|
|||
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1‑ й – 4, и Триоди, глас 1‑ й и глас 3‑ й – 4 (две первые стихиры см. на «Господи, воззвах»; припевы см. в Триоди на хвалитех). «Слава» – Триоди, глас 8‑ й: «От дел похваленьми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1‑ м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 1‑ я8. Примечание. «Подобает ведати, яко стихиры вся 11 утренния евангельския, от сея настоящия Недели и даже до Всех святых, на литиях утренних поются в притворе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения святаго отца нашего Феодора Студита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго Феодора, глас 8‑ й: «Православия наставниче…» без Богородична, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3‑ е и 4‑ е «зри»). На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6‑ я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее. Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5‑ е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).
2 118‑ й псалом (17‑ я кафизма) поется на 5‑ й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 3 Ср.: Типикон, гл. 49‑ я, «Неделя… мытаря и фарисея». 4 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6‑ й: «Воскрес Иисус от гроба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6‑ й: «Множества содеянных…». 5 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». 6 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится. 7 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2‑ е «зри»). 8 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8‑ й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и читается 1‑ й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается. ) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл. ), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323).
|
|||
|