. Кто только ни пинал писателя, например, демократы за попытку примирить всех, за христианскую проповедь. Писатель Константин Леонтьев упрекал Достоевского, наоборот, за нехристианские идеи, Викенти й Вересаев писал, что герои Достоевского - подвижники сатаны.
Достоевский учит личной ответственности. Ему было чуждо распространенное оправдание «среда заела». Сваливая свои драмы и неудачи на плохой мир, мы добровольно отказываемся от главного дара, который у нас есть, - свободы. «Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», - так говорил писатель о себе. А что волнует каждого человека, способного заглянуть в такие глубины? Зачем я явился в этот мир? По каким законам он устроен? В чем смысл человеческого бытия? Что ждет меня после смерти? Вот об этом и пишет Достоевский. Главным в его романах является диалог - диалог человека со своим вторым «Я», диалог персонажей друг с другом. А главный вопрос всякого диалога - вопрос об устройстве мира, где даже такой «положительно прекрасный» человек, как князь Мышкин, не может спасти всех: спасая одного, он неизбежно бросает на произвол судьбы другого… Одно из открытий Достоевского заключается в том, что мы совсем не всегда действуем по законам рассудка и истины, даже прекрасно зная их: «И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо - одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела». Значит, попытки рационально устроить общество обречены? «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой…» Непрочным будет общество, где человек не мог бы делать зла, – он всегда найдет для этого и повод, и возможность. Нужно, чтобы человек мог, но сам не хотел делать зла. А для этого надо найти и увидеть человека – и в самом себе, и в ближнем. Увидеть в нем брата по человечеству. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эта мысль 17-летнего Достоевского прозвучит потом и в речи о Пушкине, который унес с собою в гроб «... великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Нравственность - нечто большее, чем честное поведение. Того, кто сжигает еретиков, нельзя признать нравственным, пусть даже он действует в соответствии со своими убеждениями: «это лишь честность, но не нравственность». «Вот уже очень скоро пять лет, как я под конвоем или в толпе людей, и ни одного часу не был один. Быть одному - это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником, - писал Достоевский в 1854 году в письме Н. Д. Фонвизиной. - Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого-то нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года. Были и у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно. Самое несносное несчастье - это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь все это, упрекаешь себя даже - и не можешь себя пересилить. Я это испытал». Ответ на вопрос «Какая красота спасет мир? » есть в черновиках к роману «Бесы»: «Мир спасет красота Христова. Я скажу Вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить». Почему этот ответ остался в черновиках? Потому что Достоевский никому ничего не навязывал, полагая, что каждый должен прийти к истине сам.
БИБЛИОГРАФИЯ: Его труды: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. т - М.: «Наука», 1972-1990. О нем: 1. Александров А. Достоевский: конец игры/ Алексей Александров// Караван историй. - 2007, 312. - Стр. 258-281. 2. Гроссман Л. Достоевский за рулеткой: Роман из жизни великого писателя/ Леонид Гроссман. - М.: Полиграф, 2011. - 384с. - 1000 экз. 3. Захаров В. Н. Имя автора - Достоевский: Очерк творчества. - М.: Индрик, 2013. - 456 с. - 1000 экз. 4. Комлева Е. В. Ядерное человечество и Ф. М. Достоевский // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 5 (Филология) 5. Кунильский А. Е. Смех Достоевского: прав ли Бахтин? // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2007. - № 4. - С. 148-154. 6. Кэнноскэ Н. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского/Накамура Кэнноскэ. - СПб.: Гиперион, 2011. - 400с. - 1000 экз. 7. Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2003. - (Сер. «Русские писатели») 8. Ноговицын О. М. Поэтика русской прозы. Метафизическое исследование. - СПб., 1994. 9. Пенская Е. Достоевский против идей, химер и мечтаний//Интенет. Lenta. ru 10. (фрагменты лекции профессора, руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ Елены Пенской, прочитанной в феврале 2012 года и записанные журналистом Михаилом Карповым) 11. Сараскина Л. Достоевский/ Людмила Сараскина. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 825 с., ил. - (Серия «Жизнь замечательных людей»: сер. биогр., Вып. 1320). -7000 экз. 12. Степанян К. Федор Достоевский, реалист в высшем смысле/карен Степанян// PSYCHOLOGIES. - 2011. - №67 (ноябрь) (Карен Степанян - доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского) 13. Степанян К. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского». - М.: «Книга», 2010. 14. Тарасов Ф. Б. Душа и «почва»: от Пушкина к // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 4 (июль - август). 15. Тарасов Ф. Б. Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературном произведении // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 4 (июль - август). 16. Труайя Анри. Фёдор Достоевский. - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 480 с. (Серия «Русские биографии»). 17. Туровская М. Еврей и Достоевский//Зарубежные записки. - 2006. - №7. 18. Ф. М. Достоевский - А. Г. Сниткина. Письма любви. - М: Рипол классик, 2011. - 448с. - 2000 экз. ФИЛЬМЫ о Достоевском: 1. Достоевский: Документальный фильм Самуила Бубрика и Ильи Копалина. - Россия, 1956. - 27 минут (о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти). 2. Писатель и его город: Достоевский и Петербург: Фильм Генриха Белля - ФРГ, 1969. 3. Двадцать шесть дней из жизни Достоевского: Художественный фильм Александра Зархи. - СССР, 1980. В главной роли - Анатолий Солоницын. 4. Достоевский и Питер Устинов: Из документального фильма «Россия». - Канада, 1986. 5. Возвращение пророка: Документальный фильм В. Е. Рыжко. - Россия, 1994. 6. Жизнь и смерть Достоевского: Документальный фильм Александра Клюшкина (12 серий). - Россия, 2004. 7. Демоны Санкт-Петербурга: Художественный фильм Джулиано Монтальдо. -Италия, 2008. 8. Три женщины Достоевского: Фильм Евгения Ташкова. - Россия, 2010. 9. Достоевский: Сериал Владимира Хотиненко (к 190-летию со дня рождения писателя). - Россия, 2011. В главной роли Евгений Миронов. Кроме того, образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» и «Чокан Валиханов » (1985).
8. 11. 21. Светлана Россинская, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», тел.: 30-78-00; e-mail: rossinskiye@gmail. com
|
|||
|