Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Брусова Галина Леонтьевна.. Воспоминания



Брусова Галина Леонтьевна.

( 1933-2013гг)

Воспоминания

«Я родилась в 1933 году в деревне Соболино, - рассказывает Брусова (Добрякова) Галина Леонтьевна. – Мое детство было очень трудным.

Когда мне исполнилось 7 лет, умерла моя мать Анна Леонтьевна. Своего отца я не знала. Воспитывать меня взяла тетка Авдотья (сестра матери). Есть, было, нечего, поэтому лет с 8 мы с дедом Леонтием ходили по деревням с сумой. И ели, что подавали люди».

Потом отправили меня в няньки.

  В 1943 году тетке пришлось взять на воспитание еще одну племянницу Соловьеву Лиду, которая тоже осталась сиротой. Лида была постарше меня. Во время войны я училась в Антипинской начальной школе. Бумаги не было, писали на обрывках газет, на каких – то ведомостях, которые были в «клетку». Такие маленькие мы уже работали. Летом пололи грядки с различными овощами (чаще всего это была морковь), а когда начинали убирать урожай, нас заставляли дергать лен, собирать колоски. Особенно запомнилось, как нас, перед тем как идти в школу, будили в четыре часа утра, мы шли в овин, где молотили колотушками снопы с зерном, а потом это зерно засыпали на просушку в овины. Бригадир приходил и проверял, если мало было засыпано, то заставлял добавлять. Зерно приходилось поднимать по лестнице, высотой метров в шесть. Насыпали по два ведра в мешок и поднимались по этой лестнице и высыпали в овин. Я всегда боялась, что упаду. После такой работы мы шли на уроки. Конечно, в голове было не до учебы: хотелось, есть, спать. Мое образование – три класса.

   Лет в 14 я чуть не умерла от голода. Спасла соседка Антонова Аксинья Ивановна. Она приносила украдкой еду мне.

С 1953 года я начала работать на телятнике. Кормила маленьких телят. При росте в 150 см приходилось таскать ведра по пятнадцать литров в каждой руке. Ведра тащились по земле. В обязанности телятницы входило кроме этого еще наколоть дров, истопить две печи, нагреть титан с водой, которую прежде надо было накачать. Сил никаких не было. Да еще эти изнурительные посты! Молились в одном доме у Варлама. Икона была одна. А потом собираться запретили, тогда стали молиться по домам.

Затем стала работать дояркой. В группе было 20 коров, которых доила руками. Потом поставили дойку. Стало полегче. Но доярок нагружали дополнительной работой: накосить подкормки, привезти ее, раздать по кормушкам. И еще летом уход за гибридом, которым потом кормили коров. Всю жизнь прожила в д. Соболино. Сначала в деревне было домов 40, а после того, как приехали бурковские, стало 50 домов. Помню, д. Соболино делилось на части: Терешкино, Чупа, Выползово, Терпигорево, Грабежаево. Даже была такая частушка:

                          

                        Походили мои ножки

                        Из Терешкина вЧупу.

                        Четыре раза навернулася

                        Больше разу не пойду.

 В 1947 году много людей уехало (был голод) на заработки и не вернулись. В конце пятидесятых снова стали уезжать из деревни. В этот раз больше уезжала молодежь.

После войны и до шестидесятых годов крестьяне страдали из-за больших налогов.  

 В 1960 году вышла замуж за Брусова Михаила, прожили совсем немного: он умер от сердечного приступа. Осталась с маленьким сыном и с больной теткой.

С 1964 года уже работали за деньги. Держали корову, овец. Сажали картошку, капусту, морковь. Пытались выращивать огурцы, помидоры. Вырастила сына. Сейчас на пенсии. Живу в Паче.

             

2012 год                              Со слов Брусовой Г. Л. записала Хмелева Л. А.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.