Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Годы революции



После Февральской революции принял активное участие в политической деятельности. Был одним из редакторов (вместе с Е. К. Брешко-Брешковской) центральной газеты партии эсеров «Воля народа». Участник I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, избран на нём членом Центрального исполнительного комитета; член исполкома Крестьянского совета. Секретарь А. Ф. Керенского. 26 мая 1917 года П. А. Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской (1894—1975), с которой познакомился ещё в 1912 году на литературных вечерах в доме К. Ф. Жакова. Е. П. Баратынская, дочь поместного дворянина Таврической губернии, окончила Бестужевские курсы, по образованию ботаник-цитолог. У них родилось два сына — Пётр и Сергей.

Осудил Октябрьскую революцию и активно выступал против неё. Был избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров. 2 января 1918 арестован за «подготовку покушения на Ленина» и заключён в Петропавловскую крепость, освобождён 23 февраля. В марте 1918 входит в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. 7-16 мая участвует в нелегальном VIII Совете партии эсеров, в мае становится редактором газеты «Возрождение» в Москве.

Виюне — октябрепозаданию «СоюзавозрожденияРоссии» руководилподготовкойвосстанияпротивбольшевиковврайонеВеликийУстюг — Котлас — Архангельск. 30 октябрявВеликомУстюгесдалсяЧК. Чекистынамеревалисьегорасстрелять, ноСорокинпопросилразрешенияпослатьтелеграмму В. И. Ленину сраскаянием. СорокиннаписалоткрытоеписьмовгазетуСеверо-Двинскогогубисполкома «КрестьянскиеиРабочиеДумы» сотказомотчленствавпартииэсеровирешениемотойтиотполитическойдеятельности, втомчислеовыходеизУчредительногособрания. 20 ноября 1918 годаписьмобылоперепечатано газетой «Правда». 21 ноябряв «Правде» опубликованастатьяЛенина «ЦенныепризнанияПитиримаСорокина», вкоторойбылосказано, чтоэтонетолько «открытоеичестноепризнаниесвоейполитическойошибки», ноидемонстрацияначавшегосяповоротамелкойбуржуазиииэсеровотвраждебностикнейтральностивотношениибольшевиков. ВдекабреСорокинподконвоембылпривезёнвМосквуипомилован.

Вусловиях НЭПа В. И. Ленинпоставилвопросонеобходимостипродолженияжёсткогоидеологическогоконтролянадсодержаниемобученияпообщественнымдисциплинам. Руководствостранырешилоотстранитьотпреподаванияиотруководстванаукой «буржуазнуюпрофессуру». Летом 1922 годавСоветскойРоссиипрошлиарестынаучнойитворческойинтеллигенции.

ПротивПитиримаСорокинаповопросустатистикиразводовнаселенияПетроградавыступилВ. И. Ленин. ОбъясняяпоявлениепубликацийСорокинанеопытностьютогдашнихработниковгазет, Ленинуказывал, чтопрофессоровиписателей, которыедлявоспитаниямасс «годятсянебольше, чемзаведомыерастлителигодилисьбыдляролинадзирателейвучебныхзаведенияхдлямладшеговозраста», революционныйпролетариат «вежливовыпроводил» быизстраны.

ПопостановлениюКоллегии ГПУ от 26 сентября 1922 годувысланзаграницуизПетрограданапоезде, ставоднимизтех, когопозднеесталиассоциироватьс «философскимпароходом». ПодписалдокументоневозвращениивРоссиюподстрахомприменениякнемувысшеймерынаказания. Первоначальновыехалв Берлин. Проживалв Праге, (Чехословакия), редактировалжурнал «КрестьянскаяРоссия».

 

Философские идеи:

В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии»(1920 г. ) — общество рассматривалось как социокультурная система; сформулированы основные принципы теории социальной стратификации исоциальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирована теоретическая социология, в которой выделены четыре раздела: учение об обществе, социальная механика (определениестатистических законов общества), социальная генетика (происхождение иразвитие общества), социальная политика (частная социологическая наука).

Основой социологического анализа исследователь считает социальноеповедение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматриваеткак родовую модель и социальной группы, и общества в целом.

Общество — это процесс и результат социального взаимодействия(взаимодействия многих индивидов), его результат — их приспособление ксреде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальныйпорядок общества, основной тенденцией развития которого являетсясоциальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивноеразвитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное нанасилии одного класса над другим. Оно меняет характер социальногоравенства.

Социолог утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна.

В работе «Социология революции» (1925 г. ) ученый называет революцию«великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочитоуничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самыевыдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементынаселения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением.

Его выдающийся труд «Социальная и культурная динамика» (1937-41 гг. )стал колоссальной попыткой проследить самые общие тенденции, которыедействуют на всем протяжении истории человечества и определяют наиболееглубокие и драматические события в ней.

В своем труде ученый рассматривает историческую действительность какцелостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразиекаждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только наобщих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменныетенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержаниекаждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.