Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опубликовано в сборнике на с. 211 – 218.



Опубликовано в сборнике на с. 211 – 218.

Христианство, искусство, образование: диалог культур, традиции и современность: материалы XVI Международной научно-практической конференции «Церковь и искусство» и XX Международной научно-практической конференции «Христианско-православные ценности – основа образования человека в педагогическом учении К. Д. Ушинского» в рамках XVII Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Христианское мироосмысление в эпоху цифровых технологий» (Курск, 30–31 марта 2021 г. ) / главный редактор З. И. Гладких; редколлегия: Д. В. Драганова, М. Л. Космовская, Н. И. Лифинцева, С. Е. Радченко, М. Ф. Рудзик. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2021. – 300 с. – C. 211 – 218

Ссылка при цитировании обязательна!

ПУТИ ПРИОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

К ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ

 

Сергеева Г. П., канд. пед. наук, доцент,

Заслуженный учитель РФ, руководитель проектов

УМК «Музыка» (1 – 8 классы), «Искусство» (8 – 9 классы)

издательства «Просвещение», г. Москва.

E-mail: gsergeeva@list. ru

 

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности изучения школьниками духовной музыки, вопросы самообразования педагогов-музыкантов, направленные на расширение их представлений об искусстве религиозной традиции, методы и приемы работы с музыкальным материалом, зрительным рядом, информационными и художественными текстами учебников, рабочих/творческих тетрадей по предмету «Музыка» издательства «Просвещение», специфика проведения уроков музыки, формы организации проектной деятельности ивнеурочных мероприятий.

Ключевые слова: духовная музыка, учебники, методы и приемы работы, церковные праздники, внеурочные мероприятия, самообразование педагогов-музыкантов.

Abstract. The article reveals the features of the study of sacred music by schoolchildren, the issues of self-education of music teachers aimed at expanding their ideas about the art of the religious tradition, methods and techniques for working with musical material, visuals, informational and artistic texts of textbooks, work/creative notebooks on the subject «Music» Publishing house «Education», the specifics of conducting music lessons, forms of organizing project activities and extracurricular activities.

Keywords: sacred music, textbooks, methods and techniques of work, church holidays, extracurricular activities, self-education of music teachers.

 

«Все религии – это лестницы, которые человек строит, чтобы достичь неба, но Христианство – это лестница, которую Бог спускает с небес на землю, и по этой лестнице к нам приходит Христос». Эти слова принадлежатправославному священнику, историку и богослову протоиерею Александру Меню (1935–1990). [История религии, с. 24].

Изучение учащимися современной общеобразовательной школы истории, культуры и искусства разных религиозных конфессий является дискуссионной проблемой, несмотря на то, что в течение последних десятилетий многие издательства выпускают учебники и учебные пособия, которые дают возможность учащимся разных возрастов приобщиться к разным религиям.

В конце XX – начале XXI вв. наметился явныйинтерес у ученых-исследователей и методистов-практиков к изучению духовной музыки в школе. Этому способствовали появление учебных программ для начальной школы И. В. Кошминой[Кошмина, 2, 3] и ряда пособий для педагогов-музыкантов[Кошмина, 4 – 6, Николаева, 10, Рапацкая, 16, 17], а также попытки включать спецкурсы в систему повышения их квалификации[Сергеева, 14, с. 109 – 115].

С появлением учебников по предмету «Музыка» издательства «Просвещение» в середине 90-х гг. прошлого века, более четко обозначились четыре пласта музыкальной культуры, на которых стало базироваться их содержание: фольклор (традиционная народная культура), музыка религиозной традиции, произведения «золотого фонда» композиторов-классиков (русских и зарубежных), сочинения современных композиторов мира[Критская, 7, Сергеева, 12].

Приоритетной при этом является ориентация школьников на освоение отечественной музыкальной культуры как части художественной картины мира. Именно от родных тем, интонаций, образов, от «родного порога» (по выражению Б. М. Неменского, Народного художника России) происходит органичное «вхождение» ребенка в разнообразный мир музыки. Именно этот факт и позволяет понять то, что музыка – часть окружающей их жизни, часть духовного опыта человечества, универсальный способ общения людей друг с другом.

Музыка религиозной традиции изучается на начальном и основном уровнях образования как одна из составляющих музыкальной культуры того или иного народа, то есть на основе культурологического подхода, как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры Русской Православной церквив учебниках «Музыка» основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в церковных праздниках (Рождество Христово, Благовещенье, Вербное воскресение или Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Троица и др. ), в классической музыке.

В начальной школе дети знакомятся с именами Святых и их благими делами на пользу христиан, а также музыкой различных жанров, в которых воплощены эти образы (стихира, тропарь, кондак, величание, народные песнопения, гимны, молитвы). При этом не исключается знакомство учащихся с музыкой других религиозных конфессий, которую педагог-музыкант может вариативно вводить в контекст уроков по религиозной тематике, используя свой педагогический опыт, многонациональный состав классов, религиозные традиции конкретного региона. Важно при этом акцентировать внимание школьников на общечеловеческих ценностях, которые проповедуют все религии мира.

Следует отметить, что в начальной школе в содержание учебников и рабочих тетрадей по предмету «Музыка» (серия «Школа России») впервые введен раздел«О России петь – что стремиться в храм» (словапоэта «серебряного века» Игоря Северянина). В этом разделе дети бережно прикасаются к сокровищам духовной музыки, знакомятся с Русскими святыми – Сергием Радонежским, Александром Невским, князем Владимиром и княгиней Ольгой, Ильей Муромцем, праздниками русской православной церкви и музыкой, их сопровождающей.

Уже в начальной школе дети знакомятсятакже с музыкальными сочинениями западноевропейских религиозных конфессий (католическая, протестантская), являющимися шедеврами мировой музыкальной культуры.

В учебных пособиях «Музыка» для 1 – 4 классов (серия «Перспектива» – авторы Г. П. Сергеева, Н. В. Суслова) нет самостоятельного раздела, посвященного изучению музыки религиозной традиции. Но в разных учебных темах данного пособия школьники обращаются к звучанию музыкальных образцов религиозной музыки, например, «Аве, Мария! » И. Лученка на слова З. Позняка (1 класс, «Музыка Беларуси»), народные песнопения «Гимн Кириллу и Мефодию», русский народный напев «Христос воскресе», «Величание Богородицы» Г. Свиридова (2 класс), Колокольные звоны Валаамского монастыря («Музыка Карелии», 3 класс), «Богородице Дево, радуйся! », грузинское церковное песнопение, «Аве, Мария! »Ф. Шуберта, слова В. Скотта («Портреты композиторов и исполнителей Западной Европы», 3 класс), «Стихира на 1000-летие Крещения Руси», «Фрески Дионисия» Р. К. Щедрина, «Белый храм над рекой», слова и музыки иеромонаха Романа, «Колокольчики», рождественская песня американского композитора Дж. Пьерпонта («Музыка Соединённых Штатов Америки», 4 класс)[Сергеева, Суслова, 13].

Знакомство с церковной музыкой, которая в настоящее время стала достоянием большого количества слушателей, благодаря ее выходу на концертные площадки, продолжается и в программе по музыке для основной школы, в 5 – 8 классах. Это шедевры музыкальной классики – «Высокая месса» си-минор И. -С. Баха, хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» М. С. Березовского, «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, «Фрески Святой Софии Киевской» В. Г. Кикты, «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова, «Фрески Дионисия» Р. К. Щедрина и др. [Сергеева, 11, 12, 15].

Отметим также, что особенности искусства религиозной традиции освещаются на страницах интегрированного учебника «Искусство» для 8 – 9 классов издательства «Просвещение» (авторы Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. ), который включен в Федеральный перечень учебников 2018 г. в раздел «Учебники по выбору образовательных организаций».

Какие же факторы должны способствовать приобщению школьников разных возрастов к духовной музыке?

Главный– этоличность педагога-музыканта, с его позитивным отношением к этой проблеме, глубокими знаниями, опытом, стремлением к самообразованию, деликатностью в подаче учебного материала, уважением к культуре многонационального класса и потребностям семей разных религиозных конфессий.

Итак, для детального освоения музыки религиозной традиции необходимо планомерное самообразование учителя музыки. Особенность этого процесса должна заключается в том, что музыка должна осознаваться педагогами-музыкантами как неотъемлемая часть их жизни, их педагогической деятельности, досуга, чувств и мыслей. Что же нужно подразумевать под выражением «самообразование педагога-музыканта» относительно обозначенной нами проблемы?

Во-первых, расширение собственного кругозора об искусстве религиозной традиции учитель может получить только в процессе непосредственного общения с этим искусством. Думаю, что немногие учителя в процессе базового музыкально-педагогического образования смогли в полной мере познакомиться с этой сложной проблемой, проникнуться пониманием её сути. Необходимо вдумчивое восприятие музыки, знакомой и новой для учителя, например, религиозных сочинений композиторов, наших современников: Э. Н. Артемьева– «Девятьшагов к Преображению», месса для хора, рок-группы, оркестра и солистов; «Преступление и наказание», рок-опера по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского; В. П. Артёмова– «Напороге светлого мира», симфония; «Тихое веянье», симфония; «Денница воссияет», симфония; «Реквием»; «Misereremei»; «Ave, Maria» и др. ); митрополита Илариона (Г. В. Алфеева)– «Божественная литургия»; «Всенощное бдение» для смешанного хора; «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра; «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра и др.; А. И. Микиты–«Семь песен о Боге», оратория; «КнязьВладимир», мистерия; гимн «Утверди, Боже» для трёх хоров, солистов, диаконской монодии, колокольного звона; «Рождественская кантата» и др.; Р. К. Щедрина – «Моление», кантата для смешанного хора и оркестра на слова И. Менухина; «Многая лета», для фортепиано, смешанного хора и ударных; «Рождественская сказка», опера-феерия в 2 частях и др.; А. Г. Шнитке – «Три хора для смешанного хора a cappella: «Богородице Дево радуйся», «Господи Иисусе Христе», «Отче наш»; «Стихи покаянные». К 1000-летию крещения Руси; Концерт для смешанного хора «Книга скорби» на стихи Г. Нарекации др.; открытия «для себя» современных исполнителей музыки духовного содержания (иеромонах Роман, С. Копылова, хоры храмов и монастырей), чтение специальной литературы, а также информации с профессиональных интернет-сайтов (например, «Belcanto», «Classic-online», «Церковный композитор» и др. ), изучение содержания икон, фресок, характерных черт храмовой архитектуры, собирания в свою педагогическую «копилку» новых сведений обистории русской Православной церкви, других религиозных конфессий, поиск фильмов (анимационных, документальных, художественных) для использования их фрагментовв учебном процессе [Сказание, 11. Рождество, 18].

Во-вторых, нужно тщательно проанализировать содержание программы, учебников, рабочих/творческих тетрадей, методических пособий и на этой основе планомерно выстроитьлинии освоения духовной музыки шаг за шагом, от класса к классу, с выявлением «приращений» сведений, знаний, музыкально-слухового опыта школьников на каждом этапе их развития, с учетом их возможностей, потребностей, семейных ценностей.

В-третьих, следует порекомендовать учителю музыки познакомиться с содержанием учебников «Литературное чтение», «Литература», «История России», «Основы религиозной культуры и светской этики», «История религий» и др., выявляя точки соприкосновения их содержания с предметом «Музыка».

В-четвертых, понимая замысел авторов учебников, необходимо пересмотреть своё собственное отношение к моделированию драматургии урока, направленного на изучение тем и разделов, связанных с духовной музыкой. Именно драматургия урока должна подразумевать широкий спектр эмоциональных состояний детей, а не только монологи учителя о неизвестных фактах из истории религии, церковной музыки, а также активную исполнительскую и творческую деятельность школьников. Важно, что в драматургии урока должны осознаваться такие моменты, как технология интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа, методы и приемы развития ассоциативно-образного мышления, направленные на выявление общности образов музыки и светских литературных сочинений (прозы Д. Лихачева и С. Романовского, поэзии И. Никитина, А. Фета, Данте, А. Пушкина, М. Волошина, Б. Пастернака, А. Блока, А. Майкова, К. Фофанова, К. Р. (К. Романова), П. Вяземского и др. ), раскрывающие специфику образов, воплощенных в традициях прославления Иисуса Христа, Богородицы, святых Земли русской; музыки и широкого зрительного ряда –иконы, фрески, живописные, алтарные картины (например, «Сикстинская мадонна» Рафаэля) на религиозные сюжеты, архитектура храмов и их внутреннее убранство. Если внимательно изучить тематику рисунков художников-оформителей в разных разделах учебников и рабочих/творческих тетрадей, тостанет очевидным присутствие изображения храма на многих из них. Случайно ли это?

В-пятых особого внимания со стороны педагога-музыканта заслуживает и организация вокально-хоровой работы на уроках, посвященных знакомству с духовной музыкой, традициями религиозных праздников. Церковные песнопения разных эпох, жанров (например, стихира, тропарь, кондак, величание, молитва), направлений, вводящих юных слушателей в атмосферу храма, собора, богослужебного действа, должны лишь вокализироваться с ориентацией на нотные примеры, а не выучиваться как обычная современная песня! Культура пения, певческая деятельность школьников здесь приобретает совершенно иной смысл, позволяющий им услышать и передать эмоционально-сдержанную манеру звучания и исполнения этих вокальных образцов. Следует также помочь учащимся «расшифровать» и понять текст церковных песнопений.

В-шестых, заслуживает внимания учителя музыки и прочтение на уроке с детьми и подростками информационных текстов учебников. Именно в них концентрируются подчас сведения, с которыми учащиеся сталкиваются впервые в жизни. И поэтому нужно учить их выделять в этих текстах «ключевые слова», главные мысли, эмоциональную подоплёку. В начальной школе эти тексты учитель помогает осваивать, объясняя незнакомые слова и выражения, в основной школе тексты могут прочитываться «по цепочке», с пересказом содержания фрагментов. Система же вопросов и творческих заданий в учебниках и тетрадях, может отразиться на возникновении интереса у  детей к искусству религиозной традиции.

В-седьмых, расширить палитру жизненных впечатлений детей и подростков, активизировать самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы, касающиеся неизвестного им ранее религиозного искусства и его атрибутов, стимулировать их мотивациюможет разработка и защита исследовательских и творческих проектов (индивидуальных и групповых) на такие темы: «Небесное и земное в звуках и красках» (5 класс), «Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему» (6 класс), «Музыкальная куль­тура родного края» (7 класс), «Музыка и религия: обретение вечного» (8 класс) и др.

Несомненно, что определенную помощь учителю как в проведении уроков, так и в подготовке проектовможет оказать использование широких возможностей электронных образовательных ресурсов – сети Интернет, порталов «Российская электронная школа», «Культура школьников. РФ», виртуальных экспозиций храмов, музеев, концертных залов и др., а также обращение к региональному компоненту данной проблемы. Именно «от родного порога» изучение нового, неизвестного ранее становится доступнее и естественнее. В последние годы распространению религиозных знаний во многом способствуют «Рождественский чтения», «Рождественские хоровые фестивали», которые проводятся в регионах Российской Федерации.

Следует учитывать и факт привлечения родителей к участию вразного рода творческих встречах, где в проблемной форме раскрываются особенности искусства религиозной традиции: «Семейная филармония культуры, искусства и творчества», «Всеобуч для родителей», форум-фестиваль «Наш многонациональный класс», «Киноклуб», открытая публичная защита проектов с участием жителей микрорайона и т. п. [Сергеева, 16].

В 2021г. весь православный мир отмечает знаменательную дату – 800-летие со дня рождения Благоверного великого князя Александра Невского (1221 – 1263), духовного покровителя города Санкт-Петербурга. Данная статья, которая входит в сборник XVI Международной научно-практической конференции «Церковь и искусство» в рамках Знаменских чтений на тему «Христианское мироосмысление в эпоху цифровых технологий», даст повод педагогам-музыкантам обратиться к образу Александра Невского, воплощенного в художественных произведениях – светских и религиозных – музыки, скульптуры (включая памятник в г. Курске, автор – В. М. Клыков, 2000 г. ), архитектуры (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра –мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге), литературы(книги С. Т. Романовского С. Т., Лунина В. В., В. М. Воскобойникова и др. ), иконописи, в том числе, представленных в учебниках «Музыка» издательства «Просвещение»[Критская, 7, 8; Сергеева, 12, 13], провести моноуроки, посвященные этой дате.

Добавим, что в феврале2021 г. стартовал региональный этап VII Всероссийского хорового фестиваля, посвященный этой дате, в рамках Национального проекта «Культура», который продлится до 30 сентября. Хоровые коллективы, показавшие наилучшие результаты, примут участие в окружном этапе, который пройдёт по всем федеральным округам с 1 мая по 15 октября. Финал проекта запланирован на ноябрь 2021 г.

Завершить статью я хочу словами академика Д. С. Лихачева (1906 – 1999), которые указывают всем нам путь к постижению основ религиозной культуры: «Над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации»[Лихачев, с. 203].

Литература

 

1. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: По кн. прот. А. Меня: Кн. для чтения в ст. кл. сред. шк. / Сост.: свящ. А. Борисов и др. М.: МИРОС, 1994. – 183 с.: ил. – С. 24.

2. Кошмина И. Духовная музыка: Россия и Запад: программа для 1 – 4 классов общеобразовательных школ (4 класс совместно с В. В. Алеевым). М.: Просвещение, 1994. – 27 с.

3. Кошмина И. Духовная музыка: мир красоты и гармонии: программа для 1 – 4 классов школ-интернатов и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М.: Просвещение, 1995. – 24 с.

4. Кошмина И., Филатова В. Духовные песни на стихи русских поэтов. М.: Радуница, 1995. – 27 с.

5. КошминаИ. В. Основы русской православной культуры: учебн. пособие для учащихся средн. и старш. классов школы. М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.  

6. Кошмина И. В. Русская духовная музыка. В 2-х кн. 1 кн.: «История. Стили. Жанры» (220 с. ); 2 кн.: «Программы. Методика (158 с. ): пособия для студентов музыкально-педагогических училищ и вызов. М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка». Учебники для общеобразоват. организаций. 1 – 4 классы (серия «Школа России»). М.: Просвещение, 2020.

8. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка». 1 – 4 класс. Рабочие тетради. Учебные пособия для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.

9. Лихачев Д. С. Земля родная. Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1983. – 256 с. – С. 203.

10. Николаева Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X – середина XVII столетия: учебн. пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2002. 207 с.

11. Сказание о Петре и Февронии. Мультфильм. Режиссер А. Горленко. М.: ВГИК, 2008

Электронный ресурс:

https: //yandex. ru/video/preview/? text=сказание%20о%20петре%20и%20февронии&

12. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. «Музыка». Учебники для общеобразоват. организаций. 5 – 8 классы. М.: Просвещение, 2020.

13. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. «Музыка». Творческие тетради. 5 – 8 классы. Учебные пособия для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.

14. Сергеева Г. П., Суслова Н. В. «Музыка». Учебные пособия для общеобразоват. организаций. 1 – 4 классы (серия «Перспектива»). М.: Просвещение, 2020.

15. Сергеева Г. П. Программы повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1995. – 160 с. – С. 109 – 115.

16. Сергеева Г. П. Учебники на уроке музыки: теория и практика. Монография. М.: Триумф, 2016. – 268 с.

17. Рапацкая Л. А. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века»: учебник для студентов педвузов М: Владос, 2001. 383 с.

18. Рапацкая Л. А. История художественной культуры России от древних времён до конца XX века. М.: Академия. 2008. 375 с.

19. Рождество. Фильм Михаила Алдашина (анимация). Электронный ресурс: https: //www. youtube. com/watch? v=sJfbqZ1qrQU



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.