Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приходское служение



 

Сама́ рскийИ́ верскиймонасты́ рь — православный женский монастырь Самарской и Тольяттинской епархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре.

В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе Самарское знамя. Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ Божией Матери «Иерусалимская» и давший название монастырю образ Божией Матери «Иверская». На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане. Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги[1].

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся зданий, признанные памятником архитектуры регионального значения. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте была восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские. В 1999 году монастырь посетил патриарх Московский Алексий II, с 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

 

8 сентября 1889 года в монастыре была открыта церковная школа для девочек[66]. На церемонии открытия присутствовали губернатор А. Д. Свербеев и городской голова П. В. Алабин[65]. Школа размещалась в специально устроенном корпусе рядом с колокольней. Первой учительницей стала окончившая Самарское епархиальное училище девица из духовного звания Л. Н. Рапидова[66], законоучителями были известные священники, пение преподавал монастырский дьякон[65]. Первоначально в школе обучалось 85 девочек, к 1899 году их число возросло до 100[67]. На первом выпускном экзамене в 1890 году присутствовал епископ Серафим[68]

 

В марте 1891 года обитель неожиданно получила значительный участок земли. Самарский почётный гражданин Василий Головачёв, который некогда финансировал сооружение иконостасов в монастырских храмах, но с тех пор более 20 лет никак с обителью не был связан, оставил в вечное владение 450 десятин монастырю и монастырскому причту ещё 50 десятин хорошей пахотной земли в 70-ти вёрстах от Самары, вблизи Чагринского женского монастыря[74]. На этом участке разместился один из монастырских хуторов. Причт сперва сдавал монастырю свой участок за 75 рублей в год, а затем обменял обители на 2000 рублей неприкосновенного капитала в 1%-х ценных бумагах[75].

28 июля 1891 года при встрече цесаревича Николая Александровича в Бузулуке игуменья Антонина преподнесла ему икону Божией Матери «Иверская», шитую золотом в мастерских обители, и полотенце, на концах которого был вышит вид Иверского монастыря. 3 января 1892 года Антонина скончалась от туберкулёза[76], две вселенские панихиды по ней отслужил самарский епископ Владимир (Богоявленский)[77]. Новой настоятельницей стала монахиня Феофания[76], вскоре возведённая в сан игуменьи[72].

В 1896 году скончался Пётр Алабин, его вдова Варвара Васильевна Алабина соорудила над его могилой в Иверском монастыре большой памятник. Также отделила придельный Елено-Варваринский храм (названный в честь святой Елены и святой Варвары в память о дочери Алабиных Елене Лаппа-Стражецкой, которая умерла от туберкулеза)[81] от Иверского, оставив для связи с ним двери в середине перегородки и в алтаре. После её смерти в 1898 году и устройства нового тёплого храма богослужения на престолах первого Иверского храма почти прекратились[47].

В 1898 году по распоряжению епархиального руководства одиннадцать монахинь Иверского монастыря были переведены в созданный Шихобаловский Свято-Троицкий монастырь, став его первыми насельницами, монахиня Мастридия (в миру крестьянка Марва Никитична Казакова) при этом стала первой настоятельницей открытой обители[82].

Вид с Волги на Иверский женский монастырь

К началу XX века монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль[67], продолжавший расширяться: в 1901 году был заложен новый трапезный храм. Кроме этого, было 3 храма, 22 жилых корпуса, настоятельский корпус, каменный корпус с мастерскими, монастырская школа, различные службы: три погреба, квасоварня, просфорная, прачечная, баня, два каретника, три амбара и т. д. Всё свободное от построек пространство, все палисадники, все кладбища были засажены разнообразными деревьями, кустарниками и цветами[83]. Некоторые примыкавшие к монастырской стене участки также принадлежали обители, на таких участках, в частности, было построено три новых здания для трёх членов монастырского причта, ранее живших в общем причтовом доме. Бывшее их здание хотя и сильно пострадало в пожаре в июле 1899 года, но было восстановлено, обложено кирпичом, и к полувековому юбилею обители здание занял странноприимный дом[84].

В 1908 году монахиня Феофания была отстранена от должности настоятельницы, её место заняла игуменья Серафима[76].

В годы Первой мировой войны на территории монастыря в монастырских зданиях больницы и школы разместился госпиталь для раненых солдат. Мастерские обители бесплатно шили одежду и бельё для воинов[67].

При советской власти [править | править код]

Вид на Иверский монастырь при советской власти

В 1919 году монастырь был официально закрыт, но на его базе была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, получившая в своё распоряжение монастырские храмы. Большинство жилых корпусов было занято под квартиры рабочих «Водосвета» и завода «Металлист», монахини проживали в оставшихся зданиях до 1929 года[85], их с 5 августа 1919 года обязали платить квартирную плату наравне с прочими горожанами[86].

Могила Петра Алабина

В марте 1922 года по распоряжению самарского губисполкома из монастыря были изъяты все ценные вещи: драгоценные ризы особо чтимых Иверской и Иерусалимской икон, напрестольный крест, большой ковчег, серебряный потир, десять икон, две лампады и другие предметы. Акт о передаче ценностей в губфинотдел со стороны монастыря подписала казначея Манефа[87].

В 1925 году была закрыта и артель, в жилых корпусах поселились работники Жигулёвского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС, расположенных неподалёку, сформировав так называемый «рабочий городок». В том же году был закрыт Иверский храм, в 1926 году разобран деревянный придел Иерусалимского храма. В 1929 году были закрыты и остальные три храма обители. В 1930 году были разобраны монастырская колокольня, ограда, многие монастырские строения. Было разорено монастырское кладбище, уничтожены склепы на нём, повреждены могилы. Сохранилась лишь могила Петра Алабина[87]. В 1987 году она была объявлена памятником истории и культуры[88]. В оставшихся постройках разместились различные организации[87].

Сохранилось народное предание, не имеющее документального подтверждения[50], но фигурирующее в том числе в повести самарского писателя А. Солоницына «Врата небесные», что последние сёстры монастыря были погружены на старую баржу, которую затем затопили на Волге[89].

Возрождение монастыря [править | править код]

6 декабря 1991 года была официально зарегистрирована община Иверского монастыря. Администрация Самарской епархии при поддержке различных общественных организаций, городского и областного советов народных депутатов добилась передачи Русской православной церкви 13 февраля 1992 года трапезного Иерусалимского храма и прочих оставшихся монастырских строений[87].

Постановлением главы администрации Самарской области от 27 марта 1992 года храм Иверской Божией Матери, трапезный храм, дом игуменьи, монастырские мастерские и некрополь были признаны памятником истории и культуры регионального значения как характерный пример культовой архитектуры конца XIX века[90]. Впоследствии статус памятника был подтверждён приказом министерства культуры Самарской области № 23 от 16. 12. 2009 года.

В октябре 1992 года в трапезном храме начались регулярные богослужения. Начались проектные работы по восстановлению Иверского храма[87].

 

Келейный корпус и корпус келий и ремесленных мастерских

В августе 1994 года по указу патриарха Московского Алексия II возрождённый монастырь возглавила игуменья Иоанна (Л. Капитанцева), переведённая из Красногорского женского монастыря Черкасской епархии. В это время в монастыре проживало 12 насельниц[87].

Монастырь получил во владение территорию площадью 0, 79 га, то есть около 10 % от некогда принадлежавшей. Позднее участок владений монастыря расширялся, составив около половины изначальной[1], но значительная часть бывшей монастырской территории занята жилыми домами. Взамен ранее принадлежавшей собственности монастырю в 1995 году была передана территория бывшего трудового лагеря, расположенная в Волжском районе, в 40 км от Самары. Здесь было создано монастырское подворье, а также построен храм во имя Святого Духа[87].

В октябре 1999 года монастырь посетил патриарх Московский Алексий II, который подарил обители образ Иерусалимской Божией Матери. В 2001 году в монастырь были перенесены мощи местночтимого святого Александра Чагринского[87]. В монастыре действуют золотошвейная и иконописная мастерские, библиотека для прихожан[87]. К началу XXI века в возрождённом монастыре проживало уже 65 насельниц, среди них 3 схимонахини, 10 монахинь, 22 инокини и 30 послушниц, в монастырской богадельне проживало 8 человек[50]

Святыни [править | править код]

В монастыре имелись особо чтимые иконы:

· образ Божией Матери «Иерусалимская» в серебряной позолоченной ризе, которой симбирский епископ Феодотий благословил обитель при открытии[108]. Этот образ в торжественные и праздничные дни носили по домам горожан[20]. В начале XX века образ оценивался в 800 рублей[117]. Почитался как чудотворный, предположительно, первая настоятельница вела список чудотворений, происходивших от образа, но уже в начале XX века монастырским священнослужителям никаких достоверных записей об этом найти не удалось[29].

· образ Божией Матери «Иверская», пожертвованный купчихой Е. С. Марихиной при основании обители, по которому та и получила своё именование. Икона была в дорогом, золотом окладе, украшенном алмазами и изумрудами[20]. В начале XX века икона оценивалась в 2000 рублей[118].

· образ Божией Матери «Троеручица». Икона была написана на Афоне на кипарисовой доске, была принесена в монастырь 27 октября 1862 года. Украшалась серебряным позолоченным окладом, оценивалась в начале XX века в 1200 рублей[118][20].

· икона с изображение преподобных отцов: Мартирия, Саввы, Агапита, Никодима, Вениамина и Арсения с гробничками к ней, в которые были вложены мощи этих святых[118]. Мощи были пожертвованы монастырю в 1867 году (по другим данным — 1877 году[15]) переехавшей в Самару на жительство из Санкт-Петербурга надворной советницей АнисьейХоломецкой[54].

· икона Божией Матери «Тихвинская», написанная в 1790 году, в серебряном окладе и с серебряным венцом размерами 5× 5 четвертей[117].

· Евангелие в серебропозолоченных досках, оцениваемое в начале XX века в 700 рублей[118].

· серебропозолоченный напрестольный крест в 96 золотников[118].

· такой же крест с заключёнными в него мощами евангелиста Матфея[118].

· серебропозолоченная дарохранительница весом более 8 фунтов, в форме алтаря, с Царскими вратами с лицевой стороны[118].

· четырёхконечный серебропозолоченный крест с мощами Иоанна Предтечи, Евфимия Великого, Иоанна Дамаскина, Георгия Победоносца, преподобного Иосифа, преподобного Арсения, Романа Сладкопевца, мученика Панкратия, святого благоверного князя Александра Невского, мученицы Татьяны, святых Гурия, Евстратия, Мардария, Евгения, Евксентия, Пантелеймона, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других. Крест был вложен в икону в киот с изображением некоторых из перечисленных святых и с меднопозолоченной табличкой с перечнем святых, чьи мощи хранятся в кресте[117].

АЛЕКСАНДР ЧАГРИНСКИЙ

Святойправедный Александр Чагринский.

Александр Степанович Юнгеров (1821 - 1900), протоиерей, праведный, Чагринский

Память 22 декабря в день кончины (местн., Самар. ), 9 июня в день обретения мощей (местн., Самар. ), и в Соборе Самарских святых

Родился в 1821 году в селе Аблязове (ныне Радищево) Пензенской губернии, одним из пяти детей причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровке, отчего за потомками отца Стефана закрепилась фамилия Юнгеровых. За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан, а перед кончиной в 1831 году удостоился чудесного видения загробного мира.

В сентябре того же года Александр был определен в Саратовское духовное училище, а через пять лет он перешел в Саратовскую духовную семинарию. Учеба давалась ему трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания.

Приходское служение

В 1842 году окончил Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября того же года года во иерея епископом Саратовским Иаковом (Вечерковым).

Его первым приходом стало село Третьяки Сердобского уезда Саратовской губернии, где он решил вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей.

Потом недолгое время служил в селе Неверкино, где многих язычников-чувашей привлёк к Православной Церкви.

С июля 1843 года началось его 38-летнее служение в Свято-Троицкой церкви села Балакова. Отец Александр благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и от причта требовал тщательности в исполнении церковных служб. Хотя в этих местах было велико влияние староверческих иргизских и черемшанских скитов, священник привлек в храм все село, а также иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам.

Благодаря его усердию в 1861 году в селе была освящена новая церковь построенная из красного кирпича. В 1875 году, также трудами отца Александра на средства привлеченных им добровольных жертвователей, храм был расширен почти втрое. Окрестное духовенство избрало его в своем благочинии духовником.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.