|
|||
Погодин Николай Федорович 4 страницаД а м а и с п у г а н н а я. Как можно на деньги... как можно, ведь это азарт! Д а м а с в я з а н ь е м. Ну, на орехи! С к е п т и к. Где же мы возьмем орехи? Д а м а с в я з а н ь е м. У Забелиной найдутся. Входит З а б е л и н а. В руках коптилка и лото. Разбирайте карты. Кто будет выкликать номера? Лидия Михайловна, у вас орехи есть? З а б е л и н а. Ах, милая, не до орехов мне! Д а м а и с п у г а н н а я. Дайте мне мешочек. Я буду объявлять. З а б е л и н а. Сейчас должна Маша прийти. По-моему, она узнает что-нибудь. Д а м а и с п у г а н н а я. Двадцать два... шесть... девяносто один. Входит к у х а р к а. К у х а р к а. Теперь они напротив стоят. Должно быть, сердитые... На наши окна смотрят. З а б е л и н а. Прасковья, смотри из окон столовой... В случае если придут, скажи, что у нас гости. В с е. Не надо! З а б е л и н а. Нет, ты лучше ничего не говори. Д а м а и с п у г а н н а я. Сорок четыре... двадцать шесть. О п т и м и с т. А у меня квартира. Д а м а и с п у г а н н а я. Тринадцать... шестьдесят один... восемьдесят один... К у х а р к а. Никак пошли прочь. (Подходит к окну. ) Нет... Они здесь на углу. С к е п т и к. С ружьями? К у х а р к а. С ружьями. Скептик задул коптилку. Д а м а и с п у г а н н а я. Двенадцать, тринадцать, пятнадцать... Кто-то идет... Я не могу больше! Кто-то шагает сюда! Зажгите свет! Зажигается свет. В дверях стоит З а б е л и н. З а б е л и н а. Антон! В с е. Антон Иванович?! З а б е л и н а. Ты?! З а б е л и н. Я. З а б е л и н а. Антон... Да что же ты стоишь-то? Садись, пожалуйста, милый мой Антон Иванович! Маша! Где же она? Ах, я все забыла!.. Что же ты стоишь, Антон? Дай же я тебя поцелую! Милый мой Антон Иванович... (Обнимает. Плачет. ) З а б е л и н. Не плачь. З а б е л и н а. Прости. Я думала, что ты погиб... И руки у меня совсем опустились. Туча-то какая над нами прошла, господи! Это же... Что же было? Ошибка? З а б е л и н (со своим значением). На этот вопрос я должен завтра дать ответ. З а б е л и н а (всматривается в него). Странное у тебя лицо. Ты странно взволнован, Антон Иванович. Где ты был? З а б е л и н. Не помню. З а б е л и н а. И взволнован и опять твоя манера: " Не помню". Ничего не помнишь, ничего не видел. З а б е л и н. Я видел, как почва уходит из-под ног. (Скептику. ) Кто целый год из меня душу по нитке выматывал? Ну что? Посадили? Они знают Забелина! Полагали расстрелять, а не стали, потому что Антон Забелин один. Чего смотрите? Разве я не похож на самого себя? А что такое - быть похожим на самого себя? З а б е л и н а. Антон, ведь твои аллегории никому не понятны. З а б е л и н. Не бойся, он меня отлично понимает. З а б е л и н а. Ты скажи, где ты был? С к е п т и к. Куда тебя возили? О п т и м и с т. Ты был в отлучке ровно три часа. З а б е л и н. Не три часа, а три года. З а б е л и н а. Опять... аллегории, загадки! З а б е л и н. Меня сделали фельдмаршалом и приказали покорить Индию. Вбегает М а ш а. М а ш а. Папа! (Прильнула к нему. ) З а б е л и н. Ты тоже не плачь... А сердчишко-то как стучит... Жаль вздорного отца? Любишь? М а ш а. Люблю... Я стремглав бежала. Мне нигде не могли сказать... Я стала у парадного и боюсь ступить за порог... Я думала... Папка мой! С к е п т и к. Но где ты был? З а б е л и н. В Кремле. С к е п т и к. И все? З а б е л и н. И все. З а б е л и н а. Ты расскажи подробности. З а б е л и н. Там не было подробностей. Д а м а с в я з а н ь е м. Я понимаю Антона Ивановича. Он так романтически появился в доме, что я одна все вижу. Антон Иванович... вы загадочны... вы романтически настроены... Я преклоняюсь перед вами, Антон Иванович. Не надо его расспрашивать. З а б е л и н. Лидия Михайловна, я с утра ничего не ел. Ты смотри, у нас гости, а стол не накрыт. Из наших запасов можно сделать старинный московский стол. Достань наше студенческое вино, которое мы покупали по полтиннику за бутылку. З а б е л и н а. Я все сделаю. Пожалуйте за мной. С к е п т и к. Но почему он на меня накинулся, точно я виноват в этом происшествии? О п т и м и с т. Если дело кончается стаканом студенческого вина, то как вы можете негодовать, почтеннейший друг мой? Все, кроме Забелина и Маши, уходят. З а б е л и н. Маша, сядь... никуда не пущу. (Взяв в руки книгу. ) Антон Забелин. " Электротехника". Машка, ты еще совсем маленькой была, когда я этот труд писал. Бывало, придешь сюда и скажешь: " Папа, ты пишешь? Ну, я тут посижу... " Посидишь вот здесь, а потом мне на закорки залезешь, и мы с тобой по кабинету носимся. А теперь ты у меня большая, умница, и отец робеет перед тобой. Что это за платье на тебе? Для своего поклонника принарядилась? М а ш а. Я в этом платье ежедневно хожу на работу. А поклонников никогда нарядами не прельщала. Ты сказал глупость. З а б е л и н. Глупый старик! Кстати, а где Ромео? М а ш а. Какой Ромео? З а б е л и н. Современный, советский. Где матрос? М а ш а. Зачем тебе? З а б е л и н. Мне бы сейчас с ним надо побеседовать. М а ш а. Папа, если бы ты знал, что произошло... что я наделала. Понимаешь, когда тебя арестовали, я подумала, что это он, и я сказала ему об этом. Теперь все кончено. З а б е л и н. Дура ты дура, не пошла за капитана Алейского... Теперь жила бы в Париже. М а ш а. Мне передавали, что капитан Алейский в Париже на балалайке играет. З а б е л и н. Лучше в Париже на балалайке играть, чем в Москве у Иверской спичками торговать. М а ш а. Отчего же ты в Париж не уехал? Тебя звали. З а б е л и н. Оттого что я русский. М а ш а. А я кто же? З а б е л и н. Вы, женщины, - хамелеоны. Елена Прекрасная у троянцев жила довольно удобно, Саламбо варвара полюбила, ты - матроса. А я без репы жить не могу! Там, в Париже, лягушками кормят... (Вдруг. ) Неужели жизнь прошла? Дочка моя, Машенька, посмотри на меня - прошла жизнь? М а ш а. Милый мой, скажи, о чем ты думаешь? Нельзя так. Почему жизнь прошла? З а б е л и н. Все, что я тут говорил, ни к чему. Ты ведь поняла? Я, видишь ли, у них в Кремле был... Что же ты молчишь? Ты знаешь, что сию минуту случилось? Я считал себя ученым человеком, строителем, созидателем. Я всю жизнь корпел, с ума сходил, проблемы выдвигал, а все это летит в тартарары! М а ш а. Папа, говори, что произошло? З а б е л и н. Убили твоего Забелина, сразили... Я не сразу, а только по дороге понял весь объем их идей. М а ш а. Расскажи спокойно, я ничего не знаю, понять тебя не могу. З а б е л и н. Не торопи, Маша. До завтра мы с тобой все обдумаем до полной ясности. Я ведь завтра должен дать ответ... М а ш а (глубокая радость). Тебе предлагают работать? З а б е л и н (шепотом). Велят, и серьезно велят. Теперь я спичками торговать не буду. Слово дал. М а ш а. Слава богу! З а б е л и н. И ты - слава богу! Мне, Маша, у тебя, только у тебя одной, по секрету надобно узнать: гожусь я, по нынешним временам, или долой со счетов? М а ш а. Ты... ты спрашиваешь? Конечно, годишься! Я тебе честное слово даю... Да разве позвали бы тебя в Кремль? З а б е л и н. Опять не то. Они знают Забелина, ты - отца. М а ш а. Ты сам вспомни, на какой почве мы чуть до полного разрыва с тобой не дошли? З а б е л и н. Опять-таки ты моего вопроса не понимаешь. Поставь рядом со мной матроса и подумай: уживусь ли я с ним? Я серьезно спрашиваю. Мне сейчас не до шуток. Матрос и я в одном колесе возможны? А? Такую комбинацию ты можешь себе представить? М а ш а (вдруг). Могу. У меня слов нет. Я не знаю, что отдала бы, чтобы ты мне поверил. З а б е л и н. Машка, а Россию-то... самоварную, попадью паровую... Россию они хотят побоку? Каково! М а ш а. Так о чем же ты думаешь?.. Что ты осматриваешься? Чего тебе жалко?.. Иди... Торгуй спичками. (Передразнивает. ) " Серные, довоенные... безопасные... " З а б е л и н. Не смей надо мной издеваться! М а ш а. Скажи, милый мой, о чем ты думаешь? З а б е л и н. Тс... Скажу. М а ш а. Слушаю, папа. З а б е л и н. Я сейчас в Кремле видел гениального человека. Занавес. Действие четвертое Картина первая Огромный, во всю сцену, старинный зал. В углу у дверей метла и куча мусора, Где-то у стены рыночный стол, черное кресло и простая табуретка. На столе телефон. З а б е л и н ходит по комнате, посвистывает. Переставил табуретку к окну, секунду посидел под окном. Вскочил, взял метлу и снял из угла паутину. Бросил метлу. Опять стал ходить по комнате и посвистывать. Входит М а ш а. Она здесь впервые. Удивленно осматривается. З а б е л и н. Сторож. Сторож, окаянная душа! Уважаемый гражданин сторож!.. Был, и след простыл. Возьму и позвоню... кому? Хотя бы самому Дзержинскому... в Чека. Прекрасно... И что же я ему скажу? Что сторож меня не признает? Глупо! Или что я изголодался по самым простейшим рабочим расчетам с логарифмической линейкой? Тоже глупо... Нет, такого положения даже я не мог себе представить. (Заметив Машу. ) А! Пришла? Восхищайся, аплодируй мне. Меня назначили главой всероссийского учреждения, дали особняк, а сторож удрал, не хочет вымести мусор, оттого что ему никто не платит, и он уходит торговать барахлом. М а ш а. Откуда такое странное кресло? З а б е л и н. Сейчас с чердака снял. Сугубо готический стиль. Старая дрянь. В сарае стоит карета с гербом. В этом доме я сам чувствую себя экспонатом. Здесь бегают крысы, толстые и наглые, как спекулянты у Иверской. Они меня презирают. М а ш а. Ты только не сердись. З а б е л и н. Я не ангел и не простофиля, принимающий бытие как величайшее одолжение. Иди домой, нового ничего не скажешь. М а ш а. Хорошо, я уйду, а ты что будешь делать? З а б е л и н. А что можно делать в этих условиях? Играть " Короля Лира", сцену безумия. Удивительная сцена. М а ш а. Ты мне очень не нравишься. З а б е л и н. Зато я тебя обожаю. М а ш а. Какой ты злой! З а б е л и н. Какая ты добрая. М а ш а. Я ведь знаю тебя, в таком состоянии ты способен бросить, уйти, написать ужасное заявление. Трудности надо преодолевать. З а б е л и н. Какой афоризм! Никогда не слыхал. М а ш а (вдруг в тоне отца). Мне стыдно за тебя. З а б е л и н. Как-с? М а ш а. Горько, стыдно, противно! Ты дал слово... З а б е л и н. Ну да... я дал слово... М а ш а. И постой, постой, я тоже знаю, что сказать. Ты же был рад, что дал согласие, ты ожил у нас на глазах, к тебе вернулась твоя энергия. З а б е л и н. Ты мне толкуешь о том, что было вчера, а я говорю о том, что происходит сегодня... Маша порывается что-то сказать. Не смей меня перебивать! Как ты не понимаешь, что я лопаюсь от злости оттого, что не могу немедленно, как мне было предложено Лениным, немедленно в буквальном смысле приступить к работе. Да, я дал слово и готов его сдержать... хочу, понимаешь? Мечтаю выполнить. Но я могу сделать это через людей, то есть в живом общении с живыми существами, а их вокруг меня нет... Ау! Слышишь? Эхо... и больше ничего. В дверях появляется Р ы б а к о в, в руках держит пишущую машинку. З а б е л и н. Смотрите, это он! Конечно же, это он!.. Позвольте, вы условились? Что же молчите? Условились? Так и отвечайте. Вы хоть поздоровайтесь, сударь. Чем обязан радости вновь видеть вас? Р ы б а к о в. Я прислан к вам сюда работать. З а б е л и н. Вы присланы сюда работать? Пожалуйста, садитесь, вот вам мое кресло, приказывайте. Р ы б а к о в. Напрасно, честное слово, у вас такая ирония. Меня послали вам помогать. З а б е л и н. А что за предмет вы принесли? Пишущая машинка? Р ы б а к о в. По пути в одном месте взял... то есть одолжил... З а б е л и н. Может быть, отнял? Р ы б а к о в. Не без этого... З а б е л и н. Ставьте ее куда-нибудь. Р ы б а к о в. Сейчас что-нибудь придумаем. Это пока. Вы сами понимаете. З а б е л и н. Не старая машина... Ремингтон. Позвольте, а кто же будет работать на ней? Р ы б а к о в. Я одолжил ее вместе с машинисткой. Сейчас придет. З а б е л и н. Маша, смотри. Вот уже становится похоже на какую-то контору... (Подумав. ) Нет, ничего не похоже. М а ш а. Мне, кажется, пора уходить. Р ы б а к о в. Тут мусор! (Забелину. ) Позвольте мне вынести мусор. Некрасиво. З а б е л и н. Святая наивность! Кого вы думаете перехитрить? Р ы б а к о в. Почему - перехитрить? Нельзя же запускать помещение. З а б е л и н (строго). Молодой человек, почему же при мне вы делаете физиономии, что не видите друг друга, и скрываетесь от меня, как воры? М а ш а. Неправда. Я тебе говорила. Ты знаешь... Я не скрываюсь. И не думала и вообще ничего не хочу. Прощайте. Р ы б а к о в. А мне по этому поводу сказать можно? З а б е л и н. Сколько угодно. Р ы б а к о в. Нельзя рубить дерево не по себе. Я не обижаюсь, что Мария Антоновна сказала, будто я под видом любви к ней выслеживал вас. Что там было выслеживать? З а б е л и н. Да... Нуте-с? Р ы б а к о в. Я не об этом. Между нами большая разница в образовании, воспитании. Так я и решил. Ну, я займусь этой маленькой операцией, а то нехорошо. (Идет к двери. ) М а ш а. Рыбаков... Рыбаков оборачивается. Вы правы... Между нами целая пропасть. Вы очень умно рассудили. Незаслуженно обидела вас и прощения просить не хочу. Но вы всегда по отношению ко мне были удивительно благородны. Теперь я вас попрошу в последний раз - уходите отсюда, совсем уходите. Я никогда не должна слышать о вас. (Бросилась прочь. ) З а б е л и н. А он стоит... Бегите вслед, просите прощения... Р ы б а к о в. То есть я действительно побегу. З а б е л и н. Какое там, к черту, " то есть"! Ступайте уж... Р ы б а к о в убегает. Что поделаешь?.. Жизнь... Остра ты, матушка-жизнь, с перцем, с полынью, а принимать надо. Бедная Машка-то, любит. Кто там? Входит З а б е л и н а. В руках судки. Будь здорова. З а б е л и н а. Я принесла тебе завтрак. З а б е л и н. Безумно рад. Благодарю. З а б е л и н а. Садись и ешь! Возьми салфетку и ешь, как прежде на службе. З а б е л и н. Не хочу. З а б е л и н а. Мне твои пируэты надоели. Садись и ешь. З а б е л и н. Лида, ты не шуми... Я сажусь. З а б е л и н а. Молчи и ешь. З а б е л и н. Ем. З а б е л и н а. Лучше жуй. З а б е л и н. Жую... Ты на улице никого не встретила? З а б е л и н а. На улице много людей. З а б е л и н. Конечно... З а б е л и н а. Антон Иванович, работай, ради бога, и не дерись ни с кем. З а б е л и н. Не буду. З а б е л и н а. Приди в себя. Успокойся. И вообрази себе, что все это... обстановка... дела... будет выглядеть иначе. З а б е л и н. Воображу, воображу. З а б е л и н а. Если бы ты знал, как хочется, чтоб снова ты ушел с головой в свое дело. З а б е л и н. Довольно меня нянчить! Я не грудной младенец! Ей хочется! А я мешок с опилками?! Болванка без души? Благодарю за угощение. Сыт. Входит М а ш а. А ты опять зачем? М а ш а. За мамой... проводить ее. З а б е л и н. За мамой... Входит Р ы б а к о в. Вот все святое семейство! Но вместо Христа - матрос! Р ы б а к о в (обиделся, разозлился, вспылил). В конце концов мне не до шуток. И я пришел сюда работать. Пожалуйста, вот мое назначение, прочтите. Мне дано строгое, указание не терять времени. Давайте обсудим, что и как. З а б е л и н. Давайте обсудим. А вы энергетик, электрик или хоть бы электромонтер? Р ы б а к о в. Умею чинить электрические пробки. З а б е л и н. Чтобы работать по электрификации России, этого слишком мало. Р ы б а к о в. Я найду себе дело. З а б е л и н. Впрочем, это даже обстановочнее - то один болван свистел в пустом зале, теперь будут - двое. Р ы б а к о в. Я свистеть не буду, а главное - вам не дам. Прежде всего, с чем вы здесь столкнулись? З а б е л и н. Ни с чем. Р ы б а к о в (смутился). Так... ну и что же? З а б е л и н. Ну и ничего же! Поняли? Так начинается библия. З а б е л и н а (знаками отозвала Машу в сторону). Маша, нам нельзя уходить... Пойдем походим по комнатам... З а б е л и н а и М а ш а незаметно уходят. Р ы б а к о в (задумчиво осматривается). Насколько я могу понять, вы, я, и вся эта обстановка составляют нашу организацию. Телефон есть. А средства передвижения вам дали? З а б е л и н. Дали. В сарае стоит карета. Без лошадей. Р ы б а к о в. Без лошадей карета не годится. Не надо ничему удивляться... Однажды я взял город, пришел в городскую управу и конфисковал кассу. А в кассе города оказались две медные копейки. С двумя копейками я начинал Советскую власть. З а б е л и н. Любопытно... как же вы начинали? Р ы б а к о в. Я созвал в театр мелкую, среднюю и крупную буржуазию и на сцену поставил пулемет и будильник... И через три часа, по звонку будильника, они положили на стол три миллиона. З а б е л и н. Что же, вы собираетесь и сюда созвать всю оставшуюся в Москве буржуазию? Р ы б а к о в. Нет... Вы мне скажите, что сейчас вам крайне необходимо? З а б е л и н. Мне крайне необходимы инженеры, техники, чертежники, теоретики, ученые... Р ы б а к о в. Ну и давайте их привлекать. З а б е л и н. Что же, вы поедете с пулеметом и будильником по Москве? Р ы б а к о в. Нет, в данном случае тут с пулеметом ничего не сделаешь. Я дам во все газеты сообщение, что Антон Иванович Забелин приступил к работе. З а б е л и н. Очень простая мысль. Р ы б а к о в. Я сейчас буду вызывать сюда журналистов. З а б е л и н. А разве они существуют? Да-да, конечно... Я просто забыл, какие бывают журналисты. Но у нас негде их принять, посадить. Р ы б а к о в. Ничего, постоят. Итак, я буду вызывать журналистов, а вы садитесь готовиться к докладу. Нам с вами... то есть вам... лично вам... не позднее чем через три дня надо представить обещанный доклад товарищу Ленину. З а б е л и н. Как - через три дня? Р ы б а к о в. Вот так... обыкновенно. З а б е л и н. Откуда вы это знаете? Р ы б а к о в. Знаю очень точно. З а б е л и н. Нет, вы это, голубчик, совсем серьезно? Р ы б а к о в. Очень серьезно. З а б е л и н. Что же вы молчали, сударь? Р ы б а к о в (вызывает номер телефона). Вы на меня накинулись и ошарашили. З а б е л и н. Вас ошарашишь! Р ы б а к о в (по телефону). Двадцать два - двадцать три... Редакция " Известий"?.. С вами говорит ученый секретарь особой комиссии. Мы разворачиваем огромную работу по подготовке электрификации... А вы и не знали?! Плохо работаете, да... да... Пришлите-ка нам сотрудника. Сивцев Вражек, семнадцать. З а б е л и н (достает записную книжку). Вот вам номер телефона инженера Вострецова. У меня с этим господином получился парадокс... иначе говоря, я с ним подрался у Малого театра. Мне нужно получить у него копию моего доклада в Академии наук. Позвоните ему. Р ы б а к о в. Четырнадцать - сорок пять. З а б е л и н. А жена ушла? Кто просил уходить?.. Лидия Михайловна! Верните их... Р ы б а к о в. Четырнадцать - сорок пять?.. Инженер Вострецов дома?.. Как - не знаете, а вы кто такая, жена?.. Где работает?.. Говорит особая комиссия... Благодарю вас. Вбегают З а б е л и н а и М а ш а. З а б е л и н а. Извини... мы судки забыли. З а б е л и н. Судки... какие судки! Сию минуту поезжайте домой и пришлите мой лондонский чемодан из свиной кожи; там спрятаны мои лучшие труды. Марья, ты сама найди изводчика и вези. Опять они ждут. Ведь ясно сказано? З а б е л и н а (подходит к мужу, тихо). А тот портфель... ты знаешь, о чем я говорю... не нужен? З а б е л и н. Он здесь со мной. З а б е л и н а. Ведь я понимаю... Я все понимаю... Вся жизнь как на ладони. Пойдем, Маша. (Уходит. ) М а ш а (у дверей). Папка, как я тебя люблю! И вас люблю, Рыбаков... (Целует Рыбакова, уходит. ) З а б е л и н. Вы нашли Вострецова? Позвольте, вы взволнованны... Р ы б а к о в. Конечно, взволнован... Но я этого Вострецова со дна моря достану. Входит м а ш и н и с т к а. Вот, Антон Иванович, машинистка, о которой я вам говорил. З а б е л и н (машинистке). Вы прикомандированы к нам работать... Душевно рад. Забелин. И вы не удивляйтесь, если мы сейчас экстренно начнем работать. Усаживайтесь. (Ходит, думает вслух. ) Идея... идея... Нет, мы начнем так-с. Электрификация России является величайшей идеей современности на долгие времена... (Машинистке. ) Можно? М а ш и н и с т к а. Все готово. З а б е л и н. Я обыкновенно диктую и хожу при этом. Итак, пожалуйста, начнем. " Председателю Совета Народных Комиссаров... " Картина вторая Служебный кабинет Ленина в Кремле. В кабинете находятся а н г л и й с к и й п и с а т е л ь и с е к р е т а р ь. Они сидят друг против друга. А н г л и ч а н и н. Разрешите посмотреть иллюстрации в этом журнале? С е к р е т а р ь. Пожалуйста. Входит Л е н и н. Л е н и н. Я заставил вас ждать? (Протягивает руку. ) Ульянов-Ленин. Милости прошу! Английский писатель ритуально раскланивается. Ленин приглашает его садиться. Сели. С е к р е т а р ь уходит. Слушаю вас. А н г л и ч а н и н. Я, конечно, не верю рассказам, что вы масон. Л е н и н. А в Лондоне еще водятся масоны? Боже мой, какая дичь! А н г л и ч а н и н (не теряя достоинства). Но мне кажется, что вы плохо знаете русскую жизнь. К вам очень трудно проникнуть. Здесь так много часовых. Как же вы можете иметь связь с вашим народом? Л е н и н. Связь с народом от часовых не зависит. А н г л и ч а н и н. Я собираюсь написать обширную книгу против Маркса. Л е н и н (улыбнулся). Это интересно. А н г л и ч а н и н. Он мне надоел. Л е н и н. Кто? А н г л и ч а н и н. Я сказал кто. Я сказал, Маркс. Л е н и н. Ну что ж, валяйте! А н г л и ч а н и н. Что это такое - валяйте? Л е н и н. Действуйте... работайте! А н г л и ч а н и н. Я не понимаю, как вы, мистер Ленин, можете делить мир на бедных и богатых. Это примитивно, грубо. Среди богатых есть честные люди, как и среди бедных. Вот эти честные люди из богатых и бедных должны объединиться и построить разумный социализм. Я вижу по вашим глазам, что вы не верите в эту идею. Л е н и н. Ни на грош не верю. А н г л и ч а н и н. Я готов спорить. Л е н и н. Я слишком ценю ваше время, чтобы спорить о таких вещах. А н г л и ч а н и н. О-о... Это же фанатизм - верить только в одну идею большевистского социализма! Л е н и н. Ваше правительство истратило много денег, чтобы пушками доказать несостоятельность наших идей. А н г л и ч а н и н. Я был одним из тех, кто протестовал. Л е н и н. Да-да, я знаю, вы один из тех честных, и не помогло! А н г л и ч а н и н. Не помогло. Л е н и н. А почему же не помогло? А н г л и ч а н и н. Потому что у них власть. Л е н и н. У них банки, у них пушки... А у вас честность. Что такое ваша честность по сравнению с самой плохой пушкой? Только вы соберетесь начать свой разумный социализм, а они поставят одну самую плохую пушку, и бац по вашим милым социалистам! Послушайте, это ведь вещь вполне возможная... что же тогда вам делать? Отстреливаться? Но ведь это же большевизм. Бежать? А как же социализм? А н г л и ч а н и н. Мистер Ленин, это обычная красная пропаганда. Л е н и н. Но я же самый настоящий красный! А н г л и ч а н и н. Мистер Ленин, я удивлен... В это мгновение доносится звук курантов - две-три ноты из " Интернационала". Л е н и н (прислушиваясь). Чем? А н г л и ч а н и н. Вы находите в себе юмор, а между тем всякому беспристрастному наблюдателю, явившемуся с Запада, легко заметить, что вы на краю гибели. Л е н и н (серьезно). Пожалуйста, расскажите, что вы у нас заметили? А н г л и ч а н и н. Я заметил, что люди в России очень плохо побриты. Л е н и н. Да, побриты они неважно. А н г л и ч а н и н. К тому же они все страшно оборванны... Может быть, вам эта тема неприятна? Л е н и н. Пожалуйста, продолжайте. Мне очень интересно, что вы у нас увидели! А н г л и ч а н и н. Все люди ходят с какими-то свертками. Я сначала не мог понять, в чем дело. А потом мне рассказали... Это их пища, паек... Они из своих учреждений несут домой в газетах вареную кашу. У вас никто не гуляет по улицам. Все куда-то бегут. У Максима Горького всего один костюм. Л е н и н. Неужели? Он вам говорил? А н г л и ч а н и н. Мне сказали его близкие. Л е н и н (как бы про себя, задумчиво). Всем трудно. Горькому тоже трудно. (Вдруг, прищурившись. ) А сколько у вас костюмов? А н г л и ч а н и н. Я не помню... как у всякого порядочного человека... десять... двенадцать... Л е н и н. У вас двенадцать, а у Горького один... Видите, какая разница! Но продолжайте, пожалуйста! А н г л и ч а н и н. Когда я простудился, то в аптеке не нашлось никаких лекарств. Л е н и н (горько). Вот это ужасно... я знаю, это ужасно! А н г л и ч а н и н. Я ел хлеб, который не годен для пищи, но я слыхал, что где-то в районе реки Волги русские едят друг друга. Правда ли это? Л е н и н. Правда. А н г л и ч а н и н (патетически). Человеческие силы не в состоянии остановить эту катастрофу! В России в скором времени никого не останется, кроме деревенских мужиков. Железные дороги заржавеют, так как ваши города перестанут существовать. Я вижу Россию во мгле, в страшной мгле ее конца... катастрофы, гибели... Л е н и н (просто, задумчиво). Наверно, мы производим жуткое впечатление... " Во мгле"... Наверно, и мгла есть. Нет-нет, я не спорю, наверно, все это так и кажется. А н г л и ч а н и н. Я слышал, что вы предлагаете план электрификации России. Л е н и н (вдруг, удивленно). Как - слыхали? А н г л и ч а н и н. Я имел беседу с одним господином, который... Л е н и н. Я знаю, с кем вы имели беседу. Что же говорит этот господин? А н г л и ч а н и н. Он остроумный человек, он шутит, он говорит - не " электрификация", а " электрификция". Л е н и н. Да, он остроумный господин. А н г л и ч а н и н. Вы мечтатель, мистер Ленин. Перед вами огромная, плоская, замерзающая страна, скорее с азиатским, чем с европейским, населением, страна, испускающая смертельный крик... а вы мечтаете дать ей электричество. Вы странный мечтатель, мистер Ленин! Л е н и н. Приезжайте к нам через десять лет. А н г л и ч а н и н. Но будете ли вы через десять лет? Л е н и н (весело). Будем. Не верите? Приезжайте и увидите, что будем. Я мечтатель. Мне кажется, что вообще мы - навеки. А н г л и ч а н и н. Если вы так верите, то у вас есть тайны, которых мы не знаем. Л е н и н. О, напротив, мы очень откровенны... слишком откровенны! А н г л и ч а н и н. Если так, то скажите, почему вы верите и мечтаете? Л е н и н. Так вы же рассердитесь. Вы скажете, что это обычная красная пропаганда. Я верю в рабочий класс, вы - нет. Я верю в русский народ, вас он ужасает. Вы верите в честность капиталистов, а я - нет. Вы придумали чистенький, милый, рождественский социализм, а я стою за диктатуру пролетариата. " Диктатура" слово жестокое, тяжелое, кровавое, мучительное. Таких слов на ветер не бросают, но иначе нельзя мечтать об электрификации, социализме, коммунизме... История покажет, кто из нас прав. А н г л и ч а н и н. Ваша вера может потрясти... или свести с ума! Это невозможно понять! Перед вами бездна несчастий, ужасов, а вы над пропастью говорите об электрификации... Я отказываюсь понимать! Снова бьют куранты - опять две-три ноты " Интернационала". Л е н и н. Приезжайте к нам через десять лет... А н г л и ч а н и н. Нет, вы что-то скрываете. Вы знаете что-то, чего не знают у нас на Западе, но не говорите! Л е н и н. Даю вам честное слово, что мы все и до конца говорим открыто. А н г л и ч а н и н. Вы утомлены. Я это заметил, когда вы вошли... До свидания, мистер Ленин! Благодарю вас за беседу. Может быть, вы и правы, а я неправ. Будущее покажет. До свидания! Л е н и н. До свидания! А все-таки вы к нам через десять лет приезжайте. А н г л и й с к и й п и с а т е л ь уходит. Л е н и н (задумался и вдруг засмеялся). Какой мещанин!! А?! Какой безнадежный филистер! Входит с е к р е т а р ь. Инженер Забелин ждет? С е к р е т а р ь. Да, Владимир Ильич. Л е н и н. Просите. Секретарь уходит. Входит З а б е л и н. З а б е л и н. Здравствуйте, Владимир Ильич. Л е н и н. Здравствуйте, Антон Иванович. Как здоровье, настроение? З а б е л и н. Благодарю. Настроение у меня... прогрессирует. Л е н и н. Чудесно, если прогрессирует... Но, между прочим, вам доводилось в жизни встречать мещан?
|
|||
|