|
|||
Джон Локк. ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ. Книга втораяДжон Локк ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ Книга вторая Глава 1 Политическая власть - это право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранение собственности и применять силу сообщества для исполнения законов и для защиты государства от нападения извне - и все это только ради общественного блага. Глава 2. О естественном состоянии. Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это - состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей- либо воли. Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, - никто не имеет больше другого. Нет ничего более очевидного, чем то, что существа одной и той же породы и вида, при своем рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какого-либо подчинения или подавления, если только господь и владыка их всех каким-либо явным проявлением своей воли не поставит одного над другим и не облечет его посредством явного и определенного назначения бесспорным правом на господство и верховную власть. !!! Но состояние свободы не равно состоянию своеволия. Естественное состояние имеет законы природы, разум, который учит, что нельзя приносить вред жизни, здоровью, собственности других. Каждый обязан сохранять себя и сохранить остальную часть человечества. Не существует подчинение, которое дает право уничтожать друг друга. В естественном состоянии любой имеет право приводить в жизнь законы природы, которые требуют мира и сохранения, и наказывать тех, кто нарушает этот закон. Т. о. в естественном состоянии один человек приобретает какую-то власть над другим, но не полную и не деспотическую. При возмездии надо руководствоваться спокойным рассудком и совестью, чтобы наказание было возмездием и острастки. " …судьи из какого -либо общества не могут наказывать чужеземца из другой страны, поскольку в отношении него они обладают не большей властью, чем каждый человек естественно обладает ей в отношении другого. " Если ущерб причинен чьему- либо имуществу, то его хозяин в праве требовать возмещения (при помощи любого другого лица). Т. О. Существуют два отдельных права: 1. Карать преступника для острастки. Этим правом обладает каждый. Судья, обладающий общим правом наказания, может отменить такое наказание. От человека, преступившего естественный закон, надо обезопасить других, его можно уничтожить, т. к. с ним не может быть совместной жизни. На этом основан закон природы. Поэтому в естественном состоянии человек может наказывать и за меньшие нарушения закона, но в такой степени и с такой же строгостью, чтобы это не было выгодно преступнику и дало ему повод раскаяться и послужило уроком для остальных. Наказания в естественном состоянии ничем не отличаются от наказаний в государстве. !!! Т. О. В естественном состоянии каждый обладает исполнительной властью. Гражданское правление избавляет от неудобств естественного состояния. А эти неудобства огромны, т. к. Люди - судьи в своих собственных делах. Ни один преступник не осудит самого себя. Но лучше ли абсолютные монархи? Они тоже люди, и что это за правление, когда один судит, как ему заблагорассудиться, и никто не может поставить под сомнение его правоту? В естественном состоянии дело обстоит гораздо лучше: каждый человек отвечает за то, как он судит, перед всем человечеством. ? Где находятся люди в таком естественном состоянии? Все государи независимых государств во всем мире находятся в естественном состоянии. " …совершенно очевидно, что никогда не было и даже не будет такого положения, когда множество людей в мире не находились бы в этом состоянии" " … не всякое соглашение кладет конец естественному состоянию между людьми, но только то, когда люди соглашаются вступить в единое сообщество и создать одно политическое тело". Люди склонны искать общения и товарищества, т. к. сами не могут в полной мере обеспечить себя вещами для жизни, соответствующей человеческому достоинству. Состояние войны есть состояние вражды и разрушения. И следовательно, сообщая словом или действием не об опрометчивом и поспешно принятом, но о продуманном и твердом решении лишить жизни другого человека, сделавший это вовлекает себя в состояние войны с тем, в отношении кого он заявил о подобном намерении, и, таким образом, подвергает свою собственную жизнь опасности со стороны другого или всякого, кто будет помогать тому защищаться и примет его сторону. Вполне здраво и справедливо, чтобы я обладал правом уничтожить то, что угрожает мне уничтожением. Ибо по основному закону природы нужно стремиться оберегать человека насколько возможно; когда нельзя уберечь всех, то необходимо в первую очередь думать о безопасности невинных. И человек может уничтожить того, кто с ним воюет или проявляет враждебность по отношению к нему и является угрозой для его существования, по той же причине, по которой он может убить волка или льва; ведь люди эти не связаны узами общего закона разума, ими руководят только сила и насилие, и, следовательно, их можно рассматривать как хищных зверей, как опасных и вредных существ, которые несомненно уничтожат человека, как только он окажется в их власти. Отсюда следует, что тот, кто пытается полностью подчинить другого человека своей власти, тем самым вовлекает себя в состояние войны с ним; это следует понимать как объявление об умысле против его жизни. Ибо у меня имеется основание заключить, что тот, кто хочет подчинить меня своей власти без моего согласия, будет поступать со мной, добившись своего, как ему заблагорассудится, и может даже уничтожить меня, если у него будет такая прихоть; ведь никто не может желать иметь меня в своей неограниченной власти, если только он не собирается принудить меня силой к тому, что противоречит праву моей свободы, i. e. сделать меня рабом. Быть свободным от подобной силы является единственным залогом моего сохранения; и разум побуждает меня смотреть на него как на врага моей безопасности, который стремится отнять у меня свободу, обеспечивающую ее; таким образом, тот, кто пытается поработить меня, тем самым ставит себя в состояние войны со мной. Того, кто в естественном состоянии пожелал бы отнять свободу, которой обладает всякий в этом состоянии, по необходимости следует считать умышляющим отнять и все остальное, поскольку свобода является основанием всего остального. Подобным же образом того, кто в общественном состоянии пожелал бы отнять свободу, принадлежащую членам этого общества или государства, следует подозревать в умысле отнять у них и все остальное и, таким образом, считать находящимися в состоянии войны. Естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы. Свобода людей в условиях существования системы правления " заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон". " Никто не может дать большую власть, чем та, которой он сам обладает и тот, кто не может лишить себя жизни, не может дать другому власти над ней (т. е. над своей жизнью). Состояние рабства - это продолжающееся состояние войны между законным победителем и пленником. Если же о повиновении заключен договор, то на время его действия состояния войны и рабства прекращаются. " Хотя земля и все низшие существа принадлежат сообща всем людям, все же каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности". Человеку принадлежит " труд" его тела и работа его рук, следовательно, и плоды, результаты его труда тоже. Начало собственности идет изъятие части того, что является общим. " Труд, который был моим выведя чего- либо из состояния общего владения, в котором они находились, утвердил мою собственность на них". " Тот же закон природы, который таким путем дает нам собственность, точно так же и ограничивает размеры этой собственности". Человек имеет право своим трудом присвоить столько, сколько сможет потребить, пока этот предмет не подвергнется порче. Все остальное принадлежит другим. !!! Главным предметом собственности является сама земля. В соответствии может быть лишь такой участок, какой под силу обработать одному человеку. Т. О. " Бог приказать покорять землю, давал тем самым основания для присвоения; а условия человеческой жизни, которые требуют труда и материалов для работы, по необходимости вводят частную собственность". Так было до появления денег. !!! Стоимость вещей оправдывает труд. Стоимость на 1\10 оправдывается природой и на 9\10 человеческим трудом, что вещей, что земли. Т. о. основа собственности - человек, т. к. он - владелец своей личности и труда. Сначала собственность труда была утверждена путем договора. Начало ей положили труд и усердие, а потом разные государства при заключении союзов публично отказались на претензию и прав на землю, составляющую территорию других государств, хотя раньше по естественному праву они имели право на эту землю. Это было положительное соглашение. Большая часть действительно необходимых для человеческой жизни вещей - это скоропортящиеся вещи. Т. о. " выход за пределы правомерной" собственности состоит не в том, чтобы иметь " много имущества, а в том, что часть его портиться", не принося человеку (ни другим людям) никакой пользы. Т. о. появились деньги, некая долговечная вещь, которую можно хранить и на которой, по всеобщему соглашению, обменивать недолговечные средства существования. Вывод: изобретение денег дало возможность накапливать и увеличивать имущество. Но деньги имеют стоимость лишь вследствие всеобщего соглашения, Главным мерилом стоимость является труд. Глава 6. Об отцовской власти. Хотя люди по природе равны, они могут различаться по возрасту, добродетели, исключительным достоинствам и заслугами, происхождению. Дети, родившись, некоторое время находятся под юрисдикцией и господством родителей (прежде чем обрести равное право на свою естественную свободу). Родители, по закону природы, обязаны оберегать, кормить и воспитывать детей. Под действие закона человек должен попадать лишь тогда, когда он в силах осмыслить его своим разумом, т. к. " Закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и разумного существа и предпринимает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиниться этому закону". Бесполезный закон исчезнет сам по себе. Целью закона является сохранение и расширение свободы. !!! Там, где нет закона, нет и свободы, ведь она состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а без закона этого не обеспечить. Свобода - это возможность в рамках закона следовать своей воле. Власть родителей над своими детьми проистекает из их обязанности заботиться о детях, пока они маленькие и не в силах думать сами за себя. Но, не имея собственного разумения, которое направляла бы его волю, человек не может иметь никакой собственной воли. Волю ему диктуют родители. Но дети становятся свободными с такого возраста, с какого сами родители стали свободными. Совершеннолетие - это состояние зрелости, когда человек способен постичь закон и соизмерять с ним свои действия, использовать свою свободу в его рамках. Если же в силу каких - либо природных недостатков человек никогда не достигнет этого состояния, то он никогда не станет свободным человеком. Сумасшедшие и слабоумные никогда не бывают свободными от родительской власти. Свобода человека в совершеннолетнем возрасте и повиновение ребенка родителем настолько согласуются и настолько различимы, что самые ослепленные из тех, кто отстаивает монархию, исходя из права отцовства, не могут не видеть этого. " Сами государства обращают на это внимание и допускают, что существует время, когда люди должны поступать как свободные люди. ! Т. о. свобода человека и его свобода поступать по своей воле основаны на том, что человек обладает разумом. Именно этим определяется господство родителей над детьми до их совершеннолетия. Но почему забота родителей о детях должна превращаться в абсолютное деспотическое господство отца? Ведь мать способна тоже дать многое детям. Т. к. власть отца определяется его заботой о детях, она в равной силе должна принадлежать и приемному отцу. Биологическое господство не дает никакой власти над детьми, если его забота о них на этом и кончается. Если же детей мать воспитывает одна, дети обязаны повиноваться ей так, как своему отцу. Власть отца не распространяется на имущество, самостоятельно приобретенное детьми, их собственными усилиями, и на их свободу после совершеннолетия. Но даже освободившись от власти родителей, дети должны почитать их: т. е. уважать, не обижать, заботиться в материальном плане, поддерживать и защищать их. От этой обязанности не освобождают ни государство, ни обретенная свобода. Власть отца временно, а почитание родителей постоянно. Родители имеют право на почитание детьми в той степени, в какой сами заботились о них. Почитание требует меньше повиновения, но эта обязанность в большей степени распространяется на выросших детей. Причем власть отца не может лишить мать права быть почитаемой своими детьми. Даже если всего, что человек имеет недостаточно, чтобы погасить долг перед своим благодетелем, это не дает право благодетелю создавать законы, для того, кто ему обязан. В естественном и государственном состоянии родители в равной мере имеют власть над своими детьми и право на их подчинение. Это было бы не возможно, если бы политическая власть носила отцовский характер. Т. о. политическая и отцовская власть совершенно различны и раздельны. В отцовской юрисдикции - распределить имущество между детьми не равномерно. И это оказывает немалое влияние на повиновения детей. Т. к. право пользования землей обычно связано с повиновением правительству этой страны, то передавая землю по наследству, отец мог обязать свое потомство повиноваться тому правительству, поданным которого он сам является. Но все равно дети унаследуют землю по земельному кодексу своей страны. В семьях, живущих обособленно, отцу семейства лучше стать его государем, ведь для этого нужно всего лишь позволить отцу осуществить исполнительную власть единолично, чтобы дети уступили и признали авторитет отца, молчаливо согласившись с его доминированием. Привыкнув подчиняться, особенно если отец заботиться о них, дети не спешат высвободиться из-под его опеки. Правление отца в таких случаях больше служит защитой, чем ограничением свободы. " Так естественные отцы семейств путем неощутимого изменения делались также и политическими монархами". Т. о. воспитав наследников, они " заложили основы наследственной или выборной королевской власти в соответствии с обычаями". " Но если государи носят свое звание по праву своих отцов, и это является достаточным доказательством естественного права отцов на политическую власть, …. то значит, что только государи должны быть и священниками" подобно отцу семейства. " Бог создал человека таким существом, что он не склонен быть одиноким, и вынужден искать общества. Бог снабдил человека разумом и языком, чтоб поддерживать общество и наслаждаться им". Первое общество - муж и жена. Брачное общество - союз мужчины и женщины для произведения потомства (основывается на взаимной поддержке, помощи, общности интересов, союз пока все дети не смогут сами себя обеспечивать - поэтому брак у людей дольше, чем у животных). Власть мужа далека от власти абсолютного монарха - жена во многих случаях свободна разойтись с ним. Хозяин и слуга. Власть хозяин временна, ограничена договором. Рабы - пленные, взятые в справедливой войне, но естественному праву находиться в абсолютном помещении. Рабы утратили право на свою жизнь, свободу и имущество, они не часть гражданского общества. Власть главы семьи - не обладает законной властью над жизнью и смертью членов семьи. Политическое общество - там, где каждый из членов отказался от естественной власти, передав ее в руки общества. Частный суд - исключается - общество становиться третейским судьей, устанавливая постоянные правила, равные для всех с помощью получивших от общества полномочий людей проводит в жизнь эти правила, разрешает разногласия, наказывает. Гражданское общество - те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, которое наделено властью разрешать споры и наказывать преступников. Законодательная власть - государство имеет право устанавливать меру наказания за нарушения. Власть войны и мира. Власть наказывает за ущерб, нанесенный любому члену общества тем, кто не входит в него. Исполнительная власть выполняет приговор. Люди отказываются от своей исполнительной власти, чтобы составить один народ, одно политическое тело, под властью одних верхов правительства. Абсолютная монархия - несовместима с гражданским обществом. Цель гражданского общества возмещать неудобства естественного состояния, которые возникают, когда каждый человек - судья в собственном деле. Если существуют какие - либо лица, не имеющие органа, куда можно обратиться для разрешения разногласий - значит, эти лица еще в естественном состоянии так находиться абсолютный государь в отношении тех, кто ему подвластен. Царь, властитель всей полнотой законодательной, исполнительной власти и нет беспристрастного судьи. В естественном состоянии человек сам себя защищает, а в абсолютной монархии всем распоряжается каприз и воля монарха - это на ступень ниже обычного состояния разумных существ. В монархиях есть суд, закон, но наши ограждения существуют в подобном состоянии со стороны абсолютного владыки. Первоначально, возможно, первый монарх был добродетельным и хорошим человеком, что ему по молчаливому согласию бразды правления, без каких - либо мер предосторожности, то история породила других преемников. Люди не могут считать, что находятся в гражданском обществе, пока законодательная власть не передана в руки коллективного органа. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Глава 8. О возникновении политических обществ. Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества. Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в естественном состоянии свободы. Когда какое-либо число людей таким образом согласилось создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за остальных. Ведь когда какое-либо число людей создало с согласия каждого отдельного лица сообщество, то они тем самым сделали это, сообщество единым организмом, обладающим правом выступать как единый организм, что может происходить только по воле и решению большинства. Ведь то, что приводит в действие какое-либо сообщество, есть лишь согласие составляющих его лиц, а поскольку то, что является единым целым, должно двигаться в одном направлении, то необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства: в противном случае оно не в состоянии выступать как единое целое или продолжать оставаться единым целым, единым сообществом, как на то согласились все объединенные в него отдельные лица; и, таким образом, каждый благодаря этому согласию обязан подчиняться большинству. И вот почему мы видим, что в законодательных собраниях, облеченных властью силою положительных законов, в тех случаях, когда н положительном законе, который облек их властью, не указано число, действие большинства считается действием целою и, разумеется, определяет силу целого, которой но закону природы и разума оно обладает. И таким образом, каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном же случае этот первоначальный договор, посредством которого он вместе с другими вступил в одно общество, не будет что-либо значить и вообще не будет договором, если этот человек останется свободным и не будет иметь никаких иных уз, кроме тех, которые он имел, находясь в естественном состоянии. Ведь как тогда будет выглядеть любой договор? Какое это будет новое обязательство, если человек будет связан любыми постановлениями общества лишь постольку, поскольку он сам это считает удобным и дал на это свое согласие? Ведь тогда он будет все еще пользоваться такой же свободой, какой он пользовался до этого договора или какой пользуется человек, находящийся в естественном состоянии, который может побудить себя и согласиться на любые действия, если он считает их подходящими для себя. О большинстве - согласие большинства должно воспринимать как действие целого. Нельзя считаться со всем разнообразием мнений. Это делает могучего Левиафана менее долговечным. Поэтому согласие некоторого числа свободных, способных образовать большинство людей на объединение - только это дало начало любому законному правлению в мире. Разные мнения на сей счет - этому нет подтверждения в истории - невозможно с точки зрения права, т. к. люди рождаются под властью, должны повиноваться ей и не свободны учреждать новое: Ответ: мы очень мало знаем о людях в естественном состоянии, т. к. государственный строй предшествует летописи, и люди начинают интересоваться основателями государства, когда память о них уже пропала. Государства как дети - не имеют ни малейшего понятия о своем рождении и младенчестве. О семье. Возможно, государство началось из одной большой семьи, где дети с рождения естественно повиновались отцу, тот их наказывал, фактически становясь законодателем и правителем. Но когда отец умирал, можно не сомневаться, что они используют свою естественную свободу для выбора того, кого считали более способным. Монархия. Глава 9. О целях политического общества и правления. Поскольку с момента объединения людей в общество большинство обладало всей властью сообщества, то оно могло употреблять всю эту власть для создания время от времени законов для сообщества и для осуществления этих законов назначенными им должностными лицами; в этом случае форма правления будет представлять собой совершенную демократию; или же оно может передать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, и тогда это будет олигархия; или же в руки одного лица, и тогда это будет монархия; если в руки его и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана ему только пожизненно, а после его смерти право назначить преемника возвращается к большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления и в зависимости от того, что оно считает лучшим. Форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы кто бы то ни было, кроме верховной власти, издавал законы); в соответствии с этим форма государства определяется тем, у кого находится законодательная власть. Под государством я все время подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сообщество. Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества. Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: Глава 14. О прерогативах. Власть действовать сообразно собственному разумению ради общественного блага, не опираясь на предписания закона, а иногда даже вопреки ему, и есть то, что называется прерогативой. Так как в некоторых системах правления законодательная власть не является постоянно действующей и обычно слишком громоздка и поэтому поворачивается слишком медленно, а для исполнения закона необходима быстрота и поскольку также невозможно предвидеть и, таким образом, заранее создать соответствующие законы на все необходимые случаи, которые касаются общества, или создать такие законы, которые не будут причинять вреда, если их исполнять с неукоснительной строгостью во всех случаях и по отношению ко всем лицам, которых это может коснуться, поэтому исполнительной власти предоставляется свобода делать многое по собственному выбору, чего не предусматривает закон. Глава 15. Об отцовской, политической и деспотической власти, рассматриваемых совместно: 1) отцовская или родительская власть есть власть, которую родители имеют над своими детьми, управляя ими ради их же блага, пока они не научатся пользоваться своим разумом или не достигнут такой степени познания, когда можно будет предположить, что они в состоянии понимать тот закон, подобно другим людям, живущим как свободные люди под сенью этого закона. Это правление не должно быть суровым и деспотичным, но должно быть направлено только на помощь, обучение и сохранение их потомства. Т. о. родительское правление является естественным правлением, но оно ни чуть не распространяется на цели и юрисдикцию правления политического. Власть отца совершенно не pacnpocтроняется на собственность детей, которой могут распоряжаться только они сами. 2) политическая власть - это та власть, которую каждый человек, обладая ею в естественном состоянии, передал в руки общества и тем самым правителям, которых общество поставило над собой с выраженным или молчаливым доверием, что эта власть будет употреблена на благо членов общества и на сохранение их собственности. !!! цель и мерило этой власти, когда она находится в руках каждого человека в естественном состоянии, заключается в сохранении всех принадлежащих к его обществу, т. е. всего человечества в целом, в силу чего эта власть, находясь в руках должностного лица, не может иметь иной цели и иного мерила, как сохранять членов этого общества, а значит, сохранять их жизнь, свободы и имущество. И следовательно, эта власть не может быть деспотической и абсолютной, распространяющейся на их жизнь и богатства, которые, насколько возможно, должны сохраняться; напротив, это должна быть власть, которая создавала бы законы и предусматривала бы за их нарушение наказания, И эта власть проистекает лишь из договора и соглашения и из взаимного согласия тех, кто составляет сообщество. 3) деспотическая власть - это абсолютная, неограниченная власть, которой обладает один человек над другим, имея возможность лишить его жизни, когда ему заблагорассудится. Это такая власть, которой не дает природа, т. к. она не провела такого различия между одним человеком и другим; ее не может предоставить и договор; поскольку человек не обладает подобной неограниченной властью над своей собственной жизнью, постольку он не может дать и другому человеку такую над ней власть; эта власть является лишь следствием угрозы утраты своей собственной жизни, которой подвергает себя агрессор, когда ставит себя в состояние войны с другим. !!! Тот, кто рассмотрит различное происхождение и размеры и разные цели этих видов власти, ясно увидит, что отцовская власть настолько же меньше власти должностного лица, насколько деспотическая власть ее превосходит, и что абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько же несовместима с ним, как рабство с собственностью. Отцовская власть существует только там, где младенчество делает ребенка неспособным распоряжаться своей собственностью; политическая - там, где люди имеют в своем распоряжении собственность; а деспотическая - распространяется на тех, кто совершенно не имеет никакой собственности. Глава 19. О распаде системы правления.
|
|||
|