Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература французского экзистенциализма



Послевоенная французская литература отличается ангажированностью, то есть вовлеченностью в жизнь общества; она отражает опыт войны, оккупации, движения Сопротивления и строится на философских системах, в том числе на экзистенциализме.

По времени возникновения существуют 3 крупнейшие школы этого философского течения: немецкая, французская и американская. В 1927 году М. Хайдеггер публикует работу «Бытие и время», которая становится точкой отсчета экзистенциализма, в 1931 году К. Ясперс продолжает мысли предшественника в работе «Духовная ситуация эпохи». Оба философа гуманизируют идеи Ф. Ницше, говоря, что существует объективный внешний мир, который предоставляет нам возможности и накладывает на нас ограничения; другие люди находятся в тех же условиях, что и мы, и можно верить им, не ограничивая при этом их и свою свободу.

Оккупация Франции переносит центр экзистенциализма в эту страну с 1940-41 гг. В литературе реализуются понятия экзистенциализма «заброшенность», «отчаяние», «тревога», «ничто», «пограничная ситуация». В 1943 году в разработку темы включаются французские философы и писатели Ж. -П. Сартр и А. Камю. Экзистенциализм во Франции возникает не в философии, а в обществе. Лекции, с которыми Сартр после войны поехал в Америку, дали начало американскому экзистенциализму.

Экзистенциализм отличается от всех других философий. Он стремится не объяснить мир, не создать его картину, а поддержать человека. Прежние философские системы делали ставку на духовную активность человека, экзистенциализм своей главной задачей считает помощь человеку в вышедшем из-под контроля мире.

Основные положения философии экзистенциализма:

1. Над человеком постоянно нависает опасность, она приобретает разные образы (чума у А. Камю, мухи у Ж. -П. Сартра).

2. Объект изучения философов – не коллектив, а бытие отдельного человека; это единственная подлинная реальность.

3. В бытии человека выделяются такие моменты жизни, как «существование» и «сущность». Существует человек с рождения, но в определенный момент его жизни человеку может открыться сущность и его судьбы, и судьбы мира. Этот момент в философии называется «пограничной ситуацией» (момент нахождения человека между жизнью и смертью, обморок, стресс, кризис в течении тяжелой болезни, любое состояние между сознательным и бессознательным). Он происходит не с каждым человеком.

4. Люди делятся на «подлинных», которые осознают трагичность своего существования, но действуют, как бы сопротивляясь этому трагизму, и «неподлинных», которые раздавлены ощущением трагизма и не действуют, пассивно плывут по течению.

5. Человек фатально одинок, его окружает пустота. Когда мы рассказываем друг другу о своих несчастьях, то лишь обременяем друг друга этой информацией, но облегчения не получаем.

6. Не существует объективной истины. Она у каждого своя.

7. Проблема выбора, обуславливающего ответственность личности за ход жизни.

В истории французского экзистенциализма особое место принадлежит Жану-Полю Сартру (1905 – 1980), атеистическая по сути философия которого изложена в книге «Бытие и небытие» (1943). В его философии человек надеется не на бога, а на себя. Это противоречит христианскому экзистенциализму, основоположником которого стал датский ученый и теолог С. Кьеркегор (первая половина 19 века). Оппоненты Сартра его и прославили. ВоззренияЖ-П. Сартра наиболее полно изложены в работе «Экзистенциализм – это гуманизм»:

1. Экзистенциализм – самая оптимистическая философия, так как отдает судьбу человека в его руки.

2. Человек ответствен не только за себя; выбирая линию жизни, он выбирает определенный образ жизни, который небезразличен обществу.

С этими установками четко связаны понятия философии «тревога», «заброшенность», «отчаяние».

3. «Тревога» - это тревога человека, берущего на себя ответственность («тревога Авраама»). Он не уверен в том, что сделал этот выбор правильно, и ему не будет никакого знамения, разъясняющего, правильно ли он поступил или собирается поступить.

4. «Заброшенность» – отсутствие Бога, в результате чего человеку не на что опереться, и ему все дозволено. «Человек осужден быть свободным».

5. «Отчаяние» - жизнь без надежды, которая не бездеятельна. «Для того, чтобы действовать, необязательно верить».

6. Человек равен сумме своих действий, а не планов и мечтаний.

7. Человек ответствен за себя, он сам делает себя трусом или героем.

Таким образом, основная идея книги такова: « Я мыслю, следовательно, я существую». Таким образом, подлинный гуманизм философии экзистенциализма и Сартра – это вера в возможности человека, предоставление ему перспективы развития.

Как художник Ж. -П. Сартр является автором двух романов: «Тошнота» (1938), «В семье не без урода. Гюстав Флобер» (1971), многочисленных пьес: «Мухи» (1942), «За закрытыми дверьми» (1944) (из которой вышла известная фраза писателя: «Ад – это другие»), «Мертвые без погребения» (1946), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Затворники Альтоны» (1960). Автобиографическая книга «Слова» (1963) принесла писателю Нобелевскую премию, от которой тот, однако, отказался по принципиальным причинам.

В 1943 году в оккупированном Париже состоялась премьера пьесы «Мухи». На первый взгляд, это была адаптация древнегреческого мифа о проклятии Атридов ( знать этот миф, причины проклятия! ), на самом деле истинная тема произведения – моральное оправдание террора как средства борьбы с тиранией.

Все герои имеют современные параллели. Орест – это те французы, которые осознали вред оккупации и начали действовать. Его сестра, Электра, воплощает на сцене другую часть французского народа, которая, осознавая происходящее, еще не готова к решительным действиям. Эгисф – это нацисты, которые пришли к власти в чужой для них стране. Клитемнестра – мать Ореста и Электры – олицетворяет тех французов, которые помогли фашистам прийти к власти.

Пьеса начинается с описания города Аргоса, в который возвращается Орест, который когда-то его покинул не по своей воле. Город ужасен, людей на улицах нет, а если они и появляются, то все одеты в черное, малообщительны и стараются избегать открытого пространства. В центре стоит статуя Юпитера, измазанная красной краской, якобы кровью, а перед Орестом предстает история его города и семьи, которую юноше рассказывает незнакомец (сам Юпитер).

Город 15 лет в страхе. Новый царь, Эгисф, внушил жителям, что все они виновны. Сначала в смерти Агамемнона – когда тот звал на помощь, горожане не пришли спасти его. Потом тиран внушил им, что они виновны вообще перед всеми умершими; и они, и их дети – все! Их единственное спасение жить покорно и постоянно предаваться раскаянию. Каждый год Эгисф и Клитемнестра устраивают страшную церемонию: все жители во главе с царем приходят на определенное место, отваливают камень от пещеры и отпускают умерших на сутки из заточения в мир живых. Покойники расходятся по своим домам, и родственники должны их радушно принять, руководствуясь установкой: «Простите нам то, что мы живы, когда вы мертвы».

Система запугивания людей в Аргосе многосторонняя. На площадях стоят идолы как напоминание жителям об их грехе, все эпидемии, несчастья трактуются как наказание за грех, и никто не смеет задуматься: а что они совершили, в чем виноваты? Фактически они свободны, людям следовало только сделать усилие над собой и почувствовать эту свободу. Но внутренние преграды – самые сильные. Только Орест, который вырос в другой обстановке, понимает, что виновен во всем только царь-тиран, а потому именно его надо убрать с трона.

Далее в пьесе идет пласт, связанный с проклятием Атридов. Орест убивает Эгисфа и свою мать, тем самым он забирает на себя тяжесть преступления, становится царем Аргоса, но не хочет править так, как это делали цари раньше. Орест произносит речь перед жителями города и оставляет их на свободе, и это для них б О льшее испытание, чем жизнь с царем, так как горожане не знают, что делать со своей свободой, которая для них – тяжкое бремя, более тяжелое, чем гнет вины. Орест уходит с бременем преступления на душе, и Эринии-мухи, вопя, бросаются вслед за ним, оставляя город.

Кроме политического, в пьесе есть и философский пласт, связанный с атеистическим экзистенциализмом Сартра. Оресту даны два врага, два диктатора – земной (Эгисф) и небесный (Юпитер). Герой борется с обоими противниками. Мало, считал автор пьесы, уничтожить земного диктатора, нужно иметь силы сопротивляться богам.

Орест и Юпитер ведут в пьесе многочисленные споры о том, какое место в этой жизни отведено человеку, а какое – богу. Орест не хочет подчиняться правилам Юпитера. Он прямо говорит об этом богу: «Ты не царь над людьми». Юпитер возражает: «Ты, как и все люди, создание бога». Орест отвечает: «Не надо было создавать меня свободным». Юноша считает, что вправе сам устанавливать законы своей жизни, что над ним никто не стоит: «Небо пусто, там нет добра и зла – никого, кто бы мог повелевать мной». Вообще это психологический центр пьесы

Эта пьеса была призывом, обращенным к соотечественникам, она говорила, что выход из любой ситуации, в том числе политической, найти всегда можно – надо лишь почувствовать себя свободным.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.