|
|||
Читаем и обсуждаем сказкуК.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога»Перед чтением: Для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением сказки покажите ему обложку книги (1 слайд в презентации) и предложите игру «Правда или ложь»: вы говорите утверждение, касающееся обложки, а ребенок, если согласен, отвечает «Правда», а если не согласен - «Ложь». Примерные утверждения: - На картинке изображен жук-носорог. - На картинке есть еще насекомые. - Дело происходит зимой. - Дело происходит на берегу моря. - Дело происходит летом. - Жук-носорог отправился в лес за ягодами. - Жук-носорог попал на войну. - Жук-носорог отправился в гости к своим друзьям – жукам. Вопросы ребенку после игры: - Как думаешь, что произошло с жуком-носорогом? - Хотите узнать, что произошло с ним на самом деле?
Во время чтения: Не торопясь, с выражением прочитайте произведение. По ходу чтения объясните и уточните незнакомые слова. Если Вы прервались, для объяснения, в середине предложения, после того, как объясните ребенку значение слова, прочитайте предложение снова.
После чтения: Сразу после чтения стоит рассказать ребенку об авторе, чтобы усилить его впечатление о прочитанном. Затем поговорите о самом произведении. Обратите внимание, что с помощью вопросов, важно помочь ему понять смысл сказки. Рассмотрите иллюстрации к сказке, сравните их. После разговора сразу или спустя какое-то время можно предложить ребенку творческое задание (нарисовать рисунок к фрагменту сказки, который больше запомнился или придумать конец сказки). 1. Рассказ детям о писателе: Эту сказку написал Константин Георгиевич Паустовский. Родился он в Москве, а детство прошло в Киеве – столице Украины. Во время Великой Отечественной войны он работалфронтовым журналистом, как Юрий Яковлевич Яковлев – автор сказки «Как Сережа на войну ходил», которую мы недавно читали. Когда закончилась война Константин Георгиевич стал известным писателем, написал много детских книг о природе (напомнить ребенку названия произведений, которые читали ранее). 2. Примерные вопросы детям после чтения: - Почему Степа подарил отцу жука-носорога? - Что почувствовал Петр Терентьев, когда потерял жука? Как он об этом сказал? (– Жук ушел, – ответил Петр с огорчением. – Вот беда! – Нашел об чем горевать, – сказал ему загорелый боец. – Жук и есть жук, насекомое. От него солдату никакой пользы сроду не было. – Дело не в пользе, – возразил Петр, – а в памяти. Сынишка мне его подарил напоследок. Тут, брат, не насекомое дорого, дорога память). - Что увидел жук когда вылез из коробка? Как об этом написал автор? (Какие-то жуки со свистом проносились мимо. Один из них так ударил в куст бузины, что с него посыпались красные ягоды. Старый носорог упал, прикинулся мертвым и долго боялся пошевелиться. Он понял, что с такими жуками лучше не связываться, – уж очень много их свистело вокруг). - Что на самом деле увидел жук-носорог (что это было? ) - Как помог жук-носорог Петру? (Какой-то человек в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки, но жук с налета ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронил винтовку и побежал). - Какой для тебя самый страшный момент сказки? Почему? - Какой самый счастливый момент сказки? Почему? 3. Сравнение двух иллюстраций (11 слайд): - На этихиллюстрациях художник изобразил деревню, в которой жил Степа. - На какой иллюстрации изображена война, а на какой мирное время? Почему так думаешь? - С помощью каких цветов художник изобразил, начало войны? (Основной фон – малиновый, небо затянуто серыми тучами, тревожно кружат черные птицы, они почти скрыли солнце. Жители деревни с печалью провожают своих родных на войну). - При помощи каких красок художник изобразил окончание войны? (Основной фон – зеленый, небо спокойное, светло-голубое. На переднем плане Степа со своими родителями, дымит самовар, вдали мирно пасутся кони).
|
|||
|