|
|||
1.33. ДЛЯ КРЕЩЕНЫХ И БОЛЕЕ-МЕНЕЕ ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 При всей условности, зыбкости и в чем-то даже наивности попыток измерить воцерковленность того или иного крещеного человека, есть всё же несколько достаточно очевидных параметров, по которым можно хотя бы ориентировочно определить, насколько далеко он продвинулся в познании христианских истин и церковной практике. По сути дела, таких параметров два (если не считать, конечно, самого важного — практики христианской жизни, о чём судит лишь Высший Судия): § степень знакомства с Библией и доверия ей как Слову Истины; § степень участия в таинствах и, прежде всего, в таинстве Евхаристии. Анкета, которую заполняют все катехумены перед началом катехизации в Феодоровском соборе, при всей немногочисленности вопросов (их всего девять, из которых большая часть биографического характера: имя и фамилия, контакты, возраст, род занятий — просто чтобы составить в общих чертах портрет каждого катехумена и иметь возможность обратной связи), включает в себя и два вопроса, отвечая на которые катехумен сам оценивает градус своих отношений с Писанием и качество своего участия в таинствах Церкви. В каждом случае предлагается выбрать один из четырех вариантов. ♦ О Библии: 1. никогда не читал(а), совсем незнаком(а) 2. поверхностно 3. хорошо 4. много раз читал(а), самая важная для меня Книга, Слово Божие ♦ О Причащении (участии в таинстве Евхаристии): 1. никогда не причащался (не причащалась) 2. очень давно 3. редко, но регулярно 4. часто и регулярно И оказывается, что среди тех, кто уверен в том, что ему необходима катехизация (конечно, человек сам за себя решает, нужна она ему или нет), значительную долю составляют те, кто знаком с Библией, кто не понаслышке, а на собственном опыте знает, что такое Причастие, но признаёт, что его познания и опыт не носят устойчивого, уверенного характера. Из предлагаемых вариантов ответов на указанные два вопроса они выбирают вторые или третьи пункты. Для таких катехуменов оглашение становится во многом наведением порядка в разрозненных и часто противоречивых познаниях о христианстве. 1. 3. 4. ДЛЯ КРЕЩЕНЫХ И «ОЧЕНЬ» ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ На первый взгляд покажется странным, что на катехизацию идут люди, с уверенностью выбирающие четвертые варианты ответов: «Библия — самая важная для меня Книга, Слово Божие» и «Причащаюсь часто и регулярно». Правда, слово «очень» в заглавии параграфа мы взяли в кавычки, подразумевая некоторую иронию или, скажем мягче, условность той высокой (высшей! ) оценки, которую решается поставить своей церковности сам человек. И хорошо, если это самоирония, то есть готовность вполне воцерковленного человека смириться до признания себя катехуменом, с тем чтобы критически, по-новому взглянуть на то, что ты годами воспринимал как неоспоримые истины и правила. В каком-то смысле даже катехизатор, ведущий катехизацию, — одновременно и катехумен, вопрошающий Церковь о жизненно важных вопросах бытия и готовый пересмотреть свои ответы на них, если обнаруживается их ошибочность. Тут уместно вспомнить слова Евангелия: «Не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23: 10). Это и есть та самая послекрещальная катехизация, которая, говоря совсем широко, может длиться и в самом деле длится всю жизнь. Не будем забывать, что на литургии оглашенных из года в год присутствуют не только катехумены, в честь которых названа первая часть литургии, но и верные — одни и те же люди, слушающие одни и те же слова и чтения. Результатом же должно стать дерзновенное, без всяких самоиронии и неуверенности: «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1: 12).
|
|||
|