|
|||
И.А.БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»И. А. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»
Думая о смерти, учитесь жить. Мишель Монтень
Первоначальное название рассказа было «Смерть на Капри». Историки литературы считают, что этот рассказ тесно связан с другими рассказами И. А. Бунина 1914–16 гг. – «Братья» и «Сны Чанга», составляя вместе с ними своеобразную художественно–философскую трилогию. Исследователи творчества И. А. Бунина чаще всего говорят о правдивости и глубине реалистического постижения жизни в его произведениях, под этим углом зрения рассматривают обычно и давно уже ставший хрестоматийным рассказ «Господин из Сан-Франциско». А между тем, ведь именно это произведение, которое традиционно считается одним из «вершинных» образцов бунинскоro реализма, совершенно неожиданно заканчивается, казалось бы, неуместным и, однако же, вполне «натуральным», а отнюдь не аллегорическим явлением Дьявола... Именно образ Дьявола является своеобразным ключом к пониманию авторского замысла произведения.
1. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ. В апреле 1912 г. в Атлантическом океане затонул «Титаник». Эта великая катастрофа XX века таила в себе роковое предзнаменование, имеющее глобальный нравственно-философский смысл, словно человечеству был подан знак свыше. Бунин сигнал судьбы, предвещающий беду, воспринял. Название парохода, «Атлантида» содержит двойную аллюзию: 1) напоминание о месте гибели - в Атлантическом океане «Титаника» и 2) миф об Атлантиде Атланти́ да — легендарный остров, находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами. В совпадении места катастрофы Бунин, по-видимому, увидел мистический знак: в финале рассказа «Атлантида», как и «Титаник», выходит из Гибралтарского пролива навстречу своей гибели, провожаемая устремленным на нее взглядом Дьявола. Алгоритм поэтики рассказа определяет скрытая в трагедии «Титаника» логика фатальной внезапности крушения того, что казалось могущественным и неколебимым.
|
|||
|