Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первая половина его жизни. Основные понятия философии истории



Первая половина его жизни

После окончания частного училища в Москве изучал философию в Гейдельбергском университете, защитил докторскую диссертацию на тему « Философия Владимира Соловьёва».. Воевал в чине прапорщика на фронтах Первой мировой войны. Награжден орденами Анны и Станислава, был представлен к Георгиевскому оружию. Написал об этом книгу " Записки прапорщика-артиллериста", изданную в 1918 году.

 

Февральскую революцию встретил восторженно, считал ее " всенародной мистериальной трагедией", которая вознесла русскую жизнь " к неведомым вершинам". От этой партии был избран армейским представителем во Всероссийский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в дальнейшем назначен начальником политического управления в Военном министерстве правительства Керенского.

 

Состоял литературным и художественным руководителем " Показательного театра Революции" в Москве. Не принял концепцию классовой культуры и был снят с должности.

Сотрудничал с созданной Н. А. Бердяевым " Вольной академией духовной культуры", издавал литературный сборник " Шиповник", публиковался в журналах " Искусство театра", " Театральное обозрение", преподавал в театральных училищах.

 

В голодные годы военного коммунизма уехал в деревню, занимался натуральным хозяйством. Создал театр, в котором актерами стали крестьяне окрестных деревень.

 

Основные понятия философии истории

В основе историософских представлений Федора Августовича Степуна (1884 -1965), имя которого неразрывно связано с историей неокантианского движения в России, находится ряд положений, близких его миросозерцанию; вот почему понять взгляды ученого на специфику и ход исторического процесса невозможно без учета всего комплекса его философских идей. Степун был мыслителем в значительной степени религиозным, для него смысл исторического процесса - создании на земле сверхисторического', В качестве отправной точки в рассуждениях он соглашается с Божьим замыслом о сущностях вещей, людей, времен и народов. Он говорит, что «все народы, великие и малые, таят в себе свои идеи, как бы сокровенные духовные зерна, из которых растет и развивается душевно-физическая плоть народа; становится и слагается его судьба». В размышлениях о смысле революции признание единства истории и метафизики оформляется, наполняется конкретным содержанием. Называя основной методологической проблемой вопрос о принципах выделения из потока истории явлений, подлежащих описанию в качестве революции, Степун на деле определяет универсальные принципы, которые могут быть использованы при анализе любого сложного, надындивидуального исторического образования. Ст. Степун, подразумевая неокантианство, указывает, что в первые десятилетия ХХ века исторической наукой активно решается проблема метода, происходит это во многом благодаря философии, не только провозгласившей самостоятельность гуманитарных наук, но и подкрепившей такую идею теоретически. Заметим, что причиной методологического поворота становится осознание особого характера исторической реальности: выяснилось, что вывести реальную историю только из естественно-научной картины мира нельзя. Итог - отказ от позитивистской трактовки объективности и веры в универсальность методов естественных наук. Следуя духу времени Степун предлагает заменить приемы индукции и обобщения типологическим описанием. Оно есть «новый и единственно правильный, единственно научный путь изучения исторических феноменов». Согласно этому методу историк имеет дело не с абстракциями, а с типологическими - в духе Вебера - конструкциями. В них типические черты берутся в чистом виде, в той предельной ясности, которая в конкретной истории часто остается недостижимой. Степун отмечает: если понятие того или иного явления подобно чертежу, то идеал-типическая конструкция - его модель. В первом случае критерием истинности оказывается формальное совпадение чертежа и действительности, во втором - способность построенной модели отразить сущность постигаемого явления, его идею. Для Степуна «совершенно не подлежит сомнению наличие в исторической жизни человечества определенных, внутренне закономерных структур коллективистического сознания». Утверждая, что без них исторической жизни человечества нет, Степун заявляет, что революция как типическая структура есть «событие в духовной жизни, во внутренней судьбе человечества» и «особая, при определенных исторических условиях повторяющаяся форма этой жизненной судьбы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.