Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дети в блокаде



     Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900 дневная оборона Ленинграда. Несмотря ни на что, осажденный город, погруженный во тьму, голод и холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.

Зима 1941-1942гг была на редкость суровой. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин, больше не выдерживали не учителя, не ученики. Записи не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и чернила. В школах стала необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких испытаниях.

В Ленинграде начался голод, ни щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Пришло время, когда уже не выдавали ничего кроме хлеба. Блокадный паек-125 гр хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли. Люди пекли печенье из столярного клея, сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ученики в ту зиму разучились смеяться и играть. Они падали от голода. У всех была общая болезнь дистрофия. А к ней прибавилась цинга, кровоточили десны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, но и в школе, на улице по дороге в школу, прямо в классе.

Всему миру известен дневник 11-ей ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Тани и другим семьям. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Таню оформили в детский дом № 48 Смольнинского района, который готовился тогда к эвакуации. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки, и только в августе 1942 года прибыл в посёлок Шатки. Одна из создателей шаткинского музея, посвящённого Тане Савичевой, преподаватель истории Ирина Николаева позже вспоминала:

    «Встречать этот эшелон к станции вышло очень много народа. Раненых в Шатки привозили постоянно, но на этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился, однако из открывшейся двери большого вагона так никто и не вышел. Большая часть ребятишек попросту не могла встать с кроватей. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен - кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Женщины подняли невероятный крик. «Они же живые ещё! » — успокаивали их сотрудники НКВД, сопровождавшие поезд. Практически сразу люди стали нести к тому вагону продукты, отдавали последнее».

Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.