Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критический к окружающей действительности реализм в творчестве Оноре де Бальзака



Критический к окружающей действительности реализм в творчестве Оноре де Бальзака

План

1. Особенности французских романов 30-х гг. 19 века. Критический реализм и романтизм во французском романе 19 века.

2. Краткая биография Оноре де Бальзака.

3. Основные принципы творчества О. де Бальзака. Человеческая комедия.

4. Пример овеществления людей в романе Бальзака «Евгения Гранде».

5. Персонаж Вотрен.

6. Разрушающая власть денег – основной мотив произведений Бальзака.

7. Роман «Шагреневая кожа».

8. Выводы.

1. Особенности французских романов 30-х гг. 19 века. Критический реализм и романтизм во французском романе 19 века.

Французская революция предоставила промыш­ленности и торговле полнейшую свободу. Крестьян она ос­вободила от крепостничества. Иначе говоря, Французская ре­волюция внесла в материальную практику общества дух сво­боды, инициативы. И поэтому материальная практика вся заиграла жизнью. Приобрела самостоятельность, индиви­дуальность и потому смогла стать достоянием искусства.

Французский реализм 19 века начал свою деятельность на пороге 1830-х годов. Острые классовые противоречия и борьба различных политических группировок раздирали общественный строй Франции. Недовольство режимом Луи Филиппа сказалось в ряде выступлений рабочего класса, стремившегося углубить и продолжить революционное движение (восстание в Лионе (1831), Парижские вос-стания (1832, 1839)).

Основные писатели-реалисты данного периода: Бальзак, Стендаль, Проспер Мериме. Это особая плеяда французских реалистов — эти три писателя: Бальзак, Стендаль, Мериме. Они отнюдь не исчерпывают истории реализма во французской литературе. Они только начали эту литературу. Но они — особое яв­ление: великие реалисты романтической эпохи. Вся эпоха, до тридцатых и даже до сороковых годов, в основном принадлежит романтизму. Но на фоне романтизма появляются писатели совсем другой ориентации, реалистической ориентации. До сих пор во Франции ведутся споры. Французские историки очень часто и Стендаля, и Бальзака, и Мериме рассматривают как романтиков. Для них это романтики особого типа. Но так или иначе, вот эти трое, названные мною, — и Бальзак, и Стендаль, и Мериме — реалисты совсем особого характера. Всячески сказывается, что они детища романтической эпохи. Не будучи романтиками — они все-таки детища романтической эпохи. Их реализм очень особый, отличающийся от реализма второй половины XIX века.

Один из ключевых постулатов реализма – утверждение принципов реалистической типизации и их теоретическое осмысление связан, прежде всего, с французской литературой, с творчеством Бальзака. Новаторским для первой половины XIX века и значимым для судеб реализма вообще стал принцип циклизации, привнесенный Бальзаком.

19 век, характеризующийся сосуществованием различных направлений в литературе, поиском литературной истины, избрал для себя различные формы описания действительности, среди них романтический роман, реалистический, социальный роман, психологический роман. Отметим, что данные направления не ограничиваются только 19 веком. Реалистический, социальный и психологический романы остаются популярными и в первой половине 20 века. Среди французских писателей 19-20вв. трудно отметить кого-либо, кто считался приверженцем только одного направления. Так, реалисты О. де Бальзак, Г. де Мопассан, Стендаль, А. Додэ, Г. Флобер пишут также в жанре фантастики и символизма.

Наиболее популярным становится социально-бытовой реалистический роман, раскрывающий глубокие противоречия и конфликты индивидуального сознания героев. Посредством отражения в своих романах столкновения индивидуальных интересов, борьбы личности за свое право на существование, О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер сумели показать конфликты индивидуального сознания и личной судьбы, являющиеся выражением глубоких социально-бытовых, классовых конфликтов. В их романах отражены противоречия жизни. Вследствие этого их реалистические романы получили особенно высокое художественное значение.

2. Краткая биография О. де Бальзака.

Бальзак родился в городе Тур 20 мая 1799 года. Его отец, вначале бывший простым крестьянином, разбогател торговлей и покупкой дворянских земель, которые были конфискованы в годы Первой Французской Буржуазной Революции (1789–1794). В 1806 году Бальзак поступает в колледж Вандом. Его не интересовали школы церковного стиля и он постепенно начинает читать произведения таких просветителей, как Дидро, Руссо и др. Родители Бальзака требуют от него, чтобы он стал юристом, поэтому, несмотря на свои пристрастия к литературе, ребенок был вынужден слушаться своих родителей. В 1814 году после переезда в Париж, Бальзак поступает в Университет юриспруденции и оканчивает его в 1819 году. Родители Бальзака относились к профессии писателей очень отрицательно, но Бальзак занимался литературой. Он пишет свою лирическую трагедию «Кромвель», однако произведение терпит неудачу. Несмотря на это, Бальзак еще сильнее привязывается к литературному процессу. Он не сразу достигает славы, теперь Бальзак начинает издавать произведения классиков (таких как Мольер, Лафонтен), создает типографию, занимается продажей бумаги, но эти его дела не помогли ему разбогатеть, а наоборот, умножили его долги. Теперь Бальзак, бросив все эти занятия, начинает писать много произведений. Но это еще не тянуло на хорошую литературу, а в одной из рецензий прямо значилось: «Автору надлежит заниматься чем угодно, но только не литературой». Но для человека, заявлявшего, что у него «только две страсти – любовь и слава», это не было преградой и он вновь пишет.  Первые прозаические опыты - были по преимуществу «готические» романы, сочинявшиеся в подражание Радклиф и Уолполу поначалу в соавторстве с поднаторевшими ремесленниками, а затем и самостоятельно, — «Бирагская наследница» (1822), «Арденнский викарий» (1822) и др. Декорацией там служили обветшалые замки, скелеты, тайны, действовали кошмарные злодеи, совершались кровавые убийства, господствовали сатанинские страсти и романтически-бестелесная любовь. В 1836 г., уже став знаменитым, он переиздал некоторые из этих романов, но под псевдонимом Орас де Сент-Обен. Хотя псевдоним был не более как секретом полишинеля, Бальзак так и не решился признать книги эти своими.

У исследователей не раз возникало искушение вовсе отсечь ранние сочинения от бальзаковского творчества. Однако без них образ писателя полным не будет. Кроме того, они сыграли роль своеобразного опытного поля, поскольку после них и после перерыва, заполненного заботами об издательстве и типографии (во время которого, правда, была в основных чертах набросана «Физиология брака»), Бальзак явил себя миру в качестве сочинителя столь зрелого.

Писателя, всю жизнь отдавшего литературе и женщинам, всю жизнь мечтавшего о браке (женился Оноре де Бальзак на украинской графине Эвелине Ганской 14 марта 1850 года в г. Бердичеве, за пять месяцев до своей кончины) и детях, постоянно осаждали кредиторы. Бальзак не отличался бережливостью и порядком в денежных делах. Несмотря на свои огромные гонорары, он всю жизнь отдавал долги – сначала вследствие своего банкротства в качестве предпринимателя, а затем из-за транжирства. В конце жизни писатель тяжело болел и почти ослеп. Оноре де Бальзак скончался в Париже в ночь на 19 августа 1850 года, был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

3. Основные принципы творчества О. де Бальзака. Человеческая комедия. Легитимизм и народолюбие, историзм и «экономизм» Бальзака, его симпатии к аристократии и восхищение сокрушившим ее XIX веком, взятые вместе, очерчивают его концепцию главной социальной силы эпохи — буржуазии. Бальзак на­зывал себя «доктором социальных наук».

Проблема «омертвения» души, утраты чистоты, совести, всего того, что Бальзак иронично называет «иллюзиями», волновала и Достоевского, и его французского коллегу. Если говорить о художественном методе писателей, Достоевского и Бальзака можно назвать психологами-экспериментаторами.

Бальзак полагался на возможности разума, интересовался позитивизмом и точными науками, а когда в них не находил ответа, обращался к мистике. Он пытался изобрести теорию, способную, на его взгляд, многое разъяснить в человеке и устройстве вселенной. Например, в романе «Луи Ламбер» создается «теория воли». Герой здесь во многом автобиографичен в поиске своего пути, смысла жизни.

В свое время Георг Лукач отмечал, что “Утраченные иллюзии” подходят в качестве заголовка не только к отдельному роману, но ко всему творчеству Бальзака. И главная из этих иллюзий – просветительская иллюзия относительно природы человека. Сам Бальзак в новелле о Мельмоте писал, что люди делятся на кассиров и мошенников, то есть на честных дураков и грабителей. Основа трагического конфликта в его произведениях – обнаружение нестойкости, обреченности человеческой природы в противоборстве с законами и требованиями безнадежно больного социума. Если героев Достоевского мучает несправедливость (с их точки зрения) миропорядка, то героев Бальзака – социальная несправедливость или несправедливость судьбы. Герои Бальзака нередко вспоминают о совести, но лишь в минуты поражений в борьбе с обществом (как Люсьен де Рюбампре, например), но стоит только обстоятельствам измениться, как они об этом забывают. Есть, безусловно, среди персонажей “Человеческой комедии” и люди благородные, верные высоким принципам и способные на самоотвержение во имя ближних, но они, как правило, находятся на периферии повествования. А в центре всегда – личность незаурядная, стремящаяся завоевать если не весь мир, то парижское общество, преодолеть уравнительную косность бытия через преступление. Вкладывая в эту борьбу все свои человеческие силы, такой герой, побеждая или проигрывая, обнаруживает, что получил в награду лишь смерть. Мефистофель этого мира – Вотрен – уже и не притворяется, что творит добро, и его кличка “Обмани смерть” звучит онтологической насмешкой над человеком и чаянием бессмертия. Об этом говорил и сам Бальзак: “Насмешка – вот литература умирающего общества”.

В 1834 году Бальзак думает о соединении всех своих произведений под одну большую книгу — так, у него рождается мысль о создании «Человеческая комедия». Причиной этому служит его беседа с одним другом о «Божественной комедии» Данте и Бальзак тоже решает назвать свою книгу «Человеческая комедия». В 1841 году составляет план «Человеческая комедия» и пишет для нее введение. По его словам, он желает писать историю народов Франции и и неоднократно твердит, что французское общество является историком, а он — его секретарем. В одном месте своего Введения он говорит: «Человеческая комедия» должна изображать всю социальное бытие, не пропустив ни одного момента в жизни человека. Здесь не должен быть пропущен ни один тип, ни характер одного какого-нибудь мужчины или женщины, ни одна профессия, ни одна какая-либо форма жизни, ни одна социальная группа, ни одна область Франции, ни молодость, ни старость, ни политика, ни военное дело и ни даже право.

Самое главное — не должна быть пропущена история человеческого сердца, история социальных отношений, здесь должны присутствовать не выдуманные факты, а события, происходящие всегда и повсюду». Бальзак свое произведение делит на 3 части: «Этюды о нравах» – «Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829–1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834–35) и пр. «Философские этюды» – «Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugé nie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837–43) и пр. «Аналитические этюды» – «Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837).

На протяжении всей «Человеческой комедии» Бальзак постоянно обращается к одной и той же теме – к показу того, как современное ему общество развращает людей, уродует естественные человеческие чувства и отношения. Человек, усвоивший мораль этого общества, одержим стремлением к личному обогащению.

4. Пример овеществления людей в романе Бальзака «Евгения Гранде».

У Бальзака происходит особое комедийное перемещение смысла. А именно: матери­альные вещи приобретают душу, одушевленность, личность. А люди — овеществляются.

Вот один выразительный пример. Вот как Бальзак описывает своего старика Гранде. Бальзак много раз перерабатывал этот роман и вносил в каждое новое издание очень любопытные поправки.

В издании 1834 года к моменту смерти Гранде его состо­яние доходило до двадцати миллионов. В издании 1839 го­да Бальзак вдруг понижает цифру состояния. И оказывает­ся, что Гранде оставил одиннадцать миллионов. В издании 1843 года он опять подымает состояние Гранде — до семна­дцати миллионов.

Притом Бальзак очень точно подсчитывает, указывает вам, откуда эти миллионы. Он точно указывает, сколько де­сятин земли было занято у Гранде под виноградники, сколь­ко каждый виноградник ему давал, сколько получалось бочек вина, сколько сена было снято с лугов, какие тополя были посажены стариком Гранде.

Так вот: двадцать миллионов, одиннадцать миллионов, сем­надцать миллионов.

Что ж вы думаете, это случайные цифры у Бальзака? Бальзак очень обдумывал эти цифры, очень их примерял. Вот в чем дело: для Бальзака эти цифры и были портретом старика Гранде. Вот художник пишет портрет и добивается максимального сходства. И сходство требует: там прибавить лба, там убавить носа — тогда похоже будет. Бальзак все эти цифры дает для максимального сходства, для того, чтобы по­лучился похожий портрет. Сначала он дал Гранде двадцать миллионов, а потом подумал и решил: нет, что-то не похоже, давайте мы ему снизим. Одиннадцать миллионов — вот те­перь сходство есть. Нет, одиннадцать миллионов слишком мало. Семнадцать миллионов. Вот теперь Гранде похож.

Для Бальзака человека выражают цифры. И именно циф­ры — это его портрет и есть. Для Бальзака человек — это то, что он имеет. Состав имущества, количество владений — это портрет человека.

Бальзак в этом отношении совпадает с американцами. Это их обычная манера. Если американцу показали нового для него человека, он спрашивает: сколько он стоит? — то есть каков его доход? Так и у Бальзака. Вот эти цифры иму­щественные — они дают профили людей. Это существо че­ловека для Бальзака: что он имеет, чем он владеет.

Вот вам одно из проявлений «Человеческой комедии». Люди, превращаемые в цифры. А как Бальзак описывает своего старика Гранде? Помните, он говорит о том, что во­лосы у него были рыжеватые с проседью — золото и серебро. Он имеет в виду серебро валютное, а не что-нибудь другое. И блеск золота — это монетный блеск.

Вот перед вами как раз и происходит это овеществление человека. Вот как рисуется Гранде. Это овеществленный че­ловек. Человек, понятый, воспринятый, описанный на языке вещей, цифр.

Ваш портрет — это ваш бюджет для Бальзака.

Так обстоит дело в «Человеческой комедии». И величай­шие трагикомические происшествия происходят от непра­вильной оценки бюджета. Вот на какой тяжелой иронии по­строен «Гранде». Помните, приехал кузен Гранде из Пари­жа. Евгения без памяти влюблена в Шарля, а Шарль не понял, не оценил, сколько она стоит. Что за ней стоят миллионы. Евгения всю жизнь любит Шарля, эту тень, однажды ей мелькнувшую. Шарль приезжает из Индии, женится на какой-то дрянной невесте в Париже, и вдруг он узнает, какие мил­лионы стоят за Евгенией. Он ошибся. Это бюджетная ошибка. Это, конечно, горький юмор. Вот, счастье не состоялось.

А Евгения? Вы помните, как Евгения доживает среди всех этих бесполезных миллионов? Миллионы сами по себе, а она сама по себе. Миллионы растут, но это ненужные миллионы.

Так вот, Шарль Гранде — да, Шарль Гранде плохо рас­считал. Это ирония Бальзака: плохо рассчитал. Он не дога­дывается о том, что эта беззаветно влюбленная в него Евге­ния — одна из самых богатых невест во Франции

В его время были развиты идеи утопического социализ­ма, но Бальзак был чужд им. Он был слишком реалист, чтобы верить в учение утопического социализма. Он слишком хорошо видел слабые стороны этого учения. И вы­ход он видел не впереди, а в реставрации прошлого. Он думал, что Францию может спасти сильная монархическая власть и Церковь. Этот человек, давший беспощадную картину со­временного общества, в то же время проповедует как спасе­ние совершенно несостоятельные вещи: старую бурбонскую монархию. Опять, как Шатобриан, он проповедует трон и алтарь. Шатобриан не видел и не умел видеть того, что видел Бальзак. Но и Бальзак при всем колоссальном опыте ничего другого не находит, как трон и алтарь.

Либо же есть у него другой выход — чисто анархический. И этот выход представлен у него в одном из самых замеча­тельных героев — в Вотрене.

5. Персонаж Вотрен. Бальзак умел создавать интересных людей. Его персо­нажи — это очень интересные личности. Это не просто Жа­ны и Жаки, а это очень примечательные личности. И может быть, самая замечательная личность — это Вотрен.

Вотрен появляется у него в разных романах: в «Отце Горио», в романе «Утраченные иллюзии». Потом Бальзак на­писал (правда, совсем неудачную) пьесу о Вотрене, которая называлась «Последнее воплощение Вотрена».

Выдающийся преступник Жак Коллен (он же Вотрен, он же испанский аббат Карлос Эррера), действующий в «Отце Горио», «Утраченных иллюзиях», «Блеске и нищете куртизанок» и пьесе «Вотрен» (1839), именуется «Наполеоном каторги». Он — тоже титан, хотя исследователи Бальзака до сих пор спорят о том, является ли он силой асоциальной, бунтующей против господствующей системы, или силой, интегрированной в систему.

6. Разрушающая власть денег – основной мотив произведений Бальзака. Величайшая заслуга Бальзака заключается в том, что он показал, как в мире истинных человеческих отношений власть денег терпит поражение. Можно купить любовницу, но не любовь, можно заставить художника и писателя служить своим интересам, но то будет не настоящее искусство, не настоящая литература. В конце концов, эти люди, воплотившие в себе, по выражению Бальзака, «принцип денег», сами оказываются рабами золота. Ростовщик Гобсек живёт в жалкой конуре, отказавшись от радостей жизни, разорвав узы, связывающие его с близкими. Банкир Нусинген, полюбивший куртизанку, не в состоянии даже с помощью миллиона вызвать в ней ответное чувство любви. У него нет друзей, и в собственной жене он склонен видеть врага. Старик Гранде, скопивший огромное состояние, всецело поглощён дальнейшим преумножением своего богатства. Интересы собственной семьи отступили перед единственной целью – золотом. Бальзак увидел общество, где грубый денежный интерес стал главной пружиной человеческих действий, где патриотизм и законы – только слова для лицемерного прикрытия этого интереса, вызывающего бесчисленные преступления; деньги разъедают семью; превращение духа в товар ставит людей науки и искусства в приниженное положение, порождая бесчисленные трагедии; золото извращает все чувства и отношения. Этот строй жизни развязывает эгоизм, возводит в принцип разъединение людей и ведёт к упадку высоких человеческих ценностей.

6. Шагреневая кожа. В январе 1831 года, за месяц до указанного срока (он должен был вручить его издателям 15 февраля), Бальзак продает за 1135 франков произведение в двух томах, озаглавленное «Шагреневая кожа». В записной книжке, куда писатель заносил сюжеты, можно прочесть такую запись: «изобретение кожи, которая олицетворяет жизнь. Восточная сказка». Сначала Бальзак предполагал фантастическую повесть в духе Гофмана и говорил об этом как о «сущем литературном пустяке». В основе сюжета – талисман, шагреневая кожа, у обладателя которой исполняются все желания, но с одним условием – при каждом желании уменьшается и сама кожа. Когда же от нее ничего не остается, ее владелец умирает. Герою романа Рафаэлю де Валантену, эту кожу вручил странный старик-антиквар. Не веря в силу куска этой старой кожи, молодой человек пожелал оргии, пиршества женщин и волей судьбы в этот же вечер попадает на роскошный обед к банкиру. Любовь к прекраснейшей из женщин Парижа графине Феодоре увеличивают его желания и уменьшают кожу. Эта односторонняя любовь подорвала здоровье Валантена, который вовсе не замечал, что все это время его любит другая женщина, небогатая девушка Полина. Но последнее желание Рафаэля – обладать Полиной – стало действительно последним, и он умирает у нее на руках.

В «Шагреневой коже» не столько представлены язвы общества времен Реставрации, сколько выражена их убийственная суть: погоня за деньгами, за карьерой, за чувственными наслаждениями, суета, не приносящая ни достойного человеку удовлетворения, ни духовной свободы. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит, что шагреневая кожа уменьшилась в размерах, Бальзак замечает: «Мир принадлежал ему, он все мог — и не хотел уже ничего».

8. Выводы.

Бальзак является одним из главных представителей критического реализма. В своей монументальной прозе он выражал пороки, присущие различным сословиям Франции времен Реставрации: буржуазии, аристократии, крестьянам. Психологизм романов Бальзака, их философский дух несомненны. Оноре де Бальзак успешно изображал страсти рода человеческого, одной из которых является страсть к деньгам, наживе, успеху в обществе. Тем не менее, согласно Бальзаку, эти страсти влекут за собой моральное падение и невозможность наслаждаться плодами успеха. Персонажи его романов – сильные, интересные личности, такие Вотрен, старик Гранде, Гобсек. «Человеческая комедия» - без преувеличения, великие романы, которые повлияли на выбор творческого пути многих писателей, включая Г. Флобера и Ф. М. Достоевского.

 

Список литературы

1. Наум Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с.

Источник: http: //19v-euro-lit. niv. ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/index. htm

2. Нажмиддинов, Т. Х. Творчество Бальзака / Т. Х. Нажмиддинов. — Текст: непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 2 (6). — С. 20-23.
3. Затонский Д. В. Бальзак // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.

Т. 6. — 1989. — С. 195—206. http: //feb-web. ru/feb/ivl/vl6/vl6-1952. htm

4. Мамедханова Н. Дж. Взаимосвязь реализма О. Бальзака и Ф. М. Достоевского.

5. Сафонова. С. Ю. Ф. М. Достоевский и О. Бальзак: диалог мировоззрений.

6. Тоирова Д. Ф. Литература критического реализма и его заостренность.

7. Степанян К. А. Человек в свете «реализма в высшем смысле» (Достоевский, Шекспир, Сервантес, Бальзак, Маканин).

8. Бойчук Е. И. Специфика французского реалистического романа 19 века.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.