Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джон Локк.  ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ. Книга вторая



Джон Локк

 ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ

Книга вторая

Глава 1

Политическая власть - это право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранение собственности и применять силу сообщества для исполнения законов и для защиты государства от нападения извне - и все это только ради общественного блага.

Глава 2. О естественном состоянии.

Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это - состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей- либо воли. Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, - никто не имеет больше другого. Нет ничего более очевидного, чем то, что существа одной и той же породы и вида, при своем рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какого-либо подчинения или подавления, если только господь и владыка их всех каким-либо явным проявлением своей воли не поставит одного над другим и не облечет его посредством явного и определенного назначения бесспорным правом на господство и верховную власть. !!! Но состояние свободы не равно состоянию своеволия. Естественное состояние имеет законы природы, разум, который учит, что нельзя приносить вред жизни, здоровью, собственности других. Каждый обязан сохранять себя и сохранить остальную часть человечества. Не существует подчинение, которое дает право уничтожать друг друга. В естественном состоянии любой имеет право приводить в жизнь законы природы, которые требуют мира и сохранения, и наказывать тех, кто нарушает этот закон. Т. о. в естественном состоянии один человек приобретает какую-то власть над другим, но не полную и не деспотическую. При возмездии надо руководствоваться спокойным рассудком и совестью, чтобы наказание было возмездием и острастки. " …судьи из какого -либо общества не могут наказывать чужеземца из другой страны, поскольку в отношении него они обладают не большей властью, чем каждый человек естественно обладает ей в отношении другого. " Если ущерб причинен чьему- либо имуществу, то его хозяин в праве требовать возмещения (при помощи любого другого лица). Т. О. Существуют два отдельных права: 1. Карать преступника для острастки. Этим правом обладает каждый. Судья, обладающий общим правом наказания, может отменить такое наказание.
2. Взимать возмездие за причиненный ущерб имуществу. Им обладает только потерпевшая сторона, и только она может от него освободить.

От человека, преступившего естественный закон, надо обезопасить других, его можно уничтожить, т. к. с ним не может быть совместной жизни. На этом основан закон природы. Поэтому в естественном состоянии человек может наказывать и за меньшие нарушения закона, но в такой степени и с такой же строгостью, чтобы это не было выгодно преступнику и дало ему повод раскаяться и послужило уроком для остальных. Наказания в естественном состоянии ничем не отличаются от наказаний в государстве. !!! Т. О. В естественном состоянии каждый обладает исполнительной властью. Гражданское правление избавляет от неудобств естественного состояния. А эти неудобства огромны, т. к. Люди - судьи в своих собственных делах. Ни один преступник не осудит самого себя. Но лучше ли абсолютные монархи? Они тоже люди, и что это за правление, когда один судит, как ему заблагорассудиться, и никто не может поставить под сомнение его правоту? В естественном состоянии дело обстоит гораздо лучше: каждый человек отвечает за то, как он судит, перед всем человечеством. ? Где находятся люди в таком естественном состоянии? Все государи независимых государств во всем мире находятся в естественном состоянии. " …совершенно очевидно, что никогда не было и даже не будет такого положения, когда множество людей в мире не находились бы в этом состоянии" " … не всякое соглашение кладет конец естественному состоянию между людьми, но только то, когда люди соглашаются вступить в единое сообщество и создать одно политическое тело". Люди склонны искать общения и товарищества, т. к. сами не могут в полной мере обеспечить себя вещами для жизни, соответствующей человеческому достоинству.
Глава 3. О состоянии войны.

Состояние войны есть состояние вражды и разрушения. И следовательно, сообщая словом или действием не об опрометчивом и поспешно принятом, но о продуманном и твердом решении лишить жизни другого человека, сделавший это вовлекает себя в состояние войны с тем, в отношении кого он заявил о подобном намерении, и, таким образом, подвергает свою собственную жизнь опасности со стороны другого или всякого, кто будет помогать тому защищаться и примет его сторону. Вполне здраво и справедливо, чтобы я обладал правом уничтожить то, что угрожает мне уничтожением. Ибо по основному закону природы нужно стремиться оберегать человека насколько возможно; когда нельзя уберечь всех, то необходимо в первую очередь думать о безопасности невинных. И человек может уничтожить того, кто с ним воюет или проявляет враждебность по отношению к нему и является угрозой для его существования, по той же причине, по которой он может убить волка или льва; ведь люди эти не связаны узами общего закона разума, ими руководят только сила и насилие, и, следовательно, их можно рассматривать как хищных зверей, как опасных и вредных существ, которые несомненно уничтожат человека, как только он окажется в их власти. Отсюда следует, что тот, кто пытается полностью подчинить другого человека своей власти, тем самым вовлекает себя в состояние войны с ним; это следует понимать как объявление об умысле против его жизни. Ибо у меня имеется основание заключить, что тот, кто хочет подчинить меня своей власти без моего согласия, будет поступать со мной, добившись своего, как ему заблагорассудится, и может даже уничтожить меня, если у него будет такая прихоть; ведь никто не может желать иметь меня в своей неограниченной власти, если только он не собирается принудить меня силой к тому, что противоречит праву моей свободы, i. e. сделать меня рабом. Быть свободным от подобной силы является единственным залогом моего сохранения; и разум побуждает меня смотреть на него как на врага моей безопасности, который стремится отнять у меня свободу, обеспечивающую ее; таким образом, тот, кто пытается поработить меня, тем самым ставит себя в состояние войны со мной. Того, кто в естественном состоянии пожелал бы отнять свободу, которой обладает всякий в этом состоянии, по необходимости следует считать умышляющим отнять и все остальное, поскольку свобода является основанием всего остального. Подобным же образом того, кто в общественном состоянии пожелал бы отнять свободу, принадлежащую членам этого общества или государства, следует подозревать в умысле отнять у них и все остальное и, таким образом, считать находящимися в состоянии войны.
Глава 4. О рабстве.

Естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы. Свобода людей в условиях существования системы правления " заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон". " Никто не может дать большую власть, чем та, которой он сам обладает и тот, кто не может лишить себя жизни, не может дать другому власти над ней (т. е. над своей жизнью). Состояние рабства - это продолжающееся состояние войны между законным победителем и пленником. Если же о повиновении заключен договор, то на время его действия состояния войны и рабства прекращаются.
Глава 5. О собственности.

" Хотя земля и все низшие существа принадлежат сообща всем людям, все же каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности". Человеку принадлежит " труд" его тела и работа его рук, следовательно, и плоды, результаты его труда тоже. Начало собственности идет изъятие части того, что является общим. " Труд, который был моим выведя чего- либо из состояния общего владения, в котором они находились, утвердил мою собственность на них". " Тот же закон природы, который таким путем дает нам собственность, точно так же и ограничивает размеры этой собственности". Человек имеет право своим трудом присвоить столько, сколько сможет потребить, пока этот предмет не подвергнется порче. Все остальное принадлежит другим. !!! Главным предметом собственности является сама земля. В соответствии может быть лишь такой участок, какой под силу обработать одному человеку. Т. О. " Бог приказать покорять землю, давал тем самым основания для присвоения; а условия человеческой жизни, которые требуют труда и материалов для работы, по необходимости вводят частную собственность". Так было до появления денег. !!! Стоимость вещей оправдывает труд. Стоимость на 1\10 оправдывается природой и на 9\10 человеческим трудом, что вещей, что земли. Т. о. основа собственности - человек, т. к. он - владелец своей личности и труда. Сначала собственность труда была утверждена путем договора. Начало ей положили труд и усердие, а потом разные государства при заключении союзов публично отказались на претензию и прав на землю, составляющую территорию других государств, хотя раньше по естественному праву они имели право на эту землю. Это было положительное соглашение. Большая часть действительно необходимых для человеческой жизни вещей - это скоропортящиеся вещи. Т. о. " выход за пределы правомерной" собственности состоит не в том, чтобы иметь " много имущества, а в том, что часть его портиться", не принося человеку (ни другим людям) никакой пользы. Т. о. появились деньги, некая долговечная вещь, которую можно хранить и на которой, по всеобщему соглашению, обменивать недолговечные средства существования. Вывод: изобретение денег дало возможность накапливать и увеличивать имущество. Но деньги имеют стоимость лишь вследствие всеобщего соглашения, Главным мерилом стоимость является труд.

Глава 6. Об отцовской власти.

Хотя люди по природе равны, они могут различаться по возрасту, добродетели, исключительным достоинствам и заслугами, происхождению. Дети, родившись, некоторое время находятся под юрисдикцией и господством родителей (прежде чем обрести равное право на свою естественную свободу). Родители, по закону природы, обязаны оберегать, кормить и воспитывать детей. Под действие закона человек должен попадать лишь тогда, когда он в силах осмыслить его своим разумом, т. к. " Закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и разумного существа и предпринимает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиниться этому закону". Бесполезный закон исчезнет сам по себе. Целью закона является сохранение и расширение свободы. !!! Там, где нет закона, нет и свободы, ведь она состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а без закона этого не обеспечить. Свобода - это возможность в рамках закона следовать своей воле. Власть родителей над своими детьми проистекает из их обязанности заботиться о детях, пока они маленькие и не в силах думать сами за себя. Но, не имея собственного разумения, которое направляла бы его волю, человек не может иметь никакой собственной воли. Волю ему диктуют родители. Но дети становятся свободными с такого возраста, с какого сами родители стали свободными. Совершеннолетие - это состояние зрелости, когда человек способен постичь закон и соизмерять с ним свои действия, использовать свою свободу в его рамках. Если же в силу каких - либо природных недостатков человек никогда не достигнет этого состояния, то он никогда не станет свободным человеком. Сумасшедшие и слабоумные никогда не бывают свободными от родительской власти. Свобода человека в совершеннолетнем возрасте и повиновение ребенка родителем настолько согласуются и настолько различимы, что самые ослепленные из тех, кто отстаивает монархию, исходя из права отцовства, не могут не видеть этого. " Сами государства обращают на это внимание и допускают, что существует время, когда люди должны поступать как свободные люди. ! Т. о. свобода человека и его свобода поступать по своей воле основаны на том, что человек обладает разумом. Именно этим определяется господство родителей над детьми до их совершеннолетия. Но почему забота родителей о детях должна превращаться в абсолютное деспотическое господство отца? Ведь мать способна тоже дать многое детям. Т. к. власть отца определяется его заботой о детях, она в равной силе должна принадлежать и приемному отцу. Биологическое господство не дает никакой власти над детьми, если его забота о них на этом и кончается. Если же детей мать воспитывает одна, дети обязаны повиноваться ей так, как своему отцу. Власть отца не распространяется на имущество, самостоятельно приобретенное детьми, их собственными усилиями, и на их свободу после совершеннолетия. Но даже освободившись от власти родителей, дети должны почитать их: т. е. уважать, не обижать, заботиться в материальном плане, поддерживать и защищать их. От этой обязанности не освобождают ни государство, ни обретенная свобода. Власть отца временно, а почитание родителей постоянно. Родители имеют право на почитание детьми в той степени, в какой сами заботились о них. Почитание требует меньше повиновения, но эта обязанность в большей степени распространяется на выросших детей. Причем власть отца не может лишить мать права быть почитаемой своими детьми. Даже если всего, что человек имеет недостаточно, чтобы погасить долг перед своим благодетелем, это не дает право благодетелю создавать законы, для того, кто ему обязан. В естественном и государственном состоянии родители в равной мере имеют власть над своими детьми и право на их подчинение. Это было бы не возможно, если бы политическая власть носила отцовский характер. Т. о. политическая и отцовская власть совершенно различны и раздельны. В отцовской юрисдикции - распределить имущество между детьми не равномерно. И это оказывает немалое влияние на повиновения детей. Т. к. право пользования землей обычно связано с повиновением правительству этой страны, то передавая землю по наследству, отец мог обязать свое потомство повиноваться тому правительству, поданным которого он сам является. Но все равно дети унаследуют землю по земельному кодексу своей страны. В семьях, живущих обособленно, отцу семейства лучше стать его государем, ведь для этого нужно всего лишь позволить отцу осуществить исполнительную власть единолично, чтобы дети уступили и признали авторитет отца, молчаливо согласившись с его доминированием. Привыкнув подчиняться, особенно если отец заботиться о них, дети не спешат высвободиться из-под его опеки. Правление отца в таких случаях больше служит защитой, чем ограничением свободы. " Так естественные отцы семейств путем неощутимого изменения делались также и политическими монархами". Т. о. воспитав наследников, они " заложили основы наследственной или выборной королевской власти в соответствии с обычаями". " Но если государи носят свое звание по праву своих отцов, и это является достаточным доказательством естественного права отцов на политическую власть, …. то значит, что только государи должны быть и священниками" подобно отцу семейства.
Глава 7. О политическом или гражданском обществе.

" Бог создал человека таким существом, что он не склонен быть одиноким, и вынужден искать общества. Бог снабдил человека разумом и языком, чтоб поддерживать общество и наслаждаться им". Первое общество - муж и жена. Брачное общество - союз мужчины и женщины для произведения потомства (основывается на взаимной поддержке, помощи, общности интересов, союз пока все дети не смогут сами себя обеспечивать - поэтому брак у людей дольше, чем у животных). Власть мужа далека от власти абсолютного монарха - жена во многих случаях свободна разойтись с ним. Хозяин и слуга. Власть хозяин временна, ограничена договором. Рабы - пленные, взятые в справедливой войне, но естественному праву находиться в абсолютном помещении. Рабы утратили право на свою жизнь, свободу и имущество, они не часть гражданского общества. Власть главы семьи - не обладает законной властью над жизнью и смертью членов семьи. Политическое общество - там, где каждый из членов отказался от естественной власти, передав ее в руки общества. Частный суд - исключается - общество становиться третейским судьей, устанавливая постоянные правила, равные для всех с помощью получивших от общества полномочий людей проводит в жизнь эти правила, разрешает разногласия, наказывает. Гражданское общество - те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, которое наделено властью разрешать споры и наказывать преступников. Законодательная власть - государство имеет право устанавливать меру наказания за нарушения. Власть войны и мира. Власть наказывает за ущерб, нанесенный любому члену общества тем, кто не входит в него. Исполнительная власть выполняет приговор. Люди отказываются от своей исполнительной власти, чтобы составить один народ, одно политическое тело, под властью одних верхов правительства. Абсолютная монархия - несовместима с гражданским обществом. Цель гражданского общества возмещать неудобства естественного состояния, которые возникают, когда каждый человек - судья в собственном деле. Если существуют какие - либо лица, не имеющие органа, куда можно обратиться для разрешения разногласий - значит, эти лица еще в естественном состоянии так находиться абсолютный государь в отношении тех, кто ему подвластен. Царь, властитель всей полнотой законодательной, исполнительной власти и нет беспристрастного судьи. В естественном состоянии человек сам себя защищает, а в абсолютной монархии всем распоряжается каприз и воля монарха - это на ступень ниже обычного состояния разумных существ. В монархиях есть суд, закон, но наши ограждения существуют в подобном состоянии со стороны абсолютного владыки. Первоначально, возможно, первый монарх был добродетельным и хорошим человеком, что ему по молчаливому согласию бразды правления, без каких - либо мер предосторожности, то история породила других преемников. Люди не могут считать, что находятся в гражданском обществе, пока законодательная власть не передана в руки коллективного органа. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.

Глава 8. О возникновении политических обществ.

Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества. Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в естественном состоянии свободы. Когда какое-либо число людей таким образом согласилось создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за остальных. Ведь когда какое-либо число людей создало с согласия каждого отдельного лица сообщество, то они тем самым сделали это, сообщество единым организмом, обладающим правом выступать как единый организм, что может происходить только по воле и решению большинства. Ведь то, что приводит в действие какое-либо сообщество, есть лишь согласие составляющих его лиц, а поскольку то, что является единым целым, должно двигаться в одном направлении, то необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства: в противном случае оно не в состоянии выступать как единое целое или продолжать оставаться единым целым, единым сообществом, как на то согласились все объединенные в него отдельные лица; и, таким образом, каждый благодаря этому согласию обязан подчиняться большинству. И вот почему мы видим, что в законодательных собраниях, облеченных властью силою положительных законов, в тех случаях, когда н положительном законе, который облек их властью, не указано число, действие большинства считается действием целою и, разумеется, определяет силу целого, которой но закону природы и разума оно обладает. И таким образом, каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном же случае этот первоначальный договор, посредством которого он вместе с другими вступил в одно общество, не будет что-либо значить и вообще не будет договором, если этот человек останется свободным и не будет иметь никаких иных уз, кроме тех, которые он имел, находясь в естественном состоянии. Ведь как тогда будет выглядеть любой договор? Какое это будет новое обязательство, если человек будет связан любыми постановлениями общества лишь постольку, поскольку он сам это считает удобным и дал на это свое согласие? Ведь тогда он будет все еще пользоваться такой же свободой, какой он пользовался до этого договора или какой пользуется человек, находящийся в естественном состоянии, который может побудить себя и согласиться на любые действия, если он считает их подходящими для себя. О большинстве - согласие большинства должно воспринимать как действие целого. Нельзя считаться со всем разнообразием мнений. Это делает могучего Левиафана менее долговечным. Поэтому согласие некоторого числа свободных, способных образовать большинство людей на объединение - только это дало начало любому законному правлению в мире. Разные мнения на сей счет - этому нет подтверждения в истории - невозможно с точки зрения права, т. к. люди рождаются под властью, должны повиноваться ей и не свободны учреждать новое: Ответ: мы очень мало знаем о людях в естественном состоянии, т. к. государственный строй предшествует летописи, и люди начинают интересоваться основателями государства, когда память о них уже пропала. Государства как дети - не имеют ни малейшего понятия о своем рождении и младенчестве.

О семье. Возможно, государство началось из одной большой семьи, где дети с рождения естественно повиновались отцу, тот их наказывал, фактически становясь законодателем и правителем. Но когда отец умирал, можно не сомневаться, что они используют свою естественную свободу для выбора того, кого считали более способным.

Монархия.
Обычно на земле правление находилась в одних руках, но это не опровергает того, что, собравшись вместе, люди могли выбрать любую форму правления. Хотя первоначально многие мягкие монархии были выборными. Правление отца - приучало к верховенству одного человека. Монархия наиболее просто и отвечает интересам эпохи, когда государство более нуждается в защите от врагов, чем в многообразии законов. Короли больше похожи на полководцев. Семья постепенно вырастала и становилась государством. Золотой век. В " Золотой век" - больше добродетели, меньше злоупотреблений властью, нет спора из-за привилегии. Последующие века извратили суть такого правления, власть превышают свои полномочия, у правителей отличные от народа интересы. Значит, надо более тщеславно изучить происхождение и права правительства и найти способ ограничить беззакония. !!! Все люди от рождения - свободны. Даже родившийся под властью другого может быть настолько свободным, чтоб обладать правом повелевать людьми в новой самостоятельной империи. В природе человечества нет природного повиновения от рождения. Есть пример того, как люди выходили из подчинения, создавали новые государства, а если люди и рождаются под властью правителя, то это поскольку предки отказались от естественной свободы и обрекли себя и потомство на вечное подчинение. Справедливо, чтоб каждый выполнял свое обещание и не может не по какому договору обещать этому своих детей. Ребенок не рождается подданным какой - либо страны, а находиться под опекой отца до совершеннолетия. Только выраженное согласие делает человека подданным. Каждый человек, который владеет или пользуется какой - либо частью территории государства выражает молчаливое согласие. Обязательство подчинятся законам страны начинается и кончается вместе с отказом от своего владения, волей свободно покидать пределы государства и учредить новое. Но кто выразил явное согласие - обязан вечно быть гражданином этого общества, только если правительство, которому он присягнул, не распадется или если оно посредством какого -нибудь публичного акта не лишает его права быть членом этого общества. Но если человек подчинится законам страны, ведет спокойную жизнь, пользуется привилегиями, это еще не делает его членом общества. Это только местная защита. Там иностранцы всю свою жизнь живут под властью другого правительства, пользуются привилегиями и защитой, но не ломаются подданными данного государства. Ничто не может сделать человека таким, кроме его фантастического выступления посредством положительного обязательства и непосредственно выражения обещания и договора.

Глава 9. О целях политического общества и правления.
Если человек в естественном состоянии свободен, если он абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный, то почему расстается он со своей свободой, почему отказывается он от этой империи и подчиняет себя власти и руководству какой-то другой силы? На это напрашивается самый очевидный ответ, что хотя в естественном состоянии он обладает подобным правом, но все же пользование им весьма ненадежно и ему постоянно угрожает посягательство других. Ведь, поскольку все являются властителями в такой же степени, как и он сам, поскольку каждый человек ему равен, а большая часть людей не особенно строго соблюдает равенство и справедливость, постольку пользование собственностью, которую он имеет в этом состоянии, весьма небезопасно, весьма ненадежно. Это побуждает его с готовностью отказаться от такого состояния, которое хотя и является свободным, но полно страхов и непрерывных опасений; и не без причины он разыскивает и готов присоединиться к обществу тех, кто уже объединился или собирается объединиться ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений - " собственности". Поэтому-то великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности. А для этого в естественном состоянии не хватает многого:
1) установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы тем общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры. 2) знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом. Ибо каждый в этом состоянии является одновременно и судьей, и исполнителем закона природы, а люди пристрастны к себе, и страсть и месть очень даже могут завести их слишком далеко и заставить проявить слишком большую горячность в тех случаях, когда дело касается их самих; точно так же небрежность и безразличие могут сделать их слишком невнимательными к делам других людей.  3) силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение. Т. о. люди, несмотря на все преимущества естественного состояния, находятся в скверных условиях, пока они в нем пребывают, и быстро вовлекаются в общество. Других, вынуждают их искать убежища под сенью установленных правительством законов, и здесь они стремятся найти сохранение своей собственности. Именно это побуждает их столь охотно отказываться от того индивидуального права на наказание, которым обладает каждый, для того чтобы оно осуществлялось только тем из них, кто будет назначен на это, и посредством тех законов, о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица. И вот это-то и является первоначальным правом и источником как законодательной, так и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ. Ведь в естественном состоянии, не говоря о свободе, которой человек обладает для невинных развлечений, он обладает двумя видами власти: 1. это власть делать то, что он считает необходимым для сохранения себя и других в рамках закона природы. По этому закону, общему для всех, он и все остальное человечество представляют собой одно сообщество, составляют единое общество, отличное от всех других творений.
2. власть наказывать за преступления, совершенные против данного закона. От обоих этих видов власти он отказывается, когда присоединяется к частному или отдельному политическому обществу и вступает в какое-либо государство, отделенное от остального человечества.
Глава 10. О формах государства

Поскольку с момента объединения людей в общество большинство обладало всей властью сообщества, то оно могло употреблять всю эту власть для создания время от времени законов для сообщества и для осуществления этих законов назначенными им должностными лицами; в этом случае форма правления будет представлять собой совершенную демократию; или же оно может передать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, и тогда это будет олигархия; или же в руки одного лица, и тогда это будет монархия; если в руки его и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана ему только пожизненно, а после его смерти право назначить преемника возвращается к большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления и в зависимости от того, что оно считает лучшим. Форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы кто бы то ни было, кроме верховной власти, издавал законы); в соответствии с этим форма государства определяется тем, у кого находится законодательная власть. Под государством я все время подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сообщество.
Глава 11. Об объеме законодательной власти

Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества. Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же:
1) она не является и не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями. Эта власть в своих самых крайних пределах ограничена общественным благом. Она не имеет иной цели, кроме сохранения [общества], и, следовательно, никогда не может иметь права уничтожать, порабощать или умышленно разорять подданных.
2) законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных уполномоченных на то судей.
3) верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество; и, таким образом, отсюда по необходимости предполагается и требуется, чтобы люди обладали собственностью, так как без этого они, вступая в общество, теряют то, что являлось целью, ради которой они вступили в него. Следовательно, люди, находясь в обществе, обладают собственностью; они имеют такое право на имущество, которое по закону сообщества является их собственностью, что никто не имеет права отнять у них их добро или какую-либо его часть без их собственного согласия; без этого они не имеют вообще никакой собственности. Т. о. ошибочно думать, что верховная или законодательная, власть любого государства может делать все, что ей угодно, и деспотически распоряжаться имуществом подданных или брать часть этого имущества по собственной прихоти. Этого можно не очень опасаться в тех системах правления, где законодательный орган состоит, полностью или целиком, из собраний, состав которых меняется, а члены которого после роспуска подчиняются общим законам своей страны наравне с прочими. Но в тех системах правления, где законодательный орган представляет собой одно постоянно действующее собрание или же вся законодательная власть сосредоточена в руках одного человека, как в абсолютных монархиях, все же существует опасность, что эти лица или лицо будут считать, что они имеют особые интересы, отличные от интересов остальной части сообщества, и поэтому будут склонны увеличивать свои собственные богатства и власть, беря все, что им вздумается, у народа.
4) законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Вот те пределы, которые полномочия, данные обществом, и закон бога и природы установили для законодательной власти всякого государства, во всех формах правления. Во-первых, они должны управлять посредством опубликованных установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. И это, собственно, касается только таких государств, где законодательный орган действует непрерывно или по крайней мере где народ не сохранил какую-то часть законодательной власти за депутатами, которые время от времени избираются им самим. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ.
Глава 12. О Законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве.
Законодательная власть - это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов. Но так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять. Существует еще одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. Сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть можно назвать федеративной. Эти две власти, исполнительная и федеративная, хотя они в действительности отличаются друг от друга, так как одна из них включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб, все же эти два вида власти почти всегда объединены. И хотя федеративная власть при хорошем или дурном ее осуществлении имеет огромное значение для государства, все же она менее способна руководствоваться предшествующими постоянными положительными законами, чем исполнительная власть; и поэтому по необходимости она должна предоставляться благоразумию и мудрости тех, в чьих руках она находится, для того чтобы она была направлена на благо общества. Ведь законы, касающиеся взаимоотношений подданных друг с другом, направлены на руководство их действиями и вполне могут предшествовать им. Но то, что следует сделать в отношении иностранцев, во многом зависит от их поступков и от различных замыслов и интересов, и это по большей части следует предоставлять благоразумию тех, кому доверена эта власть, чтобы они могли руководствоваться самым лучшим, что дает их искусство, ради пользы государства. Хотя исполнительная и федеративная власть в каждом сообществе в действительности отличается друг от друга, все же их вряд ли следует разделять и передавать одновременно в руки различных лиц. Ведь обе эти власти требуют для своего осуществления силы общества, и почти что невыполнимо сосредоточивать силу государства в руках различных и друг другу не подчиненных лиц или же создавать такое положение, когда исполнительная и федеративная власть будут доверены лицам, которые могут действовать независимо, вследствие чего сила общества будет находиться под различным командованием, а это может рано или поздно привести к беспорядку и гибели.
Глава 13 О соподчиненности властей в государстве.
Во всех случаях, пока существует правление, законодателъная власть является верховной. Ведь то, что может создавать законы для других, необходимо должно быть выше их. присяга - повиновение в соответствии с законом. Исполнительная власть, если она находится где угодно, но только не в руках лица, которое участвует также и в законодательном органе, явно является подчиненной и подотчетной законодательной власти и может быть по желанию изменена и смещена; это значит, что не высшая исполнительная власть свободна от подчинения, а высшая исполнительная власть, доверенная одному человеку, который, принимая участие в законодательном органе, не имеет отдельного вышестоящего законодательного органа, которому он подчиняется и подотчетен, подчинен тому лишь в такой степени, в какой он сам примкнет и даст свое согласие; таким образом, он подчинен не в большей степени, чем он сам будет это считать нужным, а это будет лишь в самой незначительной степени. Нет никакой необходимости и даже нет большого удобства в том, если законодательный орган будет действовать непрерывно. Однако это абсолютно необходимо для исполнительной власти: ведь не всегда имеется нужда в создании новых законов, но всегда необходимо выполнять те законы, которые созданы. Когда законодательный орган передал исполнение созданных им законов в другие руки, то у него все еще остается власть взять это из других рук, когда к тому будет причина, и наказать за любое дурное управление, нарушающее законы. То же самое справедливо и в отношении федеративной власти, так как и она, и исполнительная власть - обе являются министериальными и подчиненными по отношению к законодательной власти, которая в конституционном государстве является верховной. Право созывать и распускать законодательный орган - право, которым обладает исполнительная власть, - не дает исполнительной власти верховенства над законодательной, а является просто доверенным полномочием, данным ей в интересах безопасности народа в том случае, когда неопределенность и переменчивость человеческих дел не могут вынести постоянного установленного правила. Ведь невозможно, чтобы первые создатели государства благодаря какому-либо предвидению в такой степени смогли предугадывать будущие события, чтобы быть в состоянии установить точно определенные периоды созывов и длительности работы законодательных органов во все времена, причем так, чтобы это в точности отвечало всем потребностям государства. Лучшим средством против этого недостатка было доверить это благоразумию тех, кто всегда будет налицо и чьей задачей является следить за общественным благом. Постоянные частые созывы законодательного органа и длительные периоды его заседаний без особой на то необходимости не могут не быть тягостны для народа и с течением времени обязательно создадут более опасные неудобства; и тем не менее стремительный ход событий иногда может потребовать немедленной помощи этого органа, малейшее промедление с его созывом может подвергнуть народ опасности; иногда же вопросы, рассматриваемые этим органом, могут иметь такое огромное значение, что ограниченное время его заседаний может оказаться слишком коротким для его работы и лишить народ того блага, которое он мог бы получить только благодаря зрелому обсуждению их. Т. о. если назначение времени для созыва и заседаний законодательного органа не установлено первоначальной конституцией, то оно, естественно, переходит в руки исполнительной власти.

Глава 14. О прерогативах.

Власть действовать сообразно собственному разумению ради общественного блага, не опираясь на предписания закона, а иногда даже вопреки ему, и есть то, что называется прерогативой. Так как в некоторых системах правления законодательная власть не является постоянно действующей и обычно слишком громоздка и поэтому поворачивается слишком медленно, а для исполнения закона необходима быстрота и поскольку также невозможно предвидеть и, таким образом, заранее создать соответствующие законы на все необходимые случаи, которые касаются общества, или создать такие законы, которые не будут причинять вреда, если их исполнять с неукоснительной строгостью во всех случаях и по отношению ко всем лицам, которых это может коснуться, поэтому исполнительной власти предоставляется свобода делать многое по собственному выбору, чего не предусматривает закон.

Глава 15. Об отцовской, политической и деспотической власти, рассматриваемых совместно: 1) отцовская или родительская власть есть власть, которую родители имеют над своими детьми, управляя ими ради их же блага, пока они не научатся пользоваться своим разумом или не достигнут такой степени познания, когда можно будет предположить, что они в состоянии понимать тот закон, подобно другим людям, живущим как свободные люди под сенью этого закона. Это правление не должно быть суровым и деспотичным, но должно быть направлено только на помощь, обучение и сохранение их потомства. Т. о. родительское правление является естественным правлением, но оно ни чуть не распространяется на цели и юрисдикцию правления политического. Власть отца совершенно не pacnpocтроняется на собственность детей, которой могут распоряжаться только они сами. 2) политическая власть - это та власть, которую каждый человек, обладая ею в естественном состоянии, передал в руки общества и тем самым правителям, которых общество поставило над собой с выраженным или молчаливым доверием, что эта власть будет употреблена на благо членов общества и на сохранение их собственности. !!! цель и мерило этой власти, когда она находится в руках каждого человека в естественном состоянии, заключается в сохранении всех принадлежащих к его обществу, т. е. всего человечества в целом, в силу чего эта власть, находясь в руках должностного лица, не может иметь иной цели и иного мерила, как сохранять членов этого общества, а значит, сохранять их жизнь, свободы и имущество. И следовательно, эта власть не может быть деспотической и абсолютной, распространяющейся на их жизнь и богатства, которые, насколько возможно, должны сохраняться; напротив, это должна быть власть, которая создавала бы законы и предусматривала бы за их нарушение наказания, И эта власть проистекает лишь из договора и соглашения и из взаимного согласия тех, кто составляет сообщество. 3) деспотическая власть - это абсолютная, неограниченная власть, которой обладает один человек над другим, имея возможность лишить его жизни, когда ему заблагорассудится. Это такая власть, которой не дает природа, т. к. она не провела такого различия между одним человеком и другим; ее не может предоставить и договор; поскольку человек не обладает подобной неограниченной властью над своей собственной жизнью, постольку он не может дать и другому человеку такую над ней власть; эта власть является лишь следствием угрозы утраты своей собственной жизни, которой подвергает себя агрессор, когда ставит себя в состояние войны с другим. !!! Тот, кто рассмотрит различное происхождение и размеры и разные цели этих видов власти, ясно увидит, что отцовская власть настолько же меньше власти должностного лица, насколько деспотическая власть ее превосходит, и что абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько же несовместима с ним, как рабство с собственностью. Отцовская власть существует только там, где младенчество делает ребенка неспособным распоряжаться своей собственностью; политическая - там, где люди имеют в своем распоряжении собственность; а деспотическая - распространяется на тех, кто совершенно не имеет никакой собственности.
Глава 16. О завоевании. Дорога к новому государственному строю часто оказывается благодаря уничтожению прежнего, но без согласия народа никогда нельзя судить новый строй. Несправедливость и преступление - одно и то же, не зависимо от того, совершены ли они венценосным или мелким негодяем. Тот, кто побеждает в несправедливой войне, не может благодаря этому приобрести право не повиновение и покорность побежденного. В результате завоевания победитель не получает власти над теми, кто воевал вместе с ним. Какой властью законный завоеватель обладает над покоренными: эта власть является чисто деспотической. Победитель не получает никакой иной власти, кроме как над теми, кто действительно помогал, участвовал или обрел несправедливое применение силы против него, т. к. народ не давал своим правителям полномочия творить беззакония, каким является ведение несправедливой войны, его нельзя считать виновным в насилии. Несправедливое применение силы создали войну. Право завоевания простирается лишь на жизнь тех, кто участвовал в войне, но не на из имущество, которое может быть использовано лишь в такой мере, чтобы возмести нанесенный ущерб и военные издержки, причем и тогда необходимо охранять права невинных жен и детей. Справедливость полностью на стороне победителя, и все же он не имеет право захватить больше, чем то, что поставил на карту побежденный. Если не имеется достаточно имущества, чтобы полностью удовлетворить и потери победителя и потребности жен и детей, то тот, кто и как обладает достатком, должен отказаться от чего - либо и уступить неотложному и первоочередному праву жен, кому без этого угрожает гибель. Издержки и ущерб войны не дают права победителю на какую - либо страну, которую он завоюет. Никакой ущерб, понесенный от войны, вряд ли будет равным стоимости значительного участка земли в любой части света, где вся земля находиться в чьем - либо владении и где нет не возделанной земли. Победитель на основании своего завоевания не имеет права повелевать над теми, кто стал на его сторону в войне, жителями им покоренной страны, над потомством жен, кто оказывал ему сопротивление. Правление, силой навязанное победителем покоренным, не накладывает на них никаких обязательств. Каждый человек рождается с двойным правом: 1. С правом свободы личности;
2. С правом наследовать вместе с братьями имущество своего отца. По первому из них, человек по природе свободен от подчинения какому - либо праву. По второму, жители любой страны сохраняют право на владение своих предков. Без собственного согласия человека не может быть с него взять. Государи обязаны подчинятся законам Бога и природы. Пожалование, обещания и клятвы - это не узы, которые связывают всемогущество. Завоевание не дает победителю законного права владычества. Сбросить власть, которая установлена под каким - либо не правом, а силой, хотя бы это называлось мятежом, все же не называется преступлением перед лицом Господа, но это именно то, что Он разрешает и одобряет.
Глава 17. Об узурпации. Поскольку завоевания можно назвать иноземной узурпацией, то узурпация является своего рода домашним завоеванием, с той регуляцией, что узурпатор никогда не может иметь право на своей стороне, что узурпация может быть только тогда, когда кто - либо овладевает тем, на что имеет право другой. Если это только узурпация, то она представляет собой лишь смену лиц, а не форм и установление правления.
Глава 18. О тирании. Если узурпация есть осуществление власти, на которое имеет право другой, то тирания - это осуществление власти помимо права, на что никто не может иметь права. Разница между королем и тираном заключается лишь в том, что один создает законы, ограничивающие его власть, и целью его правления является общественное благо, второй же все подчиняет своей воле и прихоти. Где кончается закон, начинается тирания, если закон преступается во вред другому. Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо. Силу следует противопоставлять лишь несправедливой и незаконной силе. Священность особы государя избавляет его от всяких неудобств, но эта привилегия распространяется только на личность самого короля. Поручение или повеление любого должностного лица, когда он не имеет на то право, является столь же недействительным и незначащим, как если бы оно исходило от любого частного лица. Против законов не может быть никакой власти. Один или несколько из угнетателей людей не в состоянии нарушить порядок правления, когда основная масса народа не считает, что это ее касается. !!!!! Но если кто - либо из этих незаконных действий распространилось на большинство народа или же если злоупотребления и угнетения коснулись лишь немногих, но в таких случаях, когда предшествующие обстоятельства и последствия наводили на мысль, что опасность угрожает всем и если люди глубоко убеждены, что законы, а вместе с ними и их достояние свобода и жизнь в опасности, а возможно, и их решение, то и не знаю, что помешает им оказать сопротивление незаконной силе, которая против них применяется. Это неудобство, которое сопутствует всякому правлению, когда правители довели его до подобного состояния, так что они сами находятся на подозрении у своего народа; это, пожалуй, самое опасное состояние, в которое они могут себя поставить. Невозможно, чтобы правитель, если он действительно желает добра своему народу и заботится о его сохранении и блюдет его законы, не добился того, чтобы народ видел и чувствовал это.

Глава 19. О распаде системы правления.
Тот, кто хочет сколь-нибудь говорить о распаде системы правления, должен сначала провести различия между распадом системы правления. То, что создает сообщество и сводить людей из разъединенного естественного состояния в одно политическое общество - это соглашение, которое каждый заключает со всеми остальными о том, чтобы объединиться и выступать в качестве одного целого и стать т. о. Единым особым государством. Обычной и почти единственной причиной, по которой распадается этот союз, является вторжение иноземных войск, которые завоевывает его. Когда какое-либо общество распадается, несомненно что система правления этого общества, не может остаться. Помимо свержения извне системы правления распадаются под действием сил изнутри.
1. Когда измениться законодательный орган, именно в своем законодательном органе члены государства соединены вместе в одно единое государство. Сущность и единство общество состоит в том, чтобы иметь одну волю. Законодательный орган обладает правом провозглашать и осуществлять эту волю. Создание законодательного органа является первым и основным органом государства. Когда правление распалось, народ волен сам позаботиться о себе, создав новый законодательный орган.
2. Когда законодательный орган или государь, кто-либо из них действуют вопреки оказанному им доверию, народ, с которым все время дурно обращались и права которого нарушают, будет готов при первом же случае освободиться от лежащего на нем тяжкого бремени. Революции не происходят при всяком незначительном непорядке в общественных делах. !!! Доктрина в том, что народ властен заново обеспечить свою безопасность с помощью нового законодательного органа, когда его законодатели нарушили оказанное им доверие, посягнув на его собственность, является лучшей гарантией от восстаний и наиболее вероятным способом воспрепятствовать ему. Когда-либо изменяется законодательный орган, либо законами действуют в разрез с теми целями, для которых они были назначены, те, кто виновны, виновен в мятеже. Пока несчастье не станет общим и злые умыслы правителей не сделаются очевидными, до тех пор народ, который более склонен страдать, чем восстанавливать справедливость сопротивлением, не склоняется к возмущению. Будь то правитель ил подданный, но если он пытается силой покушаться на права государя или народа и его действия ведут к низвержению системы и структуры любого справедливого правления, то он виновен в ужаснейшем преступлении, на которое способен человек. И тот, кто поступает таким образом должен по справедливости считаться общим врагом и чумой человечества, и с ним следует поступать соответствующим образом. Если кто-нибудь применяет силу без права, то он ставит себя в состояние войны с теми, против кого он ее так применяет; а в таком состоянии все прежние узы разрываются, все другие права не действительны и каждый имеет права защищать себя и противиться агрессору. В тех случаях, когда король не имеет полномочий, он не король и ему можно оказывать сопротивление; ибо когда бы не прекратилось действие полномочий, король тут же перестает быть королем и становится подобным другим людям, не имеющим полномочий. Право народа в равной степени нарушено, и свобода его утрачена, не зависимо от того, сделают ли его рабом какое -либо лицо его собственной национальности или иноземной нации. Именно в этом заключается ущерб, и только против этого народ имеет право защиты. Оскорбления ** * перемена национальности лиц, находящихся у власти, а перемена правления. " Кто будет судьей и решит, действует ли государь или законодательный орган вопреки оказанному доверию? Народ будет судьей" Когда нет суда для разрешения споров между людьми, судьей является Господь Бог, восседающий на небесах. Только Он один воистину есть судья праведный. Но каждый человек является судья для самого себя. Та власть, которую каждый отдельный человек передал обществу, когда он вступал в него, никогда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор, пока общество не перестанет существовать, но всегда будет оставаться у сообщества, потому, что без этого не может быть сообщества, государства, что противоречило бы первоначальному соглашению. !!! Когда общество вручило законодательную власть какому - либо собранию людей, то законодательная власть не может вернуться к народу до тех пор пока существует данный государственный строй. Но если народ ограничил действия своего законодательного органа и сделал эту высшую власть в руках какого-либо лица или собрания только временной, или если вследствие злоупотреблений лиц, находящихся у власти, они ее утрачивают, то в результате такой утраты или окончания установленного срока эта власть возвращается к обществу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.