Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа №83. Ход занятия



03. 11. 21

Группа №83

Воспитательный час на тему: «День народного единства»

Цели:

- углубить знания обучающихся о событиях Смутного времени начала XVII века,

- развитие национального самопознания и гражданственности;

- воспитание чувства гордости за свою страну, любви к родине.

 

Ход занятия

1. Слово преподавателя:

Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины. Одной из самых важных является День народного единства, или День Казанской иконы Божией Матери, который отмечается  4 ноября. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Он был установлен первым русским царём из династии Романовых Алексеем в 1649 году в честь освобождения Москвы от польско-литовских оккупантов.

     Чтобы понять историческую значимость этого праздника, перенесемся на 400 лет назад в начало 17 века. Слава России в те времена гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит страны Европы. У России всегда было много врагов и завистников.

     А в то время главными врагами были: Католический Рим и католическая Польша, которые мечтали обратить русский православный народ в свою веру, подчинить себе русских царей и грабить богатства России. Для осуществления своих целей Рим выделял огромные средства. Нанимались шпионы, которые проникали в высшее общество Российского государства и разлагали его. А лучших представителей дворянства оговаривали или убивали. Так велась подготовка смуты во дворце. После смерти царя Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор, который был слаб умом и здоровьем.

После смерти царя Фёдора, у которого не было детей, Борис Годунов был всенародно избран Российским царём. В России закончилась эпоха «прирожденных государей» и закончилась династия Рюриковичей. Борис Годунов был патриотом России. Деятельность его правительства была нацелена на всестороннее укрепление государственности.  Начался строительный бум. Строились новые города, расширялись старые. Годунов стремился облегчить положение людей,  снижая налоги. Во внешней политике он делал ставку на сближение с Западом. Он хотел учредить в Москве особую школу, где бы преподавались разные языки, но не успел.  С осени 1601 года и три года подряд шли проливные дожди и урожаев на полях не осталось. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис, стараясь удержать рост цен, запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, жестоко преследовал спекулянтов. Цена на хлеб увеличилась в 100 раз.  Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Затем пошли слухи, что в Польше объявился царевич Дмитрий, т. е. настоящий царевич жив, хотя все считали его погибшим. Это оказался самозванец Лжедмитрий. Но народ верил в то, что он настоящий наследник трона.  13 апреля 1605 г. царь Борис Годунов умер. Новым царем назвали Федора (сына Бориса Годунова), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Юного царя и его мать убили. Путь к трону был открыт для нового царя. Кто же им стал? Конечно, Лжедмитрий. Почти все верили в то, что он истинный наследник.

Итак, Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Рим и Польша ждали, когда Русь рухнет к их ногам. Против Лжедмитрия зрел заговор. И он был убит заговорщиками. Вскоре объявили, что Лжедмитрий — самозванец; тело его сожгли. После этого царём был избран Василий Шуйский.

И снова подули буйные ветры. Враги России распространяли слухи о том, что «несчастному царю Дмитрию удалось спастись». Это говорит о том, что враги не оставили своих планов поработить Россию.  На юго-западной окраине России объявился «посланник» царя Лжедмитрия 2— Иван Болотников, который поднял восстание против России. Москва была в осаде. И только через два года войско Лжедмитрия два было разбито и к марту 1610 года осада с Москвы была снята. С большим трудом войско «посланника» удалось разбить. Польский король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. Это была уже неприкрытое вторжение. В Москве обострилась борьба за власть. Царские войска стали терпеть поражения. Возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава. Шуйский уже не мог противостоять агрессии, и был предан боярами, которые впустили Польские войска в Москву в июле 1610г. Итак, поляки вступили в Москву. И произошло то, что происходило потом на протяжении последующих 400 лет – Россию спасли простые русские люди.

Жил в Нижнем Новгороде Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался он самым почётным человеком города за честность и мудрость.  И обратился он к своим землякам со словами: «Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Минин смело развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние.  Нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение. Вождем выбрали князя Дмитрия Пожарского. К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.

В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. Новый царь из династии Романовых Алексей – возвел Пожарского в бояре.

Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – вот настоящие герои! Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего.  Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное – победили врага, захватившего страну.

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания врагов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

 

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.