КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 27. 04. 2020
Школа: № 152
Класс: 3 «Ж»
| ФИО студента: Вальшина Диана Владиславовна
ФИО учителя: Багдасарян С. Р. ___________
ФИО руководителя практики: Солопова Т. В. _______
|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа, развёрнутые ответы на составленные вопросы.
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; учить ставить вопросы к прочитанному, давать развернутые ответы на поставленные вопросы; развитие образного мышления, творческого воображения, памяти, внимания.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать содержание рассказа Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»
- уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей;
- уметь осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.
Личностные:
· Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
· Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
· Проводить самооценку своей деятельности.
Тип урока: урок общей методической направленности.
Оборудование: учебник УМК «Школа России», 2 часть, презентация к уроку, раздаточный материал.
Этап урока
Методы и приемы
|
Время
|
Содержание урока
|
Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой
| 1 мин
| Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.
| Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
| Актуализация знаний и мотивация
Речевая разминка:
работа над скороговоркой.
| 5 мин
| Прочитайте скороговорку: полушепотом и медленно; громко и быстро; весело; сердито.
Три сороки – тараторки,
Тараторили на горке,
Тараторили на горке:
-Где украсть бы помидорки?
- Ребята, что мы делали на прошлом уроке?
- С какими журналами мы познакомились?
- Вам было задание приготовить сообщения о детских журналах. Давайте прослушаем.
- Хорошо. Молодцы!
Встаньте те, кто не выполнил домашнее задание?
Это очень здорово, что вы выполнили домашнее задание и составили вопросы к тексту.
| Читают скороговорку.
- Знакомились с детскими журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки». и рассказом Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Отвечают на вопросы.
|
П: осмысление читаемого текста.
П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных).
| Постановка учебной задачи
Словесный: беседа, подводящий диалог
| 2 мин
| - Кто сформулирует тему урока?
- Какую цель мы поставим?
| - Обобщение рассказа «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
- Продолжить работу с рассказом «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
| Р: целеполагание
К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический:
Ответы на вопросы
Практический: работа с пословицей
| 9 мин
| Сейчас, ребята вы будете самостоятельно отвечать на вопросы.
Я читаю вопрос Вы на листочках пишите ответ.
1. С кем приехала Римма Лебедева?
2. В какой класс она поступила учиться?
3. Кто ей помогал в учёбе?
4. Куда ходили ребята?
5. Какое правило напомнил лейтенант Римме?
6. В какой палате лежал лейтенант?
7. Через сколько месяцев Римма Лебедева принесла лейтенанту ведомость с отметками за вторую четверть?
8. О чём попросил лейтенант у Риммы?
______________________________________________
А теперь там же на листочках письменно объясните смысл пословицы. Приведи пример из жизни.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Время вышло, передаем листочки на первые парты.
| Отвечают на вопросы.
1. Вместе с мамой.
2. 3класс.
3. Маня Петлина, одноклассники.
4. В госпиталь.
5. После «Ч» мягкий знак не пишется.
6. №8
7. Через два
8. Написать письмо дочке
Смысл данной пословицы заключается в том, что если ты чего-то хочешь, то одного желания будет мало, надо постараться что-то для этого сделать. На примере пословицы мы видим, что если ты хочешь кушать, то пойди и вытащи рыбку и ты будешь сыт. Так же и в жизни! Если ты, что-то хочешь добиться, пойди поработай, потрудись и ты это получишь. В нашей жизни бесплатный сыр только в мышеловке.
| П: структурирова-ние знаний
П: построение рассуждения;
осуществление синтеза;
| Динамическая пауза
| 1 мин
| - А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора!
- Хорошо. Молодцы. Садимся.
| Повторяют движения.
| Р: эмоциональный настрой
| Включение в систему знаний, повторение
Словесный: беседа, учебный диалог
Словесный:
учебный диалог
практический: работа в группах
Словесный:
учебный диалог
| 15 мин
| -Произведение, какого авторы мы с вами изучаем?
- Что вы запомнили из биографии автора?
- Как называется рассказ?
- Какие впечатления о прочитанном? - Кто является главным героем?
Ребята, а сейчас нам пригодятся Ваши вопросы, которые вы составили дома.
Класс делится на группы по рядам. Первая группа(1ряд) задает вопрос, вторая группа(2ряд) дает развернутый ответ, затем вторая группа ставит вопрос, а третья группа(3ряд) отвечает и т. д.
Примерные вопросы:
-В какой город приехала девочка Римма Лебедева?
-С кем она приехала?
-В какой класс поступила Римма?
-У кого теперь жила девочка?
-Что сказала тетка учительнице?
-О чем попросила ребят учительница Анастасия Дмитриевна?
-Что ответили третьеклассники?
-Что сделала Маня Петлина?
-Как училась Римма?
-Почему она не готовила уроков?
-Почему ребята молчали?
-Куда часто ходили ребята?
-Как третьеклассники развлекали раненых?
-Почему дети сперва не брали с собой Римму?
-Удалось ли Римме упросить ребят?
-Кому Римма дала табачный кисет?
-О чем лейтенант попросил Римму?
-Почему лейтенант огорчился, когда прочитал исписанный Риммой листок
-Как Римма отреагировала на замечание лейтенанта?
-О чем рассказала лейтенанту Маня Петлина?
-Что ответил лейтенант?
-Что делала Римма каждый день в палате №8?
-О чем Римма попросила лейтенанта?
Очень здорово, молодцы ребята!
-Запишите Д/з: стр. 175-178, подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой и подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля
| - Л. А. Кассиль.
Отвечают по руке.
- «Отметки Риммы Лебедевой».
Отвечают по руке.
- Девочка Римма.
Девочка Римма Лебедева приехала в город Свердловск.
Она приехала со своей мамой.
Римма поступила учиться в третий класс.
Девочка теперь жила у тетки.
Тетка сказала учительнице, что Римма не в состоянии нормально учиться, так как они с матерью еле выбрались из села, на которое падали бомбы.
Анастасия Дмитриевна попросила помочь девочке, которая много пережила под немецкими бомбежками.
Третьеклассники дружно согласились помочь.
Маня Петлина, первая отличница класса, усадила Римму рядом с собой, подарила ей баночку с красками.
Римма училась неважно.
У Риммы была одна отговорка: война.
Ребята молчали, потому что действительно, они не были на войне. Трудно было спорить с девочкой, которая была довольно близко от фронта.
Ребята часто ходили в госпиталь, который был недалеко от школы.
Третьеклассники читали книги, играли на балалайке, пели песни.
Дети не брали с собой Римму, потому что боялись, что вид раненых напомнит ей что-нибудь тяжелое.
Римма упросила ребят, она даже сама сшила табачный кисет.
Римма дала табачный кисет лейтенанту, лежавшему в палате №8.
Лейтенант попросил Римму написать письмо его дочке Оле.
потому что в письме было много грубых ошибок.
Римма молчала, отвернувшись в сторону.
Маня Петлина рассказала лейтенанту, что Римма не в состоянии нормально учиться, так как они с мамой были у самого фронта.
Лейтенант ответил, что бедой и горем не хвастаются, их или уже терпят, или помочь стараются. Он пригласил Римму на следующий день к себе.
Каждый день после уроков Римма приходила в палату №8 и под диктовку лейтенанта писала письма.
Римма попросила лейтенанта расписаться в ведомости, там, где написано «подпись родителей или лица воспитывающего».
Записывают д/з.
| П: построение рассуждения;
осуществление синтеза;
К: планирование учебного сотрудничества;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.
Р: контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.
П: построение рассуждения;
осуществление синтеза;
Р: контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
| Рефлексия деятельности
Словесный:
учебный диалог
Психологический настрой
| 7 мин
| -Давайте подведём итоги урока.
С каким произведение мы сегодня с вами работали?
Что хотел донести до нас автор?
Какая главная мысль этого произведения?
Чему нас учит рассказ?
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
| Отвечают на вопросы
«Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Кассиль хотел донести читателю, что всегда нужно стремиться к лучшему. Не надо искать себе оправдания в своих ошибках, нужно учиться их исправлять и не допускать.
Главная мысль-никогда нельзя опускать руки и жить прошлым. Жизнь продолжается, надо идти вперёд, преодолевая прошлое, каким бы оно не было!
Рассказ учит не злоупотреблять своим авторитетом и хорошим отношением к тебе других людей, потому что авторитет всегда надо подтверждать, а хорошее отношение стремиться не потерять
Самооценка деятельности.
| П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.
|
|