Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работу выполнила: Давыдова В.И.



Работу выполнила: Давыдова В. И.

ЗБ-РЛ-41

12. 11. 20

Тема 1: «Развитие речи как система».

Задание 1.

1. Дать характеристику понятий:

Развитие речи учащихся – это важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой является главной практической целью обучения русскому языку: речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности.       (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. )

Развитие связной речи учащихся –процесс обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний, как средство самовыражения и воздействия. Ученики овладевают письменной формой литературного языка. Развитие связной (устной и письменной) речи проявляется в овладении школьниками различными стилистическими разновидностями речи, различными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. (Лит.: Ладыженская, Т. А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с. )

Коммуникативные умения – это умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. )

Задание 2.

1. Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).

Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают,

 что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую

переработку речевых сообщений.

Можно указать несколько функций слушания:

- познавательная (слушаю, чтобы знать);

- регулятивная (слушаю, чтобы научиться что-либо делать);

- ценностная, или ценностно-ориентационная (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных

ценностей);

- реагирующая (слушаю, чтобы дать ответную реакцию – ответить

на чей-то вопрос, помочь).

Чтение -  смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится его понимание (включает в себя те же уровни осознания

текста, что мы выделяли, рассматривая процесс слушания).

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды

чтения:

- просмотровое;

- ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное)

и реферативное (со сжатием информации) чтение;

- критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное

понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях.

Говорение - процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный

спонтанный текст, главным инструментом – голос. При говорении осуществляется отбор не только нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание в детстве текстов наизусть как на иностранном, так и на

родном языке необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые

конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно).

При говорении мысль опережает слово, и это вызывает трудности

с оформлением высказывания, с подбором языковых средств. Этим объясняются и другие особенности говорения:

- оговорки, пропуски слов;

- перебивы, сбивы начатой конструкции, замена ее другой;

- наличие пауз, имеющих разные значения (колебание, обдумывание,

подчеркнутое молчание и др. ).

Письмо - процесс создания текста с последующей графической его

фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Письмо может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Письменная речь – это, как правило, подготовленная речь. Исключением являются некоторые жанры обиходно-бытового общения: записка, личные письма, дневниковые записи.

Структура письма:

- предварительная ориентировка: пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс

моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный

образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста;

- планирование деятельности: пишущий продумывает не только содержание, но и форму своей речи, часто пользуясь долгосрочным планированием своей речи (при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства);

- осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может

быть неверно понят;

- контроль осуществления деятельности: пишущий не ограничен во

времени, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания. (Лит.: Русский язык и культура речи: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Евтюгина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2019 269 с. )

 

 

02. 11. 20

Задание 1.

Таблица изучена.

Задание 2.

Языковая норма– это речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. )

Направления работы по формированию правильной речи учащихся Работа по развитию речи идет по трем основным направлениям:

1) овладение нормами литературного языка

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя

3) обучение различным видам речевой деятельности. (Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. )

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.