Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Честь Гвардии - именной самолёт Героя СССР Михаила Журавкова



Герой Советского Союза Михаил Журавков - наш земляк, он родился 10 сентября 1920 года в селе Ивановка Кыштовского района Новосибирской области. В годы войны он был награждён именным самолётом «Честь Гвардии».
В марте 1944 года личный состав 4-й гвардейской авиадивизии включился во всесоюзную кампанию по сбору средств фонд обороны. На митинге, посвящённому этому доброму делу, выступил командир соединения Иван Кожемякин и от имени политического отдела и себя лично предложил обратиться с письмом к товарищу И. В. Сталину, в котором выразить просьбу: на собранные средства приобрести бомбардировщик и, назвав его «Гвардейская честь», передать соединению для вручения лучшему экипажу. Предложение было одобрено.
Партийные и комсомольские организации под руководством политического отдела авиадивизии возглавили эту работу. Обсудив вопрос на собраниях и совещаниях боевого партийного актива, приступили к сбору средств. Уже в первый день в общую копилку поступило 163 тысячи рублей. Сбор продолжили. В полках стали выпускать специальные бюллетени, в которых отражался ход сбора средств, к агитационной работе подключили стенные газетыэскадрилий и боевые листки. Инициатива, подкреплённая организаторской работой, дала свои результаты. Лидером в сборе средств стал 13–й авиаполк. Через неделю достаточная сумма в соединении была собрана.
За подписью командира авиадивизии в Москву ушло письмо: «Дорогой товарищ Сталин! Офицерский и сержантский состав н-го соединения авиации дальнего действия, воодушевлённый вашим приказом №16 и героическими победами Красной Армии, собрал в фонд обороны 265000 рублей наличными деньгами и свыше одного миллиона рублей облигациями. Мы – участники налётов на Кенигсберг, Тильзит, Хельсинки и другие звериные гнёзда нечести. На крыльях своих могучих бомбардировщиков мы несём смерть и гибель ненавистным врагам. Мы били, бьём и будем их бить так, как, подобает гвардейцам. Наш боевой коллектив обращается к вам, товарищ Сталин, с просьбой на собранные нами средства закупить и передать нам бомбардировщик, назвав его «Честь Гвардии». Этот самолёт мы вручим нашему лучшему гвардейскому экипажу».
Через несколько дней из Кремля пришёл ответ: «Командиру н-ского гвардейского соединения тов. Кожемякину. Передайте 265000 рублей деньгами и свыше одного миллиона облигациями госзайма в фонд обороны Союза ССР, мой боевой привет и благодарность Красной армии. Желание личного состава будет исполнено». Содержание телеграммы Сталина довели до всего личного состава авиадивизии, она вызвала огромное воодушевление – в соединении будет свой именной самолёт! За право получить его в авиаполках развернулось соревнование.
Прошло пять месяцев. В первых числах августа 1944 года на Уманьский аэродром приземлился новенький Б-25. Из Остафьева его перегнали лётчики 3-й вспомогательной авиадивизии АДД (Авиаполк дальнего действия). Самолёт принял старший инженер К. С. Варатьян. Передача в 13–авиаполк именного самолёта была обусловлена итогами работы за последние три месяца.
Почему именно именной самолёт нужно было передать в 13–й авиаполк? Одним из главных критериев стал ещё и тот факт, что в конце марта 1944 года командир корабля Журавков Михаил Владимирович и штурман Леонид Фёдорович Тюрин были представлены к званию Героя Советского Союза. Наградные листы прошли все инстанции, уже давно находились в Москве, и, по всем «агентурным» сведениям, ко дню авиации ожидался Указ Президиума Верховного Совета СССР.
В деле с именным самолётом оставалась самое последнее – определить хозяина. Ведь сила авиаэкипажа была и в его командире и в его штурмане. Михаил Владимирович Журавков и Леонид Фёдорович Тюрин! С 24 июля 1941 года они вместе. С этого дня у них многое стало общим – один самолёт, один экипаж, одно задание, одни цели, одни удачи и промахи.
Кроме общего, и не менее различий. Штурман, Леонид Фёдорович Тюрин старше командира корабля на шесть лет. К моменту представления к званию Героя Советского Союза исполнилось тридцать, а Журавкову шёл только двадцать четвёртый год. Была разница и в боевых наградах: помимо орденов Ленина и Красного знамени, командир корабля имел ещё орден Красной Звезды.
Журавков по характеру был более сдержанный и уравновешенный. Его отличала целеустремлённость и настойчивость. Тюрин – более эмоциональный. Помимо основного дела его неуёмная энергия требовала ещё и других сфер деятельности. Он любил животных и природу, много читал на эту тему, мог определить птицу по её пению. Он недурно рисовал, и хорошо пел, плясал барыню, гопака, а в металлургическом техникуме в драмкружке играл Платона Кречета.
11 августа 1944 года Кожемякин подписал приказ следующего содержания: «Личный состав дивизии, воодушевлённый победами Красной Армии, в марте 1944 года собрал в фонд обороны страны 265000 наличными деньгами и облигациями свыше одного миллиона рублей. На собранные средства личный состав просил Верховного Главнокомандующего закупить и передать дивизии самолёт, назвав его «Гвардейская честь», для вручения лучшему экипажу соединения, Верховный удовлетворил эту просьбу и сообщил в телеграмме: «Желание будет исполнено». Приказываю закупленный самолёт – бомбардировщик № 327623 на собранные средства личного состава и присланный Верховным Главнокомандующим, передать лучшему из лучших экипажу дивизии, отличившемуся в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость нашей Родины командиру корабля гвардии капитану Журавкову, лётчику Андрееву, штурману Тюрину, радисту Чепкасову, стрелку Коришеву".
Обслуживать самолёт доверили тоже лучшим представителям технического состава комсомольцам технику С. Т. Теплухову и мотористу Б. И. Новикову. Они приняли машину и первым делом написали на левом борту, под кабиной лётчиков два слова: «Честь Гвардии».
В дальнейшем штабисты во всех донесениях, фиксируя боевую работу экипажа, ставили против фамилии командира корабля буквы «Ч. Гв» Они стали индексом самолёта.
А 19 августа 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил большой группе лётного состава авиации дальнего действия звание Героя Советского Союза. Среди них были Михаил Журавков и Леонид Тюрин. Это известие стало всеобщей полковой радостью, поздравления сыпались со всех сторон, в частях авиадивизии прошли митинги. Не успели «остыть» от этого радостного события, как совершенно неожиданно нагрянуло другое – командир авиаполка предоставил героям отпуск. И теперь путь Михаила Владимировича Журавкова лежал в село Конево Кемеровской области, к матери – Феодосии Максимовне!
Имя Михаила Владимировича Журавкова Героя Советского Союза увековечено на памятной доске, на площади Победы города Рязани и на аллее Славы в городах Новосибирске и Белово. Одна из улиц в селе Конево носит имя М. В. Журавкова. В авиагородке Дягилево (Рязанской области) на доме, где жил М. В. Журавков с семьёй установлена памятная доска. В селе Кыштовка Новосибирской области одна из улиц названа в честь М. В. Журавкова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.