|
|||
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИСтр 1 из 4Следующая ⇒
Основы развития скоростных способностей. Понятие быстроты, формы её проявления. Методы развития быстроты.
Быстрота - это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат. Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и её двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени, называется темпом. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относят следующие виды скоростных способностей: 1. Способность быстро реагировать на сигнал. 2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью. 3. Способность к быстрому началу движения (иногда называют резкостью). 4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе. Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности в другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. К таким комплексным формам проявления относят: 1. Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности). 2. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности). 3. Способность быстро переключаться с одних действий на другие и т. п. Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов: 1) подвижности нервных процессов, т. е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно; 2) соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости; 3) эффективности внутримышечной и межмышечной координации; 4) совершенства техники движений; 5) степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости; 6) содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и через нee массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т. д. Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется: · быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры; · быстротой переработки сигнала в ЦНС; · быстротой принятия решения о реагировании на сигнал; · быстротой посылки сигнала к началу действия; · быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы). Во многих случаях от спортсмена требуется не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в лёгкой атлетике и т. д. ), когда на один сигнал надо реагировать а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнал. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО). Скорость как предельная быстрота одиночного движения рассматривается только при расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка. Быстрота как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т. е. осуществлять " включение - выключение". Скоростные качества человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др. Принято различать: 1. Быстрота движений – частота движений в единицу времени. 2. Быстрота отталкивания – скорость выполнения отталкивания в беге, ходьбе и прыжках. 3. Быстрота поворота – угловая скорость вращения пи метании диска или молота. Темп – число выполненных движений за единицу времени, абсолютная скорость выполнения одного цикла движений в ходьбе, беге и др. за единицу времени при прохождении соревновательной дистанции. Ритм – частота и последовательность чередования фаз напряжения и расслабления мышц во время движения. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13 летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т. д. ). Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иными путями – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т. е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. Элементарные и комплексные формы скоростных способностей строго специфичны и независимы друг от друга. Показатели времени реакции не связаны с результативностью бега на дистанции, поэтому требуется дифференцированный подход к совершенствованию как элементарных, так и комплексных форм скоростных способностей.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ
|
|||
|