ГОТИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
Дата: 22. 04. 2020 г.
Предмет: История изобразительного искусства
Класс: 2 «Б»
Преподаватель: Образцова Н. М.
Тема урока: Готический орнамент
Задание: Изучить материал статьи « Готический орнамент», приведённой ниже, ответить на вопросы, зарисовать любой фрагмент готического орнамента мягким простым карандашом из приведённых ниже примеров:
№.
| задание
| ответ
| 1.
| Формы каких растений широко применялись в готическом орнаменте?
|
| 2.
| Что в готической французской церковной архитектуре символизировал излюбленный декор пола лабиринт?
|
| 3.
| Какие мотивы использовались для украшения плиток пола?
|
| 4.
| Какими цветами чаще всего наносился узор на плитки пола в готическом соборе?
|
| 5.
| Как расписывалась и украшалась гончарная посуда в период готики.
|
| Ответы на задание выслать на электронную почту obraztsova73@ mail. ru или ВКОНТАКТЕ.
| | | | |
ГОТИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
Готический орнамент многообразен и символичен. Прямолинейные геометрические формы переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника. Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др. Искусствo готического зодчества развивалось в синтезе со скульптурой. Из бутонов побегов раннеготической декорировки растительные мотивы превращаются в цветущую распустивщуюся листву в орнаменте XIII в. и пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии. Идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре становится своего рода каноном. Особое место в готической архитектуре было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главного фасада, именуемых «розами». Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком», т. е. работой по нанесенным размерам. В XIII в. новый орнамент был только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церковной серебрянной утвари и начинает постепенно проникать в другие жанры прикладного искусства. В XV в. элементы зодчества стали использовать в декоративных целях, а готический орнамент главенствовал уже во всем прикладном искусстве. При этом не только декор, но и сами архитектурные формы превращаются в орнаментальные мотивы. Полы в эпоху готики мостились керамическими плитками, которые часто украшал орнамент. Как правило, плитки делались квадратной, иногда прямоугольной или шестиугольной формы. Общий орнамент составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток. Плитки чаще выстилались лентами по типу кладки паркета, в более важных помещениях церкви использовалась более изысканная конфигурация. Во французской церковной архитектуре излюбленным декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда возможно было осуществить ввиду отделенности от Святых мест. Самые известные – круговой лабиринт в Шартрском и Амьенском соборах. Иногда вместо сложного лабиринта выкладывалась простая по форме роза. Для украшения плиток использовались самые разнообразные мотивы: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и др. Чаще всего встречаются сочетание пальметок и растительных побегов, а также одна из распространенных разновидностей готического орнамента – лилия на высоком стебле, изображенная или в виде отдельного цветка, или в виде четырех, связанных вместе. Узор на плитки чаще всего наносился красным и желтым цветом, изредка употреблялся черный. Такое ограниченное количество красок способствовало усилению декоративного эффекта. Гончарная посуда расписывалась крестиками, украшалась гравированным узором или тисненным геральдическим орнаментом. Большая часть изделий была покрыта звучной зелёной глазурью.
.
|