|
|||
Работу выполнила: Давыдова В.И.Работу выполнила: Давыдова В. И. ЗБ-РЛ-41 12. 11. 20 Тема 1: «Развитие речи как система». Задание 1. 1. Дать характеристику понятий: Развитие речи учащихся – это важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой является главной практической целью обучения русскому языку: речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. ) Развитие связной речи учащихся –процесс обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний, как средство самовыражения и воздействия. Ученики овладевают письменной формой литературного языка. Развитие связной (устной и письменной) речи проявляется в овладении школьниками различными стилистическими разновидностями речи, различными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. (Лит.: Ладыженская, Т. А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с. ) Коммуникативные умения – это умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. ) Задание 2. 1. Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают, что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. Можно указать несколько функций слушания: - познавательная (слушаю, чтобы знать); - регулятивная (слушаю, чтобы научиться что-либо делать); - ценностная, или ценностно-ориентационная (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных ценностей); - реагирующая (слушаю, чтобы дать ответную реакцию – ответить на чей-то вопрос, помочь). Чтение - смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится его понимание (включает в себя те же уровни осознания текста, что мы выделяли, рассматривая процесс слушания). По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: - просмотровое; - ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное (со сжатием информации) чтение; - критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. Говорение - процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный спонтанный текст, главным инструментом – голос. При говорении осуществляется отбор не только нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание в детстве текстов наизусть как на иностранном, так и на родном языке необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). При говорении мысль опережает слово, и это вызывает трудности с оформлением высказывания, с подбором языковых средств. Этим объясняются и другие особенности говорения: - оговорки, пропуски слов; - перебивы, сбивы начатой конструкции, замена ее другой; - наличие пауз, имеющих разные значения (колебание, обдумывание, подчеркнутое молчание и др. ). Письмо - процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Письмо может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Письменная речь – это, как правило, подготовленная речь. Исключением являются некоторые жанры обиходно-бытового общения: записка, личные письма, дневниковые записи. Структура письма: - предварительная ориентировка: пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста; - планирование деятельности: пишущий продумывает не только содержание, но и форму своей речи, часто пользуясь долгосрочным планированием своей речи (при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства); - осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может быть неверно понят; - контроль осуществления деятельности: пишущий не ограничен во времени, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания. (Лит.: Русский язык и культура речи: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Евтюгина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2019 269 с. )
02. 11. 20 Задание 1. Таблица изучена. Задание 2. Языковая норма– это речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. ) Направления работы по формированию правильной речи учащихся Работа по развитию речи идет по трем основным направлениям: 1) овладение нормами литературного языка 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя 3) обучение различным видам речевой деятельности. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. )
|
|||
|