Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Больше жизни



Больше жизни

 

Мне в детстве повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. Странный потому, что вел он уроки с нарушением всех педагогических методик и инструкций. Начал он с того, что положил перед собою карманные часы и заставил нас читать вслух из «Хрестоматии».

 

Каждый ученик читал минуту, и через минуту следовал приговор:

 

— Истукан! До пятого класса дошел, а читать не умеешь!

 

— Ничего. Для второго класса годен.

 

— На каком языке говоришь? На русском? Это тебе кажется…

 

— Что ты читаешь? «Богатыри Невы»? «Богатыри — не вы! » Значит, не ты, не вон тот, что в носу ковыряет и палец скоро сломит… Ясно? Ни черта не ясно! Чтобы Лермонтова понять — любить его надо. Любить, как мать, как родину. Сильнее жизни любить. Как любил учитель из Пензенской губернии…

 

И он рассказал.

 

Узнавши о гибели Лермонтова, учитель из глухого пензенского села в одну ночь написал стихотворение «На смерть поэта», а сам пошел после этого и повесился.

 

Позднее я прочитал у Цвейга об авторе «Марсельезы», о гении, вспыхнувшем и погасшем в одну ночь, и вспомнил урок литературы, сердитого нашего учителя и последние слова стихотворения безымянного поэта:

 

 

В ту ночь свирепо буря бушевала,

Ревела на высотах Машука.

Казалось, что Россия отпевала

Поручика Тенгизского полка.

Так я и не знаю, был или не был учитель в Пензенской губернии, из потрясения и горя которого вылилось единственное стихотворение. Но Лермонтова с тех пор люблю, как мать, как родину. Больше жизни люблю…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.