Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Медицинская академия имени С.И.Георгиевского



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В. И. ВЕРНАДСКОГО»

Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

(структурное подразделение)

 

Р Е Ф Е Р А Т

ТЕМА: Беременность-стресс? Вклад психолога в подготовке к беременности.

СТУДЕНТА_____Халеева Валерия Викторовна_____

                            (Ф. И. О. )

Факультет 2-й медицинский  курс 4 группа Л-2-С-О-173-2

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ: Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля

СРОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ: с 05. 07 по 16. 07 2021 г.

                                   

2021 год

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………… Основная часть………………………………………………………………
Заключение………. …………………………………………………………..
Списокиспользованной литературы ……….. ………. ……………………
   
   
   
   
   
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Беременность — ответственное, осознанное и важное решение, которое приняла пара, ведь от того как будет проходить беременность зависит не только здоровье матери, но и ребенка. Это естественно оказывает, помимо физиологических изменений связанных с гормональным фоном и не только, некое психологическое давление на мать. Стресс - неотъемлемая часть функционирования живого организма. Именно стресс приводит в действие внутренние ресурсы организма, способствует выходу физиологических процессов на более высокий уровень, позволяет адаптироваться к резким изменениям внешней среды. Стрессовая реакция не что иное, как механизм, помогающий человеку приспосабливаться к сложным условиям окружающей среды, выживать в постоянно меняющемся мире. Но тут следует понимать разницу между адаптационным стрессом, различного рода психологических заболеваний (панические атаки, расстройство сна и т. д. ) и декомпенсацией сил организма от действия хронического стресса.

Так как любая адаптационная функция несет за собой надпороговую активацию систем организма: изменение уровня гормонов, деятельности сердечно сосудистой системы, центральной и периферической нервных систем - это все влияет на состояние не только матери, но и плода.  

На сегодняшний день проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. Частота психологического стресса непрерывно увеличивается. Стрессы могут быть одиночными или накладываться друг на друга, быть периодическими (авралы на производстве, проверки, экзамены) или постоянными. Особенно акту­альна эта проблема в акушерстве, учитывая современные исследования в области перинатальной психологии. В связи с большой «плотностью» стрессо­вых ситуаций в современных условиях заслуживают особого внимания, как с научных, так и с практических позиций особенности психологических состояний бере­менных женщин. Уточнение критериев оценки услов­ной «психологической нормы» беременности в зависи­мости от срока беременности, исследование психоло­гических составляющих острого и хронического стрес­са в период гестации необходимо с позиций перинаталь­ной охраны плода. Беременность ставит организм женщины в новые условия существования, и, хотя она является физиологическим процессом, происходящие изменения функционального состояния нервной системы создают повышенную чувствительность и ранимость психики у женщин. И. В. Добряков использует понятие типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), который представляет собой совокупность механизмов психической самореализации, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы. В процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений в эмоциональной сфере.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Беременность – очень чувствительный период в психической жизни женщины. Само состояние беременности вносит серьезные изменения в образ жизни женщины, ее самоощущение, восприятие мира и самой себя в этом мире и, естественно, в ее эмоциональную жизнь. Даже для тех женщин, которые планировали ребенка, беременность уже является стрессовой ситуацией. Кроме того, продолжая работать, общаться и решать многочисленные жизненные проблемы, беременная женщина часто переживает острый или хронический стресс (например, оказываясь в ситуации, когда работодатель грозит увольнением, или муж уезжает в длительную командировку, или серьезно заболевают близкие родственники и пр. ). Дополнительные нагрузки, которые ложатся на плечи беременной, могут являться повреждающими факторами как для беременной, так и для будущего ребенка. Они нарушают сформировавшуюся «доминанту беременности», которая обеспечивает нормальное течение беременности, родов и послеродового периода. У многих современных женщин беременность наступает уже в состоянии хронического стресса, поэтому очень важно, чтобы женщина могла получить необходимые знания о течении беременности, о своем психологическом состоянии и получить адекватную психологическую поддержку.

Эмоциональный стресс матери оказывает негативное влияние, прежде всего, на течение беременности, а затем родов и развитие плода. Влияние различных дополнительных стрессогенных факторов нарушает естественные процессы психологической адаптации беременной женщины и негативно влияет на гестационный процесс. Большинство авторов, описывая в своих работах влияние стресса на течение беременности (развод, плохие отношения в семье, психологическая несовместимость супругов, нервно-эмоциональное напряжение на производстве и т. д. ), указывают на наличие у беременных женщин высокого уровня тревоги, повышенного нервно- психического напряжения, эмоциональной лабильности, желание быть опекаемыми и защищенными (Г. Б. Мальгина, Г. Г. Филиппова и др. ).

С целью выявления психологических особенностей беременных женщин, находящихся в условиях стресса, в марте-июле 2013 г. проведено эмпирическое исследование, которое охватило 20 женщин второго-третьего триместра беременности (основная группа). Каждая из них находилась под влиянием того или иного стрессогенного фактора: шок от незапланированной или нежеланной беременности – 20 % (4 чел. ); потеря близких родственников – 15 % (3 чел. ); семейные кризисы: развод, муж в тюрьме, муж в Чечне – 25 % (5 чел. ), авария – 25 % (5 чел. ), кража – 25 % (5 чел. ), нападение – 10 % (2 чел. ), пожар – 5 % (1 чел. ). Группу контроля составили беременные женщины без влияния стрессоров (18 чел. ). Для изучения особенностей психологических состояний полученные эмпирические данные этих двух групп подвергались сравнению. Сбор эмпирического материала проведен с помощью следующих методов – беседа, опрос, психодиагностика и анализ медицинской документации. Психодиагностика осуществлена с помощью «Опросника нервно-психического напряжения Т. А. Немчина», «Опросника тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, «Томского опросника ригидности» Г. В. Залевского. Исследование нервно-психического напряжения женщин, находящихся в условиях стресса, выявило высокий показатель психического дискомфорта и нервно-психических нарушений, а также высокий общий показатель НПН, что позволяет с высокой степенью достоверности констатировать наличие серьезных психологических изменений, требующих углублённой диагностики и коррекции. Только 3 человека (15%) проявили низкий уровень личностной тревожности. Значительная часть испытуемых (60%) проявила высокий уровень личностной тревожности, что означает наличие у них устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

При изучении особенностей психической ригидности в группе беременных женщин, находящихся в условиях стресса, показатель ригидности выше нормы выявлен по двум шкалам: шкале ригидности как состояния и установочной ригидности. Это означает, во-первых, что женщины еще не осознали всей тяжести ситуации, в которой они находятся, во-вторых, в состоянии стресса, страха, плохого настроения, утомления такие женщины в высокой степени склонны к ригидному поведению, хотя в обычных условиях такого поведения они могут и не проявлять. Остальные показатели ригидности (симптомокомплекс ригидности, актуальная ригидность, шкала сенситивной ригидности, шкала преморбидной ригидности) не выходят за границы умеренной ригидности. Полученные в ходе психодиагностики результаты подверглись сравнительному анализу с данными контрольной группы (18 беременных женщин в состоянии психологического комфорта). Математический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни показал наличие статистически значимых различий психологических особенностей контрольной и экспериментальной групп. По сравнению с контрольной группой у женщин, находящихся в условиях стресса, все исследуемые показатели оказались выше: это показатели нервно-психического напряжения, личностной и реактивной тревожности, показатели ригидности. Несмотря на то, что показатели ригидности беременных женщин в условиях стресса повышены только по двум шкалам из шести (по методике ТОР Г. В. Залевского), абсолютно все показатели ригидности выше по сравнению с контрольной группой беременных женщин. То есть ситуация стресса у беременных женщин может приводить к повышению ригидности, понижая способность личности адекватно реагировать не меняющиеся условия среды.

Таким образом, эмпирическое исследование позволило выявить у беременных женщин, находящихся в условиях стресса, повышенные показатели нервно-психического напряжения, высокий уровень личностной тревожности, высокие показатели по шкале ригидности как состояния и по шкале установочной ригидности. Эмоциональное состояние этих женщин значительно хуже, чем у женщин контрольной группы. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что стресс у беременных вызывает серьезные психологические изменения, которые могут быть вредными для благополучного вынашивания ребенка. Такие беременные женщины нуждаются в специальной психодиагностике и психологической помощи по преодолению психологического стресса. Сохранение психического здоровья беременных и рожениц не менее важно, чем оказание специализированной акушерско-гинекологической помощи (М. Г. Оганесян, Г. Г. Филиппова, Г. И. Брехман). Данные обстоятельства акцентируют внимание специалистов на необходимости совершенствования психодиагностики и оказания эффективной психологической поддержки беременным. Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психокоррекция возникших состояний позволят проводить профилактику акушерских и соматических осложнений, возникающих во время беременности как последствий стресса.

 

ТЕОРИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ В АКУШЕРСТВЕ

Г. Селье открыл и обосновал первую неспецифическую реакцию организма — реакцию стресса (РС), что явилось крупнейшим достижением науки. Академики РАЕН Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, профессор М. А. Уколова открыли и развили второе после Г. Селье фундаментальное открытие в области общей физиологии, сделанное еще в 1975 году (открытие № 158). Суть открытия: обнаружены, кроме РС, другие фундаментальные реакции организма на внешние воздействия (средней и слабой интенсивности). Авторы назвали их реакцией тренировки (РТ) и реакцией активации (РА), последняя делится на спокойную (РСА) и повышенную (РПА). Эти реакции сформировались в процессе эволюции как реакции антистрессорной защиты организма. За тридцать лет была разработана четкая схема, вскрывающая многоуровневую структуру, основные закономерности перехода между этими реакциями. Основой нормы и здоровья являются антистрессорные реакции высоких уровней реактивности (УР). Переходное состояние между болезнью и здоровьем делится на предболезнь и донозологическое состояние. Стойкими состояниями болезни являются хронический стресс и реакция переактивации (РП). Каждой адаптационной реакции соответствует свой психоэмоциональный статус. Резервы организма истощаются при стрессе и восстанавливаются при антистрессорных реакциях. Состояние хронического напряжения проявляется в увеличении темпов биологического старения структур организма. Биологический смысл РТ заключается в отсечении повторяющихся слабых, несущественных раздражителей путем постепенного повышения активной резистентности.

Состояние охранительного торможения в центральной нервной системе (ЦНС), незначительное преобладание процессов анаболизма над процессами катаболизма, мягкое противовоспалительное действие за счет увеличения уровня глюкокортикоидов, умеренно выраженный гипокоагуляционный сдвиг. РА — общая неспецифическая адаптационная реакция на раздражители «средней» силы, которые не такие сильные, чтобы организму было целесообразно подавлять защитные силы для снижения реакции на них. Первая стадия на раздражитель средней силы, названная стадией первичной активации, формируется через шесть часов и держится в течение 24—48 часов после воздействия. В ЦНС преобладает физиологическое возбуждение, умеренное повышение общей двигательной активности. При РСА психоэмоциональный статус характеризуется высокой активностью наряду со спокойствием, хорошим настроением, низкой тревожностью и агрессивностью, хорошей работоспособностью, сном и аппетитом. На низких УР начинают появляться нарушения сна и снижение работоспособности. Тимус при этом существенно увеличен, в сравнении со стадией тревоги стресса тимус увеличен в 4—20 раз. Развивается истинная гипертрофия лимфоидной ткани, число лимфоцитов при этом увеличивается. Все это говорит о физиологической стимуляции. Увеличение надпочечников происходит за счет клубочковой зоны, а толщина пучковой зоны остается в пределах нижней половины зоны нормы при РСА и верхней половины — при РПА.

Таким образом, при обеих реакциях РСА и РПА пребладает минералокортикоидная функция над глюкокортикоидной. Повышается функция щитовидной железы, причем выше при РПА, но патологических проявлений гипертиреоза нет. Уровень кортизола и тироксина выше в крови при РПА, чем при РСА. При сравнении гормональных изменений необходимо подчеркнуть значение не только абсолютных количеств содержания гормонов, сколько их соотношений. Соотношение глюкокортикоидов/гормонов щитовидной железы при РА выше в 2—3 раза, чем при РТ. Изменения свертывающей системы: при РПА развивается умеренная гипокоагуляция, а при РСА функция свертывающей и противосвертывающей систем уравновешены. Происходит истинное повышение активной резистентности организма не за счет развития торможения и снижения чувствительности, а за счет истинного подъема активности защитных подсистем организма. Психоэмоциональный статус при РПА высоких УР характеризуется очень высокой активностью, оптимизмом, отличным настроением, высокой работоспособностью. Сон и аппетит отличные. При низких УР появляется нарушение сна, раздражительность, даже агрессивность (особенно при переходе в переактивацию), снижается работоспособность. Положительные эмоции формируют РА, а отрицательные — в зависимости от величины действующего фактора — РТ или РС.

Реакция РП характеризуется излишне большим возбуждением ЦНС, чрезмерно повышенной активностью глюко- и минералокортикоидной функции, а также функции щитовидной железы; гиперсинхронизацией деятельности подсистем, что чревато неожиданным срывом; напряженным энергетическим метаболизмом; повышенным расходованием энергодающих субстратов; лимфоцитозом (40—45%). Уровень резистентности при РП колеблется в очень широких пределах. Психоэмоциональный статус: высокая активность, раздражительность, агрессивность, нарушение сна без нарушения аппетита, высокая работоспособность, но возможны срывы деятельности. Биологический смысл РП — в попытке сохранить активацию без срыва в стресс. Иногда, действительно, РП лучше стресса, но в целом она опасна срывом и является, как и стресс, неспецифической основой некоторых болезней. Реакции развиваются в последовательности: РТ, РСА, РПА и РС. При увеличении воздействия обнаружено периодическое повторение одноименных периодических реакций в составе повторяющихся тетрад реакций. Четыре реакции одной тетрады объединены и уровнем реактивности. Высокие уровни — гармоничные антистрессорные реакции без признаков или с незначительными признаками напряженности, являющиеся неспецифической основой здоровья. Средние уровни — антистрессорные реакции с умеренно выраженными признаками напряженности и начальных стадий предболезни. Низкие уровни — антистрессорные реакции с выраженными признаками напряженности и более тяжелый стресс, являющийся неспецифической основой более тяжелых состояний предболезни и болезни. Очень низкие уровни реактивности — антистрессорные реакции с резко выраженными признаками напряженности, тяжелый стресс и переактивация.

Периодическая повторяемость одноименных реакций в зависимости от абсолютной величины (силы, дозы) действующих раздражителей является методологической основой развиваемой теории адаптационной деятельности организма как сложной самоорганизующейся системы. Л. Х. Гаркави и соавт. предлагают использовать простой и доступный метод оценки. Структура крови — интегральный показатель состояния организма в целом, который позволяет оценивать общие неспецифические адаптационные реакции, а также их напряженность. Значимость интегральной информации, заложенной вструктурной организации крови, велика. Признак напряженности по основному показателю — процентному содержанию лимфоцитов — говорит при снижении о развитии РС, при избытке — о развитии РП. Стойкая РС со многими элементами напряженности и РП свидетельствует о том, что эти реакции развиваются на низких УР. Человек с неоптимальными адаптационными реакциями низких УР имеет высокие уровни тревоги и нейротизма, низкий порог чувствительности, он воспринимает любой раздражитель и отвечает на него сдвигом гомеостаза.

Адаптация у беременных, рожениц и родильниц. Ситуацию беременности и материнства можно рассматривать как острейшую кризисную ситуацию, поскольку происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины. Для здоровых беременных женщин характерны ровное базовое настроение, позитивная оценка собственной личности, преобладание парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, синхронизация деятельности структур мозга. Повышение холинергической парасимпатической активности в конце беременности является одним из важных компонентов начала родовой деятельности. Это явление получило название «физиологическойдесимпатизации». Факторы, осложняющие адаптацию у беременных: мотивационный конфликт, незрелость мотивации рождения ребенка, нарушение физического или психического развития, осложнения в семейных или социальных отношениях. У беременных с психоэмоциональными изменениями, тревожно-депрессивным состоянием, вынашивающих беременность вне брака, преобладал тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы мозга. Это приводит к более высокой частоте осложнений беременности: к преждевременным родам (14%), отсутствию готовности организма беременной к родам (48%), к постгипоксическим и посттравматическим поражениям ЦНС у новорожденных (11%), повышению перинатальной заболеваемости (15—20%) и смертности. Женщины в 45% случаев вынашивают беременность в условиях хронического психоэмоционального стресса, у них регистрировались осложнения: угроза прерывания беременности — 60—67%; тяжелая степень рвоты беременных — 9%; хроническая плацентарная недостаточность — 31—79%; среднетяжелые и тяжелые формы гестозов — 30—40%; анемия беременных — 48—64%; кровотечения в родах — 6—9%; аномалии родовой деятельности — 27—33%. Здоровые дети родились только у 4% женщин, 60—87% детей родились в гипоксии средней и тяжелой степени. Мертворождаемость составила 18‰, показатель перинатальной смертности составил 31‰. В патогенезе многих акушерских осложнений лежит синдром дезадаптации, манифестируемый несогласованностью и десинхронизацией адаптационных и компенсаторно-защитных реакций функциональной системы «мать — плацента — плод».

При нарушении процессов адаптации во время беременности нередко возникают гипертензия и гестозы, характеризующиеся как симптомокомплексполиорганной и полисистемной недостаточности. У этих женщин имеют место выраженная тревожность, напряжение, сенсетивность, тревожно-депрессивные расстройства. При тяжелых гестозах значительно снижается глюкокортикоидная функция коры надпочечников, но повышается содержание адреналина и норадреналина, что связано с перенапряжением или с истощением регуляторных систем при стрессе. Впервые гестоз был рассмотрен с точки зрения теории неспецифических АР. Авторы (Серов В. Н., Пасман Н. М., Бородин Ю. И., Бурухина А. Н., 2001) обосновывают концепцию гестоза как болезни адаптации.

Стадии гестоза как болезни дезадаптации соответствуют фазам стресса: гестоз легкой степени авторы расценивают как состояние острого стресса; гестоз средней степени тяжести — хронический стресс в фазе напряжения; развитие тяжелых форм гестоза с выраженной манифестной клиникой свидетельствует о срыве компенсаторных резервов организма и развитии фазы истощения хронического стресса. Гестоз с ранними клиническими проявлениями и тяжелым течением развивается у женщин с высоким уровнем тревоги, которая является интимным механизмом психического стресса. Наиболее часто гестоз развивается на фоне железодефицитной анемии (до 40%). При этом формируется наиболее прогностически неблагоприятный тип центральной материнской гемодинамики — преимущественно гипокинетический. Хроническая форма ДВС — синдрома, развивающегося при гестозе, сопровождается микроангиопатической гемолитической анемией. Эта анемия является результатом внутрисосудистого эритроцитарного гемолиза при синдроме дезадаптации на этапе еще доклинического проявления гестоза. Действие экстремальных факторов сопровождается повышением свертывания крови Обзор литературы. И. Д. Медвинский (2004) выдвинул концепцию развития синдрома системного воспалительного ответа на модели гестоза. Стресс оказывает неблагоприятное воздействие на состояние плода, вызывая сужение сосудов матки, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, обусловливает развитие дефицита оксигенации плода, повышение сократительной активности матки, развитие синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови и наступление самопроизвольного аборта. И наоборот, невынашивание беременности приводит к хронической стрессовой ситуации, нарушению менструальной функции, хроническим воспалительным заболеваниям, синдрому привычной потери плода и бесплодию.

Проведено исследование АР (по методике Гаркави Л. Х. и соавт., 1998) у женщин, перенесших потерю плода. РТ была выявлена у 26%, РА — у 52%, РС — у 23%. У пациенток с РТ и РА прерывание происходило на сроках 5—8 недель по типу неразвивающейся беременности, а при РС — на сроке более 12 недель по типу отслойки хориона. Привычная потеря беременности чаще была зарегистрирована в группе женщин с РС (43%). Отклонения в психической сфере, эмоции астенического характера, пессимистичность наблюдаются у 80—98% женщин, страдающих привычнымневынашиванием беременности. Для беременных с ожирением характерно состояние хронического стресса, при алиментарном ожирении симпатоадреналовые механизмы преобладают над парасимпатическими. Хроническая плацентарная недостаточность рассматривается в фокусе современных представлений о синдроме системного воспалительного ответа: концентрация воспалительных цитокинов в околоплодных водах в 17—29 раз превышает норму. Основу интранатальной охраны здоровья плода составляет правильный выбор тактики ведения осложненных родов. Родостимуляцияутеротоническими средствами приводит к снижению антистрессовой устойчивости плода, уменьшению его адаптационно-компенсаторных способностей, плод практически во всех случаях испытывает стресс. При определенном снижении агрессивности медицинского персонала в процессе ведения родов (раннее вскрытие плодного пузыря, раннее назначение утеротоников, гипердиагностика гипоксии плода и др. ) удалось снизить частоту осложнений в родах с 17 до 11%. Чрезвычайно сложный характер имеет патогенез аномалий родовой деятельности, в понимании которого больше «белых пятен», чем доказанных положений. Практически нет исследований уровня целого организма, когда процессы не делятся, а объединяются, и «картина» как этиологии, так и патогенеза становится более четкой. Эффективность сократительной деятельности матки зависит не от силы сокращения, а от синхронности сокращения миоцитов. Отсутствие предродового снижения активности симпатической системы ведет к нарушению родовой деятельности. Значительно снижены функционально-адаптивные возможности организма беременных в предродовом периоде (на 68%) при осложнении последующих родов дискоординированной родовой деятельностью, не поддающейся консервативной терапии. Церебральная ишемия различной степени тяжести диагностируется при этой патологии у 75, 5% детей, при родовой слабости — у 50, 8% новорожденных. Выявлена сильная прямая корреляционная связь между развитием первичной и вторичной слабости родовой деятельности с хроническим психическим стрессом. У женщин с осложненным течением беременности и родов (гестоз, прерывание беременности, дискоординированная родовая деятельность, перинатальная смертность) преобладали пессимистические установки, которые являются предиктором психосоматических осложнений. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных публикаций, посвященных проблеме зависимости течения родов от психологических факторов, дает положительный ответ на вопрос о наличии такой зависимости. Послеродовая депрессия, посттравматические стрессовые расстройства встречаются у 12—40% женщин. У женщин, имевших осложненные роды через естественные родовые пути, регистрируют наиболее выраженные нарушения адаптационных функций организма.

Для исследования состояния адаптации у беременных и рожениц используются кардиоритмография, проба сердечно-дыхательного синхронизма, так как система кровообращения человека является индикатором приспособительной деятельности организма. Исследование вегетативной нервной системы служит показателем напряжения адаптационно-компенсаторных механизмов. Также исследовалась аутофлора как показатель резистентности: при стрессе преобладала патогенная флора, при РТ преобладала непатогенная флора, при РА отмечалось отсутствие патогенных колоний. У беременных из группы высокого риска в первом триместре у 48% выявлены соотношения форменных элементов белой крови, характеризующие РПА, в 38% — РСА, в 9% — РТ и у 8% — РС. Во втором триместре в группе женщин высокого риска без проведения профилактического лечения отмечено нарастание показателей острого стресса до 28%, у 12% — реакция хронического стресса. В третьем триместре острый стресс диагностировался у 52% беременных, у 24% выявлялся хронический стресс. У беременных, рожениц и родильниц с высоким инфекционным индексом в 34—62% случаев отмечалась лимфопения. Волнение перед родами испытывают 65—72% женщин, чувство страха перед предстоящими родами — 13—28%, около 25% женщин ожидают боль в родах. Психопрофилактическая подготовка улучшает исходы родов. Позитивная психотерапия наиболее эффективна при угрозе прерывания беременности, бесплодии, эмоциональных проблемах, отсутствии биологической готовности к родам. Лазеропунктура и иглорефлексотерапия снижают риск развития патологического прелиминарного периода, препятствуют затяжному течению родов, способствуют уменьшению частоты оперативного родоразрешения, не оказывая отрицательного воздействия на роженицу и плод. Коррекция психоэмоциональной сферы, педагогические, социально психологические мероприятия лежат в основе оптимизации программы профилактики перинатальных осложнений при ювенильной беременности (до 80%) и родах (до 68%).

Психологическая и психотерапевтическая помощь женщинам в период ожидания ребёнка. Выявление депрессии у беременных затруднено. Многие симптомы, такие как лабильность эмоционального фона, повышенная утомляемость, изменения аппетита и снижение когнитивных функций нередко встречаются и при физиологически нормально протекающей беременности. При стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время переживания положительных эмоций (радости, успокоения и др. ) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины, которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода и возрастание уровня его сенсорного восприятия.

Для поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности необходим контроль эмоций. Беременная женщина, успешно управляющая своими эмоциями, знает о меняющемся эмоциональном балансе и готова принять то, что с ней происходит.
Существует несколько основных правил, которые помогут справиться с эмоциональным дисбалансом:
• Необходимо смириться с тем фактом, что физические и эмоциональные изменения – неизбежная часть периода беременности. Нужно понять, что это временный этап, который продлится всего несколько месяцев и закончится максимум через 1–2 месяца после рождения ребенка.
• Каждый триместр беременности несет новые изменения, как в теле, так и в эмоциональном состоянии. Главный источник информации о беременности – специальная литература и опыт недавно родивших женщин, которые могут поделиться своими ощущениями и переживаниями.
• Беременная женщина ответственна за появление новой жизни. Забота о себе означает заботу о ребенке. Обязательны правильное питание, отдых и потакание своим маленьким прихотям.
• Беременная женщина должна быть открыта для диалога и не бояться обсуждать свои проблемы с гинекологом, партнером или друзьями – всеми, кто может оказать эмоциональную поддержку. Не следует держать в себе страхи и беспокойства – это лишь усугубит внутреннее напряжение.
• Изменения, связанные с беременностью, могут привести к снижению энергии и, как следствие, быстрому уставанию. Следует снизить темпы, по-новому расставить приоритеты в работе и дать себе отдохнуть.
• Эмоциональное напряжение и негативные эмоции можно побороть, отвлекаясь на приятные дела или хобби. Когда эмоции захлестывают вас с головой, попробуйте проанализировать то, что вас беспокоит, а затем найти адекватное решение.
• Занятия определенными физическими упражнениями, разработанными специально для будущих мам, помогут улучшить как физическое, так и эмоциональное здоровье.
• Главными компонентами эмоционального здоровья во время беременности являются отдых и комфорт.
Однако, к сожалению, во время беременности женщина не всегда может самостоятельно справиться нервным напряжением, раздражительностью, тревогой, волнением и другими симптомами стресса. Поэтому в некоторых ситуациях ей нужна медикаментозная помощь.

Относительный риск применения препаратов при беременности затрудняет выбор терапии, поэтому для коррекции психоэмоциональных расстройств, возникающих при беременности, в качестве средств высокобезопасной терапии могут рассматриваться препараты растительного происхождения, практически не имеющие побочных эффектов.
Основу противотревожныхкомплексныхфитопрепаратов составляет валериана. На протяжении многих лет она используется в традиционной медицине благодаря гипнотическому и седативному эффектам и до настоящего времени остается высоко востребованным лекарственным средством. Мягкий гипнотический эффект валерианы дает возможность применять ее для купирования неглубоких инсомнических расстройств, вызванных тревогой. Кроме того, хорошо известен вегетотропный эффект валерианы, ее способность оказывать равномерное влияние как на психические, так и на соматические (вегетативные) симптомы тревоги. Также препараты валерианы обладают анксиолитическим и нейропротекторным действием. Спектр побочных эффектов валерианы весьма узок и практически ограничивается только аллергическими реакциями. Несмотря на то, что экстракт валерианы метаболизируется системой цитохрома Р450, он практически не влияет на метаболизм других препаратов и, таким образом, исключены нежелательные лекарственные взаимодействия.

Среди фитопрепаратов, используемых клиницистами для лечения психоэмоциональных расстройств, широкое распространение получило лекарственное средство Персен – современный комбинированный седативный препарат растительного происхождения, помогающий снять симптомы стресса (тревогу, раздражительность и эмоциональное напряжение), не вызывая при этом сонливости. В состав препарата наряду с валерианой включены сухие экстракты лекарственных растений с выраженной анксиолитической активностью – мяты перечной и мелиссы. Дополнительное спазмолитическое действие мяты перечной позволяет успешно использовать препарат у пациентов с выраженной соматической составляющей синдрома тревоги. Кроме того, мелисса обладает ноотропным (повышение концентрации внимания и скорости решения задач), антиоксидантным действием. Персен назначают внутрь взрослым и подросткам старше 12 лет по 2–3 таблетки, покрытые оболочкой, 2–3 раза/сут., Персен форте – внутрь взрослым и подросткам старше 12 лет по 1–2 капсулы 2–3 раза/сут.
Преимуществами Персена перед другими седативными средствами являются:
• препарат содержит только натуральные компоненты;
•эффективность и безопасность растительных ингредиентов Персена хорошо изучены;
• не содержит спирта и брома;
•может сочетаться с любыми психотропными препаратами, в том числе и с антидепрессантами;
•эффективен как быстродействующее симптоматическое средство, когда необходимо купировать симптомы тревожности, волнения, и при курсовом приеме для лечения стрессовых состояний, тревожных и фобических расстройств.
За счет натуральных компонентов растительного происхождения, входящих в состав Персена, данный препарат может использоваться во время беременности. В каждом конкретном случае врач должен оценивать пользу и риск приема Персена и других лекарственных препаратов в зависимости от выраженности симптомов заболевания.

Таким образом, для предотвращения возможного развития, а также для лечения психоэмоциональных расстройств у беременных целесообразно применение седативных средств, действие которых смягчает повреждающее воздействие психогенных факторов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Беременность - очень важный промежуток жизни женщины и ее ребенка, при этом формируется особые отношения между матерью и плодом так называемая система мать-плод, где каждая из единиц данной системы взаимно влияет друг на друга. Из этого следует, беременность - стресс, а любой стресс это активация адаптационных сил организма, направленных на поддержку гомеостаза матери и плода, а любые изменениея в организме женщины приведут к изменениям у ребенка.

 

 

Список использованной литературы

1. Абрамова О. Н., Гусак Ю. К., Дармограй В. Н. Психонейроиммунологические особенности процессов адаптации у больных с позднимгестозом. Вестник новых мед. технологий 2007.

 

2. Абрамченко В. В., Каплун И. Б., Талеб А. Д. Психоэмоциональное и психосоматические расстройства как факторы риска возникновения позднего гестоза // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново, 2001.

 

3. Брехман Г. И. Психологические проблемы беременных женщин. – Иваново: АПО " Родительский дом", 2001.

 

4. Ветчанина Е. Г. Психологические состояния беременных женщин в условиях острого и хронического стресса и особенности их психокоррекции: автореф. дис.. канд. психол. наук. – М., 2003.

 

5. Китаев–Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009.

 

6. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000.

 

7. Бородин Ю. И. Лимфология как интегра-тивная медико-биологическая наука. Вестник лимфологии 2009.

 

8. Кочнева М. А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: автореф. дис... канд. мед. наук. – Москва, 1992.

 

9. Гаркави Л. Х., Михайлов В. Ю., Жукова Г. В. Средства и методы диагностики физиологического стресса. Изв. Южного федерального ун-та 2009.

 

10. Короткова Н. А., Куземин А. А., Фофано-ва И. Ю. Беременность, роды, стресс. Гинекология 2011.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.