Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Андрей Курпатов. Счастливый ребенок Первое руководство для родителей СЧАСТЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА 2-ое издание. ПРЕДИСЛОВИЕ



Андрей Курпатов

Счастливый ребенок Первое руководство для родителей СЧАСТЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА 2-ое издание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Четыре года назад я написал книгу " Триумф гадкого утенка" - книгу о том, какие психологические проблемы мы с вами вынесли из нашего детства. Это ведь именно в нем, в нашем детстве, источник тех внутренних конфликтов и комплексов, которые затем мучают нас всю жизнь. Все оттуда, все это корнями где-то там - в детстве, отрочестве, юности. Но, в целом, " Триумф" не отличался ни обилием советов, как у нас любят, ни наличием каких-то конкретных рекомендаций - " пойди туда, сделай то". Эта книга, скорее, стала неким размышлением, важным для осознания и, может быть, даже покаяния. Мне хотелось, чтобы человек, прочитавший " Триумф гадкого утенка", освободился от той принесенной им из детства душевной тяжести, которая, как мне кажется, есть в каждом.

Собственно, поэтому, из-за такого, прямо скажем, философского настроя книги, я и не слишком рассчитывал на какой-то особенный читательский прием моего " Триумфа". Однако, книга оказалась успешной, мне даже кажется - чересчур. Сейчас я держу в руках уже ее шестое переиздание, не считая множества так называемых " дополнительных тиражей", и, признаться> сам не верю, что у нее такая счастливая судьба. Но дело даже не в том, сколько издатель перевел на нее бумаги, а в том, сколько отзывов пришло мне на эту книгу. Сколько и каких! Люди писали мне о своих ощущениях, которые они испытывали во время чтения, делились своими мыслями, рассказывали о том, как она помогла им изменить свою жизнь. Честно сказать, я был несколько обескуражен. А еще меня стали постоянно спрашивать о книге, которую я легкомысленно анонсировал в самом последнем абзаце " Триумфа", назвав ее " своеобразным вторым томом", - о " Руководстве для Фрекен Бок". [1]

Почему же " Триумф", несмотря на " отсутствие конкретики", все-таки нашел путь к сердцам читателей? Ну, верно, потому, что в этой книге я рассказывал о наших отношениях с людьми, которые были, есть и будут самыми главными в нашей жизни, о наших отношениях с родителями. А эти отношения - архисложная штука, нечто очень интимное. Они полны какого-то странного напряжения - слишком много в них внутренней, невысказанной, не понятой толком, не осознанной нами, какой-то потаенной боли. И потому, вероятно, меня все время теребят по поводу этого " Руководства" - мол, доктор, нам нужна эта книга, нам важно, чтобы с нашими детьми ничего подобного не случилось, мы хотим, чтобы они не чувствовали этой боли, мы хотим, чтобы наше воспитание не сделало их невротиками.

А у меня, признаться, случился самый настоящий " писательский" ступор. Ну, не могу приступить к книге, и все. Хоть ты тресни! Не пишется, и баста. А голова, тем временем, " любезно" подсказывает разного рода оправдания моей бездеятельности - то других дел много, то из-за суеты нет возможности сосредоточиться как следует, чтобы написать хорошо. Или вот, например, самая хитрая уловка… Я же в этот период и сам стал папой, а потому надо все проверить на опыте - чего я буду людям рассказывать какую-то теорию, если сам " пороху не нюхал"? Надо проверить, а потом уже писать. И вот проверяю и проверяю на моей Сонечке. Теория, понятное дело, никаких сбоев не дает, а вот не сажусь за книгу, и все. Написал за это время с десяток других книг, а за эту не сажусь… готовлюсь.

Не знаю, надо ли объяснять причину этого моего, как выразились бы на моем месте психологи, " внутреннего сопротивления"? Наверное, не надо. И так понятно - ответственность. Такая прямо ужасная-преужасная, большая-пребольшая ответственность! Шутка ли - о детях говорить! Объяснять, что с ними происходит, как их воспитывать… По мне, так это ответственность в прогрессии, без конца и края. Они же маленькие, несмышленые, они полностью зависят от нас. Одно неловкое движение, слово, поступок - и все, что-то поломалось, не восстановишь, не перепишешь. Это как у скульпторов, я думаю, когда они с куском мрамора работают: чуть передавил резцом, и все, привет - будет тебе не Давид, а Венера без конечностей. И это в лучшем случае! А то ведь и вовсе груда строительного мусора может образоваться, мозаику потом собирать. В общем, струхнул я. Самым натуральным образом.

И это я еще не рассказал, сколько раз и каким образом начинал писать эту книгу. Это же вообще комическая история! То так ее начну, то эдак, то передумаю - и по-другому, то один план составлю, то другой, то тридцать третий. Сегодня нравится, завтра - нет. Вчера вроде бы " все сложилось", сегодня - ерунда на постном масле. Прямо как заколдованная книга, честное слово! Но никакого колдовства, конечно, тут нет и близко. Все дело, не побоюсь повториться, в ответственности, к которой, собственно, я этим предисловием всех родителей и призываю. На нас - родителях - лежит гигантская ответственность! Тут, с одной стороны, " не навреди", а с другой - в тень-то уйти нельзя, на плетень не наведешь, бездействие получается, а оно смерти подобно, потому как - то самое " навреди" и выйдет. Ужас!

Короче говоря, сегодня я принял решение прекратить все эти свои бессмысленные " творческие" метания-искания и писать как пишется. Думаю, тем, кто знает (например, по научным работам автора), насколько он любит все структурировать и систематизировать, это решение, им принятое, - это просто подвиг какой-то! И далось оно мне не просто. Но переставлять материалы из конца в начало и из начала в конец - это становится уже даже как-то глупо. Смешно было год назад. В общем, пишу вот с самого начала, с " предисловия", которое обычно всегда создается уже в самом конце, когда понятно, что и как получилось в книге и с книгой. Учитывая все это, сразу прошу меня простить за то, что последовательность будет не содержательной, а смысловой. То есть, это не тот случай, когда все можно поделить на несколько важных тем и каждую в отдельности рассмотреть, тут будет общее движение… Не обессудьте.

 

***

Итак, о чем эта книга? О том, как понять собственного ребенка. Навскидку - нет, конечно, в этом ничего сложного. Но я возьму на себя смелость не согласиться. Поверьте, тут " все просто" только на первый взгляд, а как присмотришься, сразу обнаруживается неуловимая странность…

Когда какие-то родители приносили жертву богам, моля послать им сына, Диоген сказал: " А что из него выйдет, для вас безразлично? "

Мы имеем дело с " гуманоидом", пришельцем с другой планеты. Понимаю, что это мое заявление несколько шокирует уважаемую общественность, но вынужден на это пойти. Мы привыкли думать, что ребенок - это такой " большой человек", но только " маленький". Что отчасти, конечно, правда. Но так, да не так. Если человек - это не просто " венец природы", а результат социально-культурного развития (в чем, в общем-то, не приходится сомневаться), то ребенок - это пока только, как бы это сказать поделикатнее… " заготовка" под человека. Он еще будет расти, развиваться и лишь со временем превратится в человека. А до тех пор он еще не человек - в полном смысле этого слова. Биологически - да, бабочкой или орангутангом он уже не станет, но психологически - нет, не человек. Если изолировать его от людей, а такие опыты, к несчастью, имели место быть, он человеком - в том смысле, который мы с вами вкладываем в это слово, - не станет.

Это примерно то же самое, что называть какое-нибудь соцветие - плодом. Цветочки на яблоне - это, конечно, потенциальные яблочки, но яблочного сока, при всем желании, из них не сделаешь. Из побегов пшеницы сено можно изготовить, причем в больших количествах, а вот хлеб - нет. Так и с ребенком: он и человек уже, но и не замечать того, что он еще не человек, - это преступление. Потому как, если мы не замечаем " незрелости" нашего ребенка, его " неготовности" к жизни в нашем, взрослом, социокультурном мире, мы будем требовать от него того, на что он, просто по уровню своего развития, не способен. В результате получается, с одной стороны, насилие, а с другой стороны - фрустрация, унижение. Конечно! Ведь он не может справиться с этим заданием, а мы его перед этим заданием ставим. Некрасиво это и неправильно, унижаем, сами того не понимая.

Но тут вот в чем загвоздка… Как рассказать человеку о том, что такое, прошу прощения, " заготовка для человека"? Мы же мыслим-то подобиями, точнее сказать - по своему образу и подобию. Вот, например, можем ли мы представить себе, что такое мир собаки? Теоретически - наверное, да. А фактически, натурально? Она в 50 раз острее ощущает запахи (в 50 раз! ), а вот зрение у нее, например, куда хуже, да еще вдобавок к тому - монохромное, примерно как в черно-белом телевизоре. Да, зная об этих нюансах собачьей сенсорики, у нас некий образ ее мира формируется, но это все равно - фикция. Даже если мы очень постараемся, мы не сможем " увидеть" этот мир, состоящий по большей части из дикой вони и сладостных ароматов, причем, с той оговоркой, что вонью в нем оказывается дорогой парфюм от Ив-Сен Лорана, а ароматом - зловонные, гнилостные останки какой-нибудь птахи. А еще в нем масса агрессивных звуков и бледная визуальная картинка действительности. Ну, как это вообразить? Только вы, пожалуйста, не думайте, что я сравниваю ребенка с собакой! На этом примере я просто пытаюсь показать, что другое существо воспринимает мир совершенно по-другому, можно даже сказать - живет в другом мире.

Если же мы устроены иначе, если мы устроены по-разному, то понять, как именно оно - это другое существо - мыслит, живет и думает, - задача почти неразрешимая. Как результат - коммуницировать с ним очень сложно. Да, наверное, глухонемой может о чем-то договориться со слепым, но очевидно, что степень их взаимопонимания будет не слишком высокой. Так и мы с нашим ребенком, мы ровно в такой ситуации!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.