Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭПОХА ЦАРСТВ. ЦАРСТВО САУЛА. ПРАВЛЕНИЕ САУЛА ДО ЕГО ОТВЕРЖЕНИЯ БОГОМ



ЭПОХА ЦАРСТВ. ЦАРСТВО САУЛА. ПРАВЛЕНИЕ САУЛА ДО ЕГО ОТВЕРЖЕНИЯ БОГОМ

Цель занятия – рассмотреть помазание и поставление на царство Саула и его правление до отвержения Богом.

Задачи:

1. Рассмотреть значение стремления народа иметь над собой царя.

2. Дать информацию о помазании и поставлении Самуилом на царство первого израильского царя Саула.

3. Рассмотреть правление Саула, его отступление от Бога и последующее отвержение Богом.

План занятия:

1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.

2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.

3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.

4. Задать домашнее задание: прочитать главы 17-31 Первой Книги Царств и главу 1 Второй Книги Царств, основную литературу; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Ключевые понятия:

§ Царская власть;

§ Помазание;

§ Послушание.

Содержание занятия

1. Желание народа иметь над собой царя

2. Помазание на царство Саула

3. Победы Саула

4. Отступление Саула

5. Окончательное отвержение Саула

 

           

1. Желание народа иметь над собой царя

Израильский народ захотел иметь царя, поскольку был неспособен к верности Закону Божию и самостоятельному управлению по тем правилам жизни, которые дал Бог. Религиозно-нравственная, общественная, семейная жизнь иудеев приходила во все более бедственное состояние, и это делало их беззащитными перед лицом окружающих народов. В лице царя иудеи надеялись приобрести орган власти, который смог бы организовать постоянную защиту от врагов и следил бы за выполнением народом закона.

Описание нравственного состояния израильтян во времена судей сопровождается указанием на то, что не было в то время царя у Израиля, и вот они решают поставить себе царя. Предпосылок к этому можно найти много, в том числе, психологического плана. Например, можно сказать, что сложно было непостоянному ополчению сражаться и защищаться против подвижных и достаточно профессиональных отрядов филистимлян. Но это сложно с человеческой точки зрения, ведь опыт показывает, что если Бог охраняет израильтян, то нет и необходимости в такой защите, потому что Сам Господь способен всякое нашествие предотвратить. Другая причина в том, что трудно при отсутствии видимого авторитета привести к покаянию и к смирению какое-то из колен, как это было с коленом Вениаминовым, которое пришлось чуть ли не полностью истребить. И результатом такого маловерия и такой немощи человеческой было то, что израильтяне пожелали поставить себе царя.

Самуил реагировал достаточно негативно на эту попытку, поскольку они говорили, ты «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1Цар. 8: 5). Самуил представляет им права царя, говоря о тех тяготах, которые цари на них могут наложить, и говорит, что «восстенаете тогда от царя вашего, которого избрали, и не будет Господь отвечать вам тогда» (1Цар. 8: 11-18). Но народ не согласился и сказал: «Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы, будет судить нас царь наш и ходить пред нами и вести войны наши» (1Цар. 8: 19-20). После чего Самуил избирает на царство Саула. В законе предусмотрена ситуация поставления царя и даже даются определенные по этому поводу заповеди, среди которых, в частности, говорится о том, что царь не должен себе умножать количество коней и колесниц и не должен собирать много золота в доме своем (Втор. 17: 14-20), но в целом в Пятикнижии указание относительно царства вполне нейтральное. В книге Судей в связи с попыткой воцарения Авимелеха (сына судьи Гедеона) приводится язвительная притча о терновнике, который хотел воцариться над другими деревьями (Суд. 9: 1-20). Теперь судья Самуил тоже болезненно реагирует на желание народа иметь царя. Тем не менее, несмотря на то, что, требуя себе царя, народ фактически отверг непосредственную власть над собой Бога, в этом отступлении Господь промыслительно смог совершить для них нечто доброе. Греховное и неправедное по своим посылкам это деяние Господь исправляет, и результатом этого установления царского правления является появление Давида, который стал потом неким образцом царя, образцом праведности для последующих поколений, и с которым Господь заключил завет о том, что именно из потомков Давида, из его дома произойдет истинный царь Израиля, Сын Божий, Которого престол Господь укрепит вовеки.

 

2. Помазание на царство Саула

 

 

Первым царем избирается по указанию Божию Саул, который происходил из колена Вениаминова. Был и достаточно большой практический смысл в том, что избирается царь именно из этого колена, поскольку оно было в этот момент самым немногочисленным, и таким образом не было опасности того, что в результате избрания царя именно из этого колена оно получит доминирующее значение среди прочих колен Израилевых. Избрание и призвание Саула на царство происходит в несколько этапов. Первый – это встреча Саула и Самуила, которая имеет вид как бы случайной, когда Саул разыскивает потерявшихся ослиц и приходит к Самуилу, которому Господь открыл: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян» (1Цар. 9: 16). Самуил так и делает, и для того, чтобы Саул утвердился в своем избрании, убедился, что он действительно призван Богом на это служение определенное, ему дается знамение. Самуил говорит ему: «когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек… и они скажут тебе: " нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим? " И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином; и будут приветствовать они тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь из рук их… когда войдешь… в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1Цар. 10: 2-6). Это нечто подобное тем знакам, которые Господь Иисус Христос давал своим ученикам, отправляя их для того, чтобы устроить все для тайной вечери, когда Он говорит, что вы пойдете в город и встретите человека, несущего водонос, идите за ним и спросите, где та горница, в которой Мне подобает праздновать (Мк. 14: 13-14). Когда Саул вышел от Самуила, Господь, как говорит Священное Писание, дал ему «иное сердце» (1Цар. 10: 9), что, по мысли блж. ФеодоритаКирского, означает дарование Саулу царственной мудрости.

Затем, следующий этап – когда Самуил собирает израильтян в Массифу и там устраивает формальную процедуру избрания, чтобы, как отмечает блж. Феодорит, уверить народ в том, что Саул есть избранник Божий, а не милостью человеческой возводимый на царство. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, из него указывается Саул. О Сауле говорится, что он «был от плеч своих выше всего народа» (1Цар. 10: 23), т. е. весь остальной народ ему где-то до плеча доставал, был человек очень рослый и, по-видимому, сильный. В момент избрания вначале мы видим, что ведет он себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя, но не все его принимают, некоторые говорят: «Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10: 27).

 

3. Победы Саула

Сразу же после избрания на царство Саул не мог править открыто со всей полнотой власти, т. к. во многих израильских городах стояли филистимские охранные отряды. У Саула не было ни дворца, ни слуг; он по-прежнему занимался земледелием. Ситуация изменилась сразу после победы Саула и собранного им ополчения над напавшими на Израиль аммонитянами. Эта победа сразу сделала Саула национальным героем, и те люди, которые были против его воцарения, смолкают, они больше не препятствуют ему. Судья Самуил, оставшийся духовным руководителем Израиля, в торжественной обстановке передал власть новоизбранному царю и заповедал царю и всему народу не уклоняться от истинной религии и ревностно хранить веру отцов.

Дальше начинается война Саула с филистимлянами, которые представляют собой наибольшую опасность для израильтян. Начиная с этой войны, видна постепенная духовно-нравственная деградация Саула. После первых же побед народ начинает воздавать честь и славу за них царю, в отличие от того, что было раньше, когда народ всегда прославлял Бога за дарование победы.

Саул ведет войны против филистимлян, он освобождает горный район колена Ефремова, ведет также войны против окружающих народов, против моавитян, аммонитян, против Едома. Он начинает вокруг себя формировать регулярное войско. Если раньше у израильтян в соответствии с Законом традиционно было ополчение, и в начале служения Саула было то же самое, то здесь говорится о том, что «когда Саул видел человека сильного и воинственного, брал его к себе» (1Цар. 14: 52). Это можно объяснить тем, что, конечно, удобно, когда у тебя под рукой постоянно есть вооруженные и обученные люди. Но это было отступлением от установленного порядка, Богом установленного, и провоцировало Саула больше полагаться на свои собственные силы, на силы своей собственной зарождающейся армии.

 

4. Отступление Саула

Первые военные победы воодушевили Израиль и наполнили самоуверенностью сердце первого израильского царя. Смирение, которое прежде было присуще Саулу, его оставило. Готовность оставаться в тех рамках, которые на него были наложены Самуилом, и которые на него накладывались законом Божиим, тоже постепенно ослабевает. И вот, во время этих войн, Саул с войском находится в Галгале для того, чтобы сражаться с филистимлянами. Приближаются филистимляне, а Самуила, который должен прийти и принести жертву и совершить молитвы перед началом битвы, все нет. После недели ожидания Саул решает, что вполне справится с этим и самостоятельно приносит эту жертву. Войско у него уже есть, филистимляне близко, поэтому нужно поскорее закончить с этим делом и скорее идти воевать.

И в тот же момент, как он совершает это жертвоприношение, появляется Самуил: «приходит Самуил, и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его, но Самуил сказал: “Что ты сделал? ”», Саул отвечал: «Я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени... Тогда подумал я, теперь придут на меня филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа, и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: «Худо поступил ты, что не исполнил повеление Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда» (1Цар. 13: 11-13). Это важный момент: ожидание, это замедление Самуила было неким искушением для Саула или проверкой, насколько он тверд в своей вере, насколько он готов довериться Промыслу Божию, насколько он полагается на Бога и насколько он полагается на себя. «Ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда, но теперь не устоять царствованию твоему. Господь найдет себе мужа по сердцу Своему и велит ему Господь быть вождем народа Своего, т. к. ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» (1Цар. 13: 13-14). Хотя здесь еще не происходит полного отвержения Саула, тем не менее, это является пророчеством о судьбе дома Саулова.

 

5. Окончательное отвержение Саула

 

 

Во время войны против амаликитян, а война эта имела совершенно особенное значение, потому что в свое время, когда амаликитяне препятствовали израильтянам во время Исхода, то Господь повелел Моисею оставить после себя заповедь о том, что амаликитяне должны быть истреблены. И вот, выполнение этой заповеди об истреблении амаликитян выпало Саулу, причем здесь Самуил говорит ему о том, что «Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его..., теперь послушайся гласа Господа... иди и порази Амалика... и истреби все, что у него и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар. 15: 1-3), т. е. все подлежало заклятию. Саул отправляется в этот поход, действительно одерживает победу, но лучших из овец и лучших из волов и все хорошее они не хотели истребить, а все маловажное и худые вещи они истребили. Подобное было захвате земли обетованной, т. е. они как бы сделали два полезных дела, вроде бы как исполнили заповедь Божию и вроде еще захватили себе много разной хорошей добычи. Но «было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь» (1Цар. 15: 10, 11). Когда Саул возвращается из этого похода, происходит, возможно, одна из наиболее ярких по своему драматизму сцен Ветхого Завета: «пришел Самуил к Саулу… Саул сказал ему: “Благословен ты у Господа, я исполнил слово Господа”, и сказал Самуил: “А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? ” И сказал Саул: “Привели мы их от Амалика, т. к. народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему, прочее же мы истребили”. И сказал Самуил Саулу: “Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу его? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность такой же грех, как волшебство и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем”» (1Цар. 15: 13-15, 22-23). И уже после такого явного преступления отлучается Саул от своего служения. И хотя он и пытается принести какую-то видимость покаяния, но совершенно очевидно здесь, что это именно видимость покаяния, и больше его заботит то, чтобы это отвержение и размолвка его с Самуилом не сделалась явной и видимой для народа, чем то, что его отверг Господь. После этого Самуил уходит оттуда, и говорится, что «более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1Цар. 15: 35). Блж. Августин отмечает, что раскаяние Бога нельзя понимать подобно тому, как мы понимаем раскаяние человека. «Здесь, - пишет он, - без сомнения, обнаруживается воля к изменению, но в человеке она [связана] с печалью души; ибо он осуждает в себе то, что сделал необдуманно. Поэтому устраним то, что происходит от человеческой немощи и неведения, и останется одна лишь воля, чтобы нечто стало не так, как это было… когда говорится, что Он раскаивается, [это означает], что Он хочет, чтобы нечто не было таким, каким Он создал это быть».

Проверочные вопросы:

1. Как можно с объяснить желание народа иметь над собой царя? Почему это желание было греховным?

2. Как в последующем неправедное стремление народа иметь царя Господь исправит?

3. Каким образом был поставлен на царство Саул? Признал ли народ его как царя?

4. Благодаря чему авторитет Саула вырос? Как это повлияло на его личность и отношения с Богом?

5. В чем заключалось отступление Саула от Бога?

6. В связи с чем Господь окончательно отверг Саула?

7. Как понимать выражение о том, что Бог раскаялся, что воцарил Саула?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.