Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П.И. Чайковский. Опера ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. Сцена дуэли



П. И. Чайковский. Опера ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. Сцена дуэли

 

Картина пятая — первая кульминация оперы и тра­гическая развязка драмы Ленского.

 

Оркестровое вступле­ние открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. Большую роль играют уменьшенные гармонии

(Ум VII 7). С пронзительной об­реченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема будущей арии Ленского «Что день грядущий мне готовит? » Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юно­го поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепет­ная любовь к Ольге и предчувствие гибели.

 

Ария Лен­ского

начинается выразительным речитативным вступ­лением:

 

 

 

Сама ария написана в трехчастной форме с динамической (то есть, видоизмененной) репризой. Схема: АВА

 

Тема крайних частей арии — изумительная по красоте лири­ческая мелодия — интонационно родственна темам Татья­ны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от верхней III к V ступени лада, опеваемойсекундами. Как бы излияние из вершины-источника.

 

Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития.

 

Средний раздел (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по ха­рактеру.

 

В динамической репризе страстный порыв любви (в мелодии добавляется затакт, она прорывается наверх, достигает кульминации). В конце все сменяется прежним печальным настроением.

Эта ария — одна из ли­рических вершин оперы.

 

Сцена поединка начинается с дуэта «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход:

 

 

Только перед концом дуэта вместо канона голоса друзей звучат синхронно, согласно - когда предполагается возможность примирения: «Не засмеяться ль нам пока не обагрилася рука»… Но эта возможность отметается. Трагически зучат их последние возгласы «Нет! », «Нет! », «Нет! », «Нет! ».

В аккомпанементе в басу литавры  мерно повторяют одну и ту же ноту соль-диез (доминанта до-диез минора), эти  при­глушенные удары литавр придают музыке характер мрачно­го оцепенения.

 

 

Далее музыкальное движение стремительно ускоря­ющетсяи вдруг обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр.

 

Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.