|
||||||||||||||
✓ умение самостоятельно находить пути решения проблемы в любой ситуации;
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает: - каждые десять лет объём информации в мире удваивается; - знания, полученные сегодня, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Какими же качествами должен обладать современный человек, чтобы выжить в так быстро меняющемся мире? ✓ умение ставить перед собой цель, принимать решения; ✓ умение самостоятельно находить пути решения проблемы в любой ситуации; ✓ умение делать адекватный выбор в соответствии с собственными способностями и возможностями; ✓ умение общаться и согласовывать свою позицию с другими людьми; ✓ умение заботиться о других; ✓ умение сохранить свое здоровье. Сейчас образование России переживает период перехода в новое качество, его содержание направлено не на передачу объема знаний, а на формирование способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально экономических условиях, что соответствует новому социальному заказу. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности отдельных ступеней образования всегда являлась актуальной, и на современном этапе совершенствования образования требует нового подхода. Именно поэтому одним из важнейших приоритетов развития образования в России является обеспечение преемственности между всеми ступенями образования, а именно переходом с дошкольной ступени на школьную. Современные родители вполне справедливо считают себя обязанными дать детям хорошее образование. С рождения они развивают своего ребенка, посещают учреждения дополнительного образования, засучив рукава, «бросаются в бой с малышом», его свободным временем, таким необходимым ему для игр и развития, и учат, учат, учат. Однако, игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. И снова цитата, Д. Б. Эльконин называл игру " гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".
начального общего образования и Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО). Принятые документы определяют единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, родителей, учителей начальной школы, в соответствии с которым акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование интегративных качеств, развитие, формирование предпосылок универсальных учебных действий. Решать выше обозначенные задачи необходимо исключительно методами, отвечающими специфике дошкольного детства, опираясь на игровую ведущую деятельность дошкольника. Основные задачи педагога современного детского сада связаны, прежде всего, с организацией полноценного проживания ребенком своего детства, формированием базовых основ культуры личности, всесторонним развитием психических и физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей. И вместе с тем детский сад как важная ступень образования призван подготовить ребенка к успешному обучению в школе и полноценной взрослой жизни. Решить эти задачи позволяет деятельностный подход, который дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее, применять в нестандартных условиях, т. е. учит детей учиться.
чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором и помощником в познавательной деятельности детей. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Мы все делаем для того, чтобы быть хорошими учителями в широком смысле этого слова. Каждая система обучения строится на определенных принципах. Предлагаем рассмотреть некоторые, особенно важные ПРИНЦИПЫ системы деятельностного обучения. Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Принцип психологической комфортности – это ✓ снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, ✓ создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне возможного максимума (но при обязательном достижении каждым базового уровня). Реализация данного принципа позволяет решить сразу две важнейшие задачи ДОУ: с одной стороны, выравнивание стартовых возможностей всех воспитанников, а с другой создание оптимальных условий для поддержки индивидуальности каждого ребенка. Принцип вариативности реализуется через тренировку способностей к осуществлению выбора вариантов; создает условия для формирования умения делать осознанный выбор и тем самым уменьшает (или даже снимает) напряжение в ситуации выбора. Принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между детским садом начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формирования готовности детей к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во ВСЕХ ее проявлениях, а также развития способности к самореализации и саморазвитию.
1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку и пр. ). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому либо). Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? », «Сможете? »
а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям. 3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов « Смогли? » – «Почему не смогли? » помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса. 4. Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников. 6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были? », «Чем занимались? », «Кому помогли? » воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации и нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно исследовательская, проектная и игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение. Это имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Это и есть деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Интернет-источник: http: //akademiki. ucoz. net/publ/sistemno_dejatelnostnyj_podkhod_v_obrazovatelnoj_dejatelnosti_doo_kak_osnova_fgos_doshkolnogo_obrazovanija/1-1-0-8
|
||||||||||||||
|