|
|||
Тема. БЕРЕЖЛИВОСТЬ. Беседа. ВАСИН РАНЕЦ. А. ЛопатинаТема. БЕРЕЖЛИВОСТЬ Беседа Вопросы и задания для беседы: • Чем, по-твоемумнению, новыевещиотличаютсяотхорошо сбереженныхстарыхвещей? • Расскажиотом, какктебенапомощьприходилихорошосбереженныетобой, твоимиродителямиилитвоимидрузьямивещи. • Расскажи, ктовтвоейсемьесамыйбережливыйипочему. • Считаешьлитысебяаккуратнымчеловеком? ВАСИН РАНЕЦ А. Лопатина рыг-дзинь, – монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой. – Прощай, монетка, – крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул. – Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно швыряют куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол прожжешь возле костра. – Мама, – я просто умираю от голода, – этот ранец потерял мою монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! – закричал Вася, вернувшись домой. Мама внимательно посмотрела на ранец: – Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера – перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он служит тебе – видно, придется его уволить. – Д а, мамоч к а, – под х ватил шу тку В а с я, об рад овавшис ь, что мамане ругает его за потерю, – и тетрадку мою давай тоже уволим. Она размазала какую-то грязь на странице и получила плохую отметку. – Ты прав, тетрадка твоя никуда не годится, – согласилась мама, – да и учебник весь грязный и потрепанный. Его тоже нужно уволить. А посмотри, как выглядит твоя куртка: один карман порван, из другого ржавая проволока торчит. Разве подходит такая плохая куртка моему сыну? – Нет, совсем не подходит. Можно эту выкинуть, а мне новую купить, – предложил Вася. Радостно вбежал Вася в свою комнату и с размаху швырнул ранец в угол, а затем отодвинул валяющиеся на полу игрушки, карандаши, книжки и добавил: – И вас мы выкинем, если будете плохо работать и валяться, где попало. Вдруг в глазах у Васи все закружилось, и он почувствовал, что куда-то стремительно падает. Когда мальчик пришел в себя, то увидел, что лежит на полу, а возле него стоит незнакомый седой старичок с ящиком, полным самых разных инструментов. – Вы кто? – хотел спросить Вася, и не смог произнести ни слова. Но старичок словно услышал его и произнес: – Я, Вася, мастер сломанных вещей. Обычно я прихожу только к старым вещам, у к оторых нет хозяина, и помогаю им обрести новую жизнь. Я попал к тебе, потому что твои вещи не выдержали и позвали меня, несмотря на то, что у них есть хозяин. И это случилось впервые в моей жизни. – Он нам не хозяин! Он нас рвет, бросает и пачкает, ругает и обижает! – раздались со всех сторон крики, и поднялся невообразимый шум. – Тише, успокойтесь, я постараюсь вам помочь, – успокоил старичок вещи и добавил: – Вот видишь, Вася, терпению твоих вещей пришел конец. А ведь вещи, обычно, очень терпеливы. Даже не знаю, что делать! – Мастер, поменяйте меня и Васю местами, – пусть он поработает ранцем, а я, став мальчиком, приведу все его вещи в порядок, – раздался из угла голос Васиного ранца. – Хорошо, – согласился мастер, – даю тебе три дня сроку. За это время Вася, надеюсь, изменится и поймет, как тяжело ран-ц у, когда его не берегут. С этими словами мастер исчез, а Вася, не успев опомниться, вдруг почувствовал, что лежит весь грязный и порванный в углу, а на кровати спит мальчик как две капли воды похожий на него. В этот момент в комнату вошла мама с большой коробкой в руках и сказала сама себе: – Пока Вася спит, соберу-ка я его рваные и испорченные вещи и выброшу их, все равно они уже никуда не годятся. Жаль, что мой Вася ничего не бережет. Мама собрала с пола порванные книжки и сломанные игрушки, а сверху положила Васин ранец. Вася, конечно, не мог ей крикнуть, чтобы она его не выкидывала, и с ужасом представил, как окажется в грязном мусорном баке. Но в этот момент мальчик на кровати открыл глаза и сказал: – Не надо, мама, ничего выкидывать, все эти вещи я почищу и починю. И он тут же принялся за дело. Наблюдая за сыном, мама не верила своим глазам. А настоящий Вася, чистый и зашитый своим новым хозяином, стал терпеливо ждать, когда пройдет три дня и он снова станет мальчиком. Самое неприятное случилось на третий день, когда хозяин Васи дежурил в школьной столовой. Вася дремал на подоконнике, как вдруг его схватил какой-то мальчишка и закричал другому: – Смотри, Васькин ранец валяется, давай им в футбол поиграем. – Ты что, – возразил ему товарищ, – он же чистый, мы его испачкаем. – Ну и что, на прошлой неделе Васька сам играл в футбол своим ранцем. Вот смеху было. Мальчишки выбежали во двор и принялись весело пинать ранец. Вася почти сознание потерял от боли. Застежка на нем сломалась, ударившись о камень, лямка затрещала и оторвалась. Хорошо еще, что в этот момент на крыльцо вышел учитель, и мальчишки, бросив ранец в кусты, убежали. В кустах сидел голодный котенок. Он принялся царапать и драть ранец когтями, почувствовав запах бутерброда с сыром, который мама положила Васе на обед. Какой-то малыш из соседнего дома увидел это и помог котенку достать бутерброд. Потом малыш выкинул из ранца все учебники и начал запихивать в него котенка. – Не царапайся, – уговаривал малыш котенка, – я тебя домой унесу, и ты у меня будешь жить в этом ранце. К Васиному счастью, его новый хозяин в поисках своего ранца выбежал во двор и, увидев малыша с ранцем в руках, закричал: – Ты почему взял мой ранец и порвал его? – Ничего я не рвал, этот ранец ничей, потому что он в кустах валялся, – стал оправдываться малыш. Васин хозяин ничего не ответил. Молча он сложил в ранец учебники и пошел домой. Весь вечер он усердно зашивал и чистил свой ранец, однак о застежку так и не у далось отремонтировать: в доме не нашлось нужных инструментов. Так прошло три дня. Следующий день был воскресеньем. Как только Вася проснулся, он с радостью обнаружил, что снова стал мальчиком. Дверь открылась, в комнату вошла мама и ласково сказала: – Вставай скорее, сынок, после завтрака мы поедем покупать тебе новый ранец. Хотя ты и привел в порядок свой старый ранец, без застежки он все равно не сможет служить тебе. – Нет, мама, – твердо возразил Вася, – давай лучше купим мне инструменты, и тогда я смогу починить застежку на ранце, и он прослужит мне еще очень долго. С тех пор мастер сломанных вещей больше никогда не приходил к Васе, его ждали вещи, у которых не было хозяина. Вопросы и задания к сказке: • Представьте, чтовыоказалисьнаместетехилииныхВасиных вещей: ранца, тетради, книгиит. д. Чтовыпредпринялибы, чтобы помочьВасеизмениться? • Перечислитеинструменты, которымипользовалсяВася, когда чинилразныевещи. • Какиеизэтихинструментовестьувасдома? Умеетеливы пользоватьсяими? • Естьлиувасвдомевещи, ккоторымможетприйтимастер сломанныхвещей, ипочему? Чтонеобходимопредпринять, чтобы этонепроизошло? • Чтодумаютсломанныекарандаши, грязныетарелкиосвоих хозяевах? Рисунок«Поможемигрушке» Раздайте детям картинки, на которых изображены поломанные игрушки. Дети должны «починить» игрушки и предметы на рисунках. Например, машинке без колеса - дорисовать недостающее колесо; домику без крыши - нарисовать крышу.
|
|||
|