Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  Многоликий Олег Табаков



 


                       Многоликий Олег Табаков

 

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей. Отец – Табаков Павел Кондратьевич, долгие годы работал в НИИ «Микроб» в Саратове. Мать – Березовская Мария Андреевна, работала рентгенологом.

              Детство О. Табакова прошло в Саратове в коммунальной квартире так называемого " бродтовского     дома" на углу Мирного переулка и Большой Казачьей     улицы (раньше дом принадлежал известному в городе доктору Бродту). " Все воспоминания тех лет очень     светлые, - рассказывает Олег Павлович. - Солнце,     пространство, воля. Счастье. Вокруг - только любящие люди: мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра - Женя и Мирра... "

    Однако эта счастливая, безоблачная жизнь закончилась в июне 1941 года. В первые дни войны отец Олега Павловича ушел добровольцем на фронт, служил начальником военно-санитарного поезда № 87. «Хотя Саратов и считался городом сытным, хлебным, – вспоминает О. П. Табаков, – для нашей семьи тяготы войны были связаны с голодом». Все ценные вещи в доме, в том числе библиотека, были распроданы. От библиотеки остались лишь «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Стальной коготь» Эль Регистана, несколько прекрасно иллюстрированных томов Шиллера, «Мертвые души» Гоголя, а также дореволюционные очень красочные издания – жизнеописания Суворова, Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Нахимова, Корнилова, Синявина, Макарова. Научившись читать уже в 4 года, за время войны Олег выучил эти книги практически наизусть. После войны, когда Олегу было всего 10 лет, он серьезно увлекся литературой, начал собирать книги (эту страсть он сохранил на всю жизнь).

    В театр впервые Олег попал еще до войны вместе с мамой, которая с ранних лет стремилась привить сыну любовь к прекрасному. В 1942 году в Саратов эвакуировали МХАТ. У Олега Павловича долго хранились мамины программки с именами Тарасовой, Грибова, Москвина. Ему навсегда запомнился спектакль военной поры – «Кремлевские куранты».

Сильное впечатление от мастерского владения профессией и характерности исполняемых им ролей оказал на будущего актера и режиссера О. Табакова артист

А. И. Щеголев, игравший на сцене саратовского ТЮЗа. «Именно саратовский ТЮЗ пробудил во мне мечту о театре», – считал Олег Павлович.

Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии. Именно в ее театре Олег Табаков впервые познал радость маленьких артистических триумфов и ни с чем не сравнимое ощущение игры на сцене. С тех пор сцена стала настоящим праздником его жизни.

     После окончания школы Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко... И по итогам вступительных экзаменов был принят сразу в два института! Олег Павлович выбрал Школу-студию МХАТ, которая представлялась ему «вершиной театральной педагогики». МХАТ по праву считался первым театром страны.

    Первый профессиональный успех принесла Олегу Табакову роль Хлестакова, сыгранная им в отрывке еще на 2-м курсе. «Первые серьезные похвалы в моей жизни стали реальным подтверждением того, что я занимаюсь своим Делом. Какое-то зерно в профессии было найдено, а потому уже можно было надеяться на что-то большее в будущем... » – напишет он много лет спустя в мемуарах.

     Учась на 3-м курсе, он начинает сниматься в кино. Первая роль Саши Комелева в     картине Михаила Швейцера «Саша вступает      в жизнь» (1957) дала ему возможность познакомиться с новым для него видом     профессионального ремесла, принесла встречи с артистами многих театров, с новой драматургией кино.

    По окончании Школы-студии Олег Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, однако судьба привела его в только что созданный О. Ефремовым новый театр – Студию молодых актеров, из которой впоследствии родился театр «Современник».

Своим главным учителем в профессии Олег Табаков называет О. Ефремова, так как именно в «Современнике» состоялось становление его как актера и именно Ефремов дал ему «некий компас ощущения себя по отношению к сообществу, сознание себя в сообществе». Его первые роли в «Современнике» – это молодые люди, только вступающие в жизнь и страстно желающие найти в ней свое место. Таков Миша в спектакле «Вечно живые» В. Розова, Олег Савин в пьесе того же В. Розова «В поисках радости». Толя в спектакле «Продолжение легенды» по повести Анатолия Кузнецова, студент консерватории Славка и раненый солдат Женька в «Матросской тишине» А. Галича.

    В 1966 году на сцене «Современника» состоялась премьера спектакля Галины Волчек «Обыкновенная история». Пьеса Виктора Розова была написана по роману И. А. Гончарова. Олег Табаков играл Александра Адуева, героя, прошедшего путь полного перерождения от юного идеалиста, романтика до самого заурядного циничного обывателя. Спектакль со временем стал театральной легендой. Он был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР, а его герои сопровождают Олега Табакова на протяжении всей его творческой жизни.

    В 1968 году состоялся режиссерский дебют Олега Табакова: в студии «Современника» он поставил студенческий дипломный спектакль «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя. В 1970 году во МХАТ из «Современника» уходит Олег Ефремов, и Олег Табаков на шесть с половиной лет становится его директором. За эти годы происходит обновление театра, в его труппу принимается целый ряд молодых мастеров: актеры М. Неелова, К. Райкин, Ю. Богатырев, режиссеры В. Фокин и И. Райхельгауз. Обновился и репертуар театра: В. Фокин ставит «Валентина и Валентину» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Записки из подполья» по Ф. Достоевскому, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева. Олег Табаков приглашал в театр для новых работ известных режиссеров и писателей, приносивших свежие идеи, подающих новый импульс для творческого развития театра. «К тому времени я уже овладел своей профессией настолько, – вспоминает Олег Табаков, – что ощущал нестерпимую потребность передавать опыт из рук в руки, продлеваться в учениках... » Назрела необходимость создания собственной студии, которая и была образована в 1974 году.

    Между тем директорство не мешало Табакову актерствовать. Хитромудрый враг Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны». Вот что Олег Табаков вспоминает об этой роли: " Предложение сыграть Шелленберга одновременно и озадачило меня, и обрадовало. Обрадовало тем, что исполнением этой роли я хоть в небольшой степени возмещу наш неоплатный долг героям Великой Отечественной. Ведь они жертвовали жизнью во имя того, чтобы вот такие шелленберги никогда вновь не сели на шею немецкого народа. Однако оглуплять его я не хотел. Оглупление врага в произведениях искусства в конечном итоге преуменьшило бы сегодня всю грандиозность и масштабы подвига советских людей… Именно после этой картины популярность Табакова вырвалась за пределы Советского Союза.

    Олег Табаков воспринимался поклонницами как дамский угодник. Да что угодник— он и самих дам играл с очень большим успехом. Театральные зрители со стажем помнят его нахальную буфетчицу Клаву («Всегда в продаже» В. Аксенова в «Современнике»), а уж мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» помнят уж точно все.

    В 1976 году Олег Табаков уходит с поста директора «Современника», много и плодотворно работает на радио и снимается в кино, но в основном посвящает себя преподавательской работе. В ГИТИСе он набирает свой курс, основой которого стали ученики его студии Е. Майорова, А. Селиверстова, В. Мищенко, С. Газаров, А. Смоляков, М. Шиманская, М. Хомяков, многие из которых и поныне, уже став известными артистами, работают рядом со своим Учителем.

    В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трех новых театров, среди которых был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре в народе окрестили «Табакеркой». По словам Олега Табакова, для него его театр – это прежде всего «большая семья, где много детей и где все? по справедливости».

    Театральной карьере Табакова можно было позавидовать. В 30 лет он уже лауреат Государственной премии СССР. Педагогическая деятельность отнимала у Табакова значительное количество времени, поэтому в кино в те годы им было сыграно не так много ролей, причем в основном это были эпизоды. Время вспомнить известную эпиграмму Гафта: «Чеканна поступь, речь тверда у Лелика, у Табакова. Горит, горит его звезда… на пиджаке у Михалкова». У Никиты Михалкова он замечательно снялся в «Неоконченной пьесе для механического пианино» и, конечно, в «Нескольких днях из жизни И. И. Обломова».

    Одной из успешных работ Табакова в те годы стала роль… кота Матроскина в серии мультфильмов о деревне Простоквашино, затем озвучил несколько популярнейших советских мультфильмов, таких как: «Бобик в гостях у Барбоса» (1977), «Ежик + Черепаха» (1981). С этого момента наш герой стал одним из любимых актеров для миллионов российских детей. Видимо, учитывая это и многое другое, в 1988 году Олегу Табакову было присвоено звание народного артиста СССР.

    С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает художественное руководство двумя театрами: МХТ им. А. П. Чехова и «Табакеркой». Уже став художественным руководителем прославленного театра, а впоследствии, в 2004 г., директором МХТ, Табаков создал целый ряд великолепных ролей в спектаклях «Кабала святош» М. Булгакова (Мольер), «Последняя жертва» А. Островского (Прибытков), «Тартюф» Ж. -Б. Мольера.

    Табаков не боялся быть разным, оставаясь при этом всегда самим собой. Бог, надо сказать, достаточно щедр к Олегу Павловичу Табакову, и это очевидно. Талантом наделил, не скупясь. Где бы ни работал Табаков, он всегда оставался артистом, прежде всего артистом, причем талантливым. Если считать по убеждению Станиславского, что обаяние — «величайшее проявление дарования актера», то Олег Табаков - один из самых даровитых актеров нашей сцены. И все же самый главный образ, созданный Олегом Табаковым – это образ Олега Табакова. Образ человека-победителя, счастливчика. Человека, которому далась и карьера и фортуна.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.