|
|||
Библиографический список
Современные достижения нейропсихологии установили тенденцию к увеличению количества детей, поступающих в первый класс, имеющих значительные отклонения в когнитивном развитии, развитии речи, неразвитости внутреннего плана действия, моторики руки, снижение уровня самоуправления и саморегуляции. Что свидетельствует о несформированности определенных мозговых структур ребенка, наличия проблемного течения психического развития в онтогенезе [3]. Вместе с тем, одним из основных средств стимулирующего воздействия на высшие психические функции ученые называют специально организованную двигательную активность, оказывающую разностороннее влияние на межполушарное взаимодействие, сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию ребенка. В начальной школе, когда у детей еще не сформировался стереотип академических занятий, возможности применения специальных физических упражнений интеллектуальной направленности безграничны. И учитель физической культуры, обучая учащихся этим упражнениям, решает сразу комплекс задач, обозначенных в ФГОС: предметных, метапредметных, личностных. Рис. 1 Пирамида обучения Вильямса и Шеленбергера. Пирамида Вильямса и Шеленбергера (рис. 1) наглядно иллюстрирует, насколько все обучение ребенка зависит от нижних уровней и особенно от фундамента — нервной системы. Развитие ребенка идет снизу-вверх. Чтобы подняться к вершине пирамиды, нужно укрепить все нижние области (или развивать их в уже на этапе школы). Не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения, дополнение недостаточно сформированных функций, опираясь на более развитые, является ключом к повышению академической успеваемости детей. Основными направлениями физкультурного нейроразвития можно обозначить следующие [2]: · мозжечковая стимуляция (рис. 2); · сенсорная интеграция; · межполушарное взаимодействие; · стимуляция высших психических функций: память, внимание, мышление; · оптимизация восприятия; · развитие ловкости; · интеграция двигательной и речевой деятельности. Эти группы упражнений носят не только компенсаторный, но и развивающий характер, необходимый для всех учащихся начальной школы. Также, нужно отметить доступность этих упражнений и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и для временно освобожденных от практических занятий по физической культуре детей. В условиях дистанционного обучения комплексы упражнений могут быть рекомендованы для самостоятельного выполнения в силу малой травмоопасности и высокой эффективности для стимуляции умственной работоспособности [1] (физкультминутки).
Рис. 2 Направления мозжечковой стимуляции. Сенсорные упражнения - упражнения, выполняемые с обработкой сигналов нескольких органов чувств, вестибулярного аппарата и мозжечка. Развивают восприятие, формирование представлений о внешних свойствах предметов и собственного тела. Межполушарное взаимодействие формируется при помощи реципрокных упражнений. Перекрестные движения, развивающие мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Высшие психические функции развиваются в процессе командных игр с переключением внимания, с правилами, на напряжение — расслабление. Восприятие формируется при условии включения игр и заданий на развитие тактильного, звукового, зрительного восприятия, их интеграцию и включение речевых стимулов. Ловкость – физическое качество в наибольшей степени коррелирующее с интеллектуальной сферой ребенка. В связи с чем, применение подвижных игр, заданий и упражнений, направленных на развитие ловкости, будет не только сенситивно оправданным, но и обусловленным необходимостью стимуляции нейроразвития средствами физической культуры и спорта. Библиографический список 1. Петрусинский, В. В. Игры для активного отдыха в процессе обучения / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. - Москва: Высшая школа, 2014. - 128 c. 2. А. В. Семенович. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. (Часть 1)/А. В. Семенович – Москва: МГПУ, 2001. – 48 с. 3. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 4. С. 3–12. URL: https: //psyjournals. ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56243. shtml (дата обращения: 10. 09. 2020).
|
|||
|