|
|||
П.И. Чайковский. Опера ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. Сцена дуэлиСтр 1 из 5Следующая ⇒ П. И. Чайковский. Опера ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. Сцена дуэли
Картина пятая — первая кульминация оперы и трагическая развязка драмы Ленского.
Оркестровое вступление открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. Большую роль играют уменьшенные гармонии (Ум VII 7). С пронзительной обреченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема будущей арии Ленского «Что день грядущий мне готовит? » Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юного поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепетная любовь к Ольге и предчувствие гибели.
Ария Ленского начинается выразительным речитативным вступлением:
Сама ария написана в трехчастной форме с динамической (то есть, видоизмененной) репризой. Схема: АВА
Тема крайних частей арии — изумительная по красоте лирическая мелодия — интонационно родственна темам Татьяны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от верхней III к V ступени лада, опеваемойсекундами. Как бы излияние из вершины-источника.
Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития.
Средний раздел (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по характеру.
В динамической репризе страстный порыв любви (в мелодии добавляется затакт, она прорывается наверх, достигает кульминации). В конце все сменяется прежним печальным настроением. Эта ария — одна из лирических вершин оперы.
Сцена поединка начинается с дуэта «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход:
Только перед концом дуэта вместо канона голоса друзей звучат синхронно, согласно - когда предполагается возможность примирения: «Не засмеяться ль нам пока не обагрилася рука»… Но эта возможность отметается. Трагически зучат их последние возгласы «Нет! », «Нет! », «Нет! », «Нет! ». В аккомпанементе в басу литавры мерно повторяют одну и ту же ноту соль-диез (доминанта до-диез минора), эти приглушенные удары литавр придают музыке характер мрачного оцепенения.
Далее музыкальное движение стремительно ускоряющетсяи вдруг обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр.
Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.
|
|||
|