Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Действие четвертое



 

 

Комната Орнифля.

На сцене Маштю и мадемуазель Сюпо, которые словно чего-то ждут. Маштю ходит по комнате взад и вперед.

Маштю. Это хорошо или плохо, что его так долго выслуши­вают?

Мадемуазель Сюпо. Или то, или другое, смотря по обстоя­тельствам.

Маштю (после небольшой паузы). Это он велел вам позвонить мне на квартиру мадемуазель Меркадье?

Мадемуазель Сюпо (пожимая плечами). Он был без со­знания.

Маштю. Откуда же вы тогда узнали, что я там?

Мадемуазель Сюпо. Я все знаю.

Маштю. В другой раз постарайтесь поменьше знать, мадемуа­зель Сюпо. Я берегу свои секреты для своих собственных секретарш.

Мадемуазель Сюпо (презрительно пожимая плечами). Я вас даже и не слушаю!

Маштю. Чем же вы тогда заняты?

Мадемуазель Сюпо. Я благодарю небо!

Маштю (глядит на нее растерянно и ворчит). Просто сумасшед­ший дом! Сплошные намеки да недомолвки. Вчера вечером ваш красавчик прожужжал мне все уши, будто та девчонка от меня без ума, хотя я вовсе не тянул его за язык. По его совету я заявляюсь к ней, хоть и встречаю ледяной прием... Мне стоило чертовского труда заставить ее утереть слезы и сесть со мной за стол. К счастью, я опрокинул на скатерть рюмку и выругался, и это ее рассмешило. Короче, мы уже доедали пулярку, атмосфера вроде разрядилась, мы уже собирались перейти к десерту — и тут вы звоните мне, буд­то он совсем плох. Я все бросил. Приезжаю сюда, — а он здоров как огурчик и несет что-то непонятное... Чистейший бред.

Мадемуазель Сюпо. Нет, это были прекрасные слова! Но вы, как всегда, ничего не поняли.

Маштю. Священник явился как раз в ту минуту, когда, как мне показалось, я начал что-то понимать. И тут я сразу сник. Так или иначе, я больше не позволю над собой смеяться. Я человек покладистый, но с меня довольно! Мог бы снача­ла спросить, есть ли у меня душа, прежде чем совать этот ключ.

Мадемуазель Сюпо. Где уж такому человеку, как вы, по­нять чудо, которое свершилось на ваших глазах этой ночью. Этот ужасный приступ ниспослан нам провидением. Теперь я знаю: мэтра можно спасти!

Маштю. А от чего его надо спасать?

Мадемуазель Сюпо. От него самого. Я чувствую, что настал день, которого я так долго ждала. Я словно вижу, как занимается божественная заря.

Маштю (взглянув на свои часы). Не знаю, божественная она или какая другая, но заря и вправду занялась. Хотелось бы знать, можно ли мне вернуться туда. Женщина что похлеб­ка — гляди, чтобы не остыла!

Мадемуазель Сюпо (насмешливо). Похлебка! И как только мэтр мог столько времени терпеть такого пошляка! Идите, возвращайтесь к своей потаскушке! Нам-то теперь какое де­ло до всего этого?

Маштю (жалобно). Я не могу вернуться. Он отобрал, у меня ключ.

 

Распахивается дверь. Появляются врачи, по-прежнему в костюмах мольеровских лекарей, и с ними Орнифль. Все необычайно веселы и возбуждены; курят огромные сигары.

Профессор Галопен (вне себя). Дорогой друг, я требую, что­бы вы мне сообщили имя и фамилию этого болвана! Вы, ка­жется, сказали, что он на третьем курсе? Я член экзамена­ционной комиссии. Клянусь, уж я задам ему перцу, когда он явится на экзамен! Болезнь Бишопа! Ignorantus! < Невежда (лат. )>

Субитес (также вне себя). Болезнь Бишопа! Без всяких призна­ков синкразии! Ignoranta!

Профессор Галопен. И при отсутствии тахикардии! Ignorantum!

Субитес. При великолепном митральном ритме... Без дистонии!

Профессор Галопен. Пульс — восемьдесят! Перкуссия — всю­ду нормальная! Я бы его высек!

Субитес. Давление великолепное! Я надрал бы ему уши! Веди­те-ка сюда этого молокососа, мне просто не терпится его пристыдить!

Профессор Галопен. А знаете ли, дорогой мэтр, что за та­кие дела его можно привлечь к ответу, даже отдать под суд? Незаконная медицинская практика! По какому праву он вас осматривал? По какому праву сделал укол?

Орнифль. Я же был в обмороке.

Профессор Галопен. Тем более! Как ни велик риск, надо было оставить вас в бессознательном состоянии до прихода настоящего специалиста. Это железное правило, иначе любой коновал сможет прикончить нашего больного раньше нас! А ну, давайте его сюда! Меня душит ярость! Я должен сию же минуту устроить ему головомойку, не то у меня самого будет припадок! У меня сердце во сто раз слабее вашего, лю­безнейший!

Орнифль. Сейчас я его приведу. (Уходит. )

Профессор Галопен (Субитесу). Пикассо в гостиной очень мил. Правда, не самого яркого периода! Хорошо, что я вас не послушал и мы не уехали с бала раньше времени! Чудесный вечер! Женщины были просто восхитительны! Мода этого сезона им очень к лицу! Ах да, послушайте, мне рассказали великолепный анекдот! Знаете историю про дикобраза, кото­рый забыл свою зубную щетку?

Субитес (беззастенчиво подлизываясь к Галопену). Нет, дорогой профессор, рад буду ее услышать! Вы с таким блеском рас­сказываете анекдоты!

Профессор Галопен. А этот, знаете, весьма недурен... Одним словом, дикобраз отправился в свадебное путешествие... (Обернувшись, замечает Орнифля, который возвратился и стоит в дверях. ) Вы что ж, так и не пошли за ним?

Орнифль. Нет. Я передумал. Не стоит его звать.

Профессор Галопен. Почему?

Орнифль. Слишком жестоко.

Профессор Галопен. С дураками нельзя без жестокости! Будь вы и вправду сердечник, этот молодец мог бы вас убить своим ложным диагнозом!

Орнифль. С другой стороны, будь я и вправду сердечник, этот диагноз не был бы ложным. Но раз я не сердечник... Он та­кой молодой, такой восторженный и так свято верует в медицину... По мне, пусть лучше думает, что он был прав...

Профессор Галопен (уязвленный, встает). Вы слишком де­ликатны, любезнейший. Когда-нибудь вы за это поплатитесь. А все же посоветуйте вашему молокососу поменьше веровать в медицину и получше ее изучать!

Орнифль. Ничего... он всего лишь на третьем курсе. Еще успе­ет выучиться!

Субитес. Страшно подумать о больных! Он их всех уморит!

Орнифль. Пусть морит других, мне все равно! Сам-то я не ста­ну у него лечиться!

Профессор Галопен. Вы безумец! Или святой. Впрочем, это одно и то же. А все же мне хотелось бы знать фамилию это­го молодчика, чтобы пропесочить его на экзамене! Впрочем, дело ваше. Хотите сегодня быть добрым — если вас это развлекает, — я вам мешать не стану. (Субитесу. ) Поехали, любезнейший. Мне через час надо быть в больнице, а если я явлюсь туда в этом наряде, боюсь, мне перестанут доверять. В наши дни верят только белым халатам!

Орнифль. Я вас провожу. Бесконечно вам благодарен, дорогой профессор. Я провел ужасную ночь. И теперь благодаря вам кошмар рассеялся.

Субитес. Поехал бы лучше с нами на бал — не было бы этой мнимой агонии! Всегда надо слушаться своего врача, даже в вопросах медицины. (Уходя. ) Ну, так что же было с тем дикобразом, дорогой профессор?

Профессор Галопен (уходя). Женившись на хорошенькой женщине, дикобраз отправился в свадебное путешествие. Супруги остановились в роскошном отеле и поднялись в спальню. Тут дикобраз обнаружил, что забыл свою зубную щетку...

 

Оба уходят вместе с Орнифлем.

 

Мадемуазель Сюпо (молитвенно сложив руки). Благодарю тебя, творец! Умри он, и я не стала бы жить! Но только спа­си его до конца!

Маштю. Мало вам, что он здоров?

Мадемуазель Сюпо. Есть еще и душа...

Маштю (теряя терпение). В этом доме все с ума посходили се­годня! (Радуясь, как большой добрый пес, подходит к Орнифлю, который только что вернулся в комнату. ) Дай-ка я тебя расцелую, подлец ты этакий! Ты нас здорово напугал! До чего же я рад, прямо не передать! Я ведь тебя люблю, сам знаешь! Я просто обмер, когда Сюпо мне позвонила! Пони­маешь, единственный друг при смерти! Правда, уж лучше бы я сломал себе ногу! Деньги тебе нужны?

Орнифль (томно). Конечно. Неожиданное исцеление меняет все мои планы... Мне теперь многое понадобится... может, придется куда-нибудь уехать... После такого потрясения я должен отдохнуть... Может, я попрошу у тебя разрешения погостить на одной из твоих вилл на Юге...

Маштю. Увидишь, в такие минуты всегда можно рассчитывать на Маштю. Заходи ко мне завтра в контору! (Робко. ) А ключ?..

Орнифль. Какой ключ?

Маштю. От квартиры Клоринды. Как ты решил с ним посту­пить? Ты же у меня недавно его отобрал.

Орнифль (рассеянно). Отобрал? Извини, старина, сейчас я тебе его верну. (Роется у себя в карманах. )

Маштю (знаком показывает ему, где ключ). Вон там, под подуш­кой... Ты думаешь, что можно?.. В конце концов, если у нее есть душа, то и у меня она есть.

Орнифль (шаря под подушкой в поисках ключа). Конечно...

Маштю. Я, признаться, не совсем понял все, что ты тут недавно говорил. Там был какой-то намек, который от меня ускольз­нул. Если у тебя найдется время все это мне как следует рас­толковать, может, тогда я пойму...

Орнифль (все так же рассеянно). В другой раз... Это не к спеху. Вот тебе ключ. Так что вы с ней делали, когда тебе позвони­ла Сюпо?

Маштю. Мы доедали пулярку. Собирались навалиться на де­серт.

Орнифль (строго). Только и всего?

Маштю (виновато). Знаешь, мы не сразу сели за стол... Она дол­го плакала, понимаешь... Мне стоило огромного труда ее уте­шить. Но под конец дело вроде бы пошло на лад. Она уже называла меня «мой бедный Роже». И даже сказала, что я не такой, как все...

Орнифль (подталкивая его к двери). Если так, дело в шляпе. Спеши к ней и не теряй ни минуты!..

Маштю (растерянно). А если она уснула, разбудить ее?


Орнифль. Ровно настолько, насколько требуется.

Маштю (с порога). А как насчет души? Сказать ей?

Орнифль (нетерпеливо пожав плечами, выталкивает Маштю за дверь). Потом скажешь! Будет хоть о чем поговорить!.. (На секунду выходит вместе с Маштю и тут же возвращается. Он застает у себя в комнате мадемуазель Сюпо — она стоит не шевелясь и глядит на него. Удивленно. ) Ну, что вы на ме­ня так уставились?

Мадемуазель Сюпо. Наблюдаю, как старик довершает свою последнюю подлость...

Орнифль. Какой еще старик? По-моему, со вчерашнего дня я помолодел лет на десять!

Мадемуазель Сюпо (с улыбкой). Просто образное сравнение! Вы правы: ни Маштю, ни эта потаскушка не стоят того, что­бы вы пошевелили для них пальцем. Пусть спариваются, как скоты. Не велика важность!

Орнифль (назидательно подняв кверху палец). Ошибаетесь, очень даже велика! Это избавит меня от визита еще одного болвана, который через двадцать лет задумал бы меня убить. А что, те двое все еще в будуаре?

Мадемуазель Сюпо. Да. Позвать их? Хотя минуту назад они еще спали.

Орнифль (таинственно). Я сам позову. (Вдруг передумав. ) Впро­чем, нет. Ступайте лучше вы. Но разбудите только Марга­риту. Скажите, что я хочу поговорить с ней с глазу на глаз.

 

Мадемуазель Сюпо выходит. Распахнув окно, Орнифлъ вдыхает утренний воздух. Всходит солнце. Издалека доносят­ся голоса питомцев семинарии. Они поют:

О, где ты, Спаситель?

Ты скрылся, увы!

 

Орнифль (тихо). Как хорошо по утрам! Ты еще не накурился. И не успел слишком много выпить. И ты совсем чист. Мож­но грешить со свежими силами... (Причесывается перед зеркалом, опрыскивает себя духами, слегка оправляет постель и ложится, изображая больного. Вдруг, не устояв пе­ред соблазном, закутывает голову в кружевной пододеяль­ник и насмешливо, словно волк из сказки о «Красной шапочке», переодетый бабушкой, рычит. ) «Чтобы лучше съесть тебя, дитя мое! » (Заслышав шум, откидывается на подушку и, лежит, с ангельским видом, отстукивая пальцами такт псалма. )

 

Входит мадемуазель Сюпо и, заметив, что он слу­шает пение детей, умиляется.

 

Мадемуазель Сюпо (тихо). Теперь уж не важно, что я уродлива!

Орнифль. О чем вы?

Мадемуазель Сюпо. Девушка сейчас придет. Она поправля­ет прическу.

 

Входит Маргарита, она еще прелестней прежнего.

 

Орнифль (с легкой, чуть усталой и отчужденной улыбкой). Мар­гарита, детка моя, как отрадно, что сегодня вы так прелест­ны! Глядя на вас, я снова верую в жизнь! (Вдруг кричит, обернувшись к мадемуазель Сюпо. ) Да закройте же, наконец, окно! Эти олухи так орут — своего голоса не слышно! (Знаком приказывает ей уйти. )

 

Мадемуазель Сюпо, и без того с ужасом взиравшая на Маргариту, закрывает окно и уходит, терзаемая страшным предчувствием.

 

(Нечаянно сбившийся с роли, снова входит в образ больного, но старается при этом не переигрывать. ) Маргарита, детка моя, на мою беду, профессор Галопен, крупнейший кардио­лог Европы — он только что вышел из этой комнаты с моим лечащим врачом — полностью подтвердил диагноз, постав­ленный Фабрисом: перемежающаяся тахикардия, митральная атония и прочее. Иными словами, все точь-в-точь, как ска­зал наш милый мальчик. Скоротечная форма болезни Бишо­па, которую он распознал с первого взгляда. Молодчина Фабрис!

Маргарита (радостно улыбаясь). Да. Я всегда знала, что Фабрису суждено стать великим врачом!

Орнифль (лицемерно). Милый мальчик. Да, теперь уже можно не сомневаться. Он будет великим врачом. (Сдержанно; при этом глаза его слегка затуманиваются. ) К сожалению, я уже не смогу порадоваться его триумфу.

Маргарита (порывисто кладет свою ладонь на его руку). Знае­те, самый лучший врач может ошибиться...

Орнифль (поглаживая ее руку). Вы славная девушка... Но, увы, он не ошибся. У него верный глаз. Это редко встречается. Когда я сказал профессору Галопену, что Фабрис всего лишь на третьем курсе, тот просто остолбенел! Хотел во что бы то ни стало его поздравить! Я заглянул к вам в комнату сквозь стеклянную дверь. Увидел, что вы оба еще спите. Я не ре­шился вас разбудить.

Маргарита (огорченно). О, надо было нас разбудить! Фабрис был бы так горд!

Орнифль (с тайным намеком). Вы лежали на диване, так мило обнявшись. Я не посмел войти.

Маргарита (вдруг залившись румянцем). Мы с Фабрисом те­перь муж и жена.

Орнифль (лицемерно). Почему вы краснеете? Вы оба хороши собой, вам по двадцать лет, и вы любите друг друга. На мой взгляд, ничего другого от вас не требуется.

Маргарита. Мы и так долго ждали из-за моего отца. А тут вдруг Фабрис придумал, что должен убить своего! Ну просто конца не видно! Вот мы и решили сначала пожениться, а по­венчаться уж после убийства.

Орнифль (глядя на нее, мягко). Ну зачем же все время крас­неть? Это даже очень хорошо, что вы думаете о себе. Кто сказал вам, что это плохо? Фабрис, конечно? Но если мы са­ми не станем думать о себе, кто же тогда о нас подумает? Поселив нас на этой земле, господь бог возложил на нас мно­жество забот и, в частности, заботу о нашем собственном благе. Провидение — это мы сами. Не надо об этом забы­вать. (Вдруг другим тоном, более таинственным. ) Маргарита, я хотел бы вступить с вами в заговор...

Маргарита (недоверчиво). Какой заговор? Хоть мы и ссорим­ся без конца, но я всегда все рассказываю Фабрису.

Орнифль (лицемерно). И отлично! Еще не хватало от него что-то скрывать!.. (Вздыхает. ) Но если это для его же блага... Вы же знаете, какой он тугодум... Я хочу, чтобы вы помогли мне его убедить...

Маргарита. В чем я должна его убедить? Почему вы не скаже­те без обиняков, в чем дело?

Орнифль (с неотразимым видом несчастного мальчугана). Я так боюсь, что вы мне откажете... (Вдруг словно принимает от­чаянное решение; утопая в подушках, почему-то зябко кутается в плед. ) Так вот. Врачи, обследовавшие меня, ка­тегорически заявили: отныне моя болезнь — это балансирова­ние на краю пропасти. Но отпущенный мне срок может быть продлен, если мне повезет, и при надлежащем уходе... Здесь не столько важен режим, сколько постоянное наблюдение врача... Скажем прямо: если случится приступ, мою жизнь спасет только мгновенный укол. Как было сегодня ночью; врачи сказали, что Фабрис попросту вырвал меня из объятий смерти. Они потрясены его профессиональным навыком. И к тому же он мой сын, хотя об этом мы и не говорили. Коро­че, мы подумали — эта идея, впрочем, принадлежит профессору Галопену, — что для меня лучше всего оставаться под наблюдением Фабриса. Мне надо отрешиться от всех забот и уехать. На Юг, понятно: южный климат мне показан да и самому хочется тепла. Убедите Фабриса взять на себя забо­ту обо мне, и поедем втроем. (Улыбаясь. ) Наверно, это нетрудно, достаточно заговорить с нашим птенчиком о долге...

Маргарита. А как же с его занятиями? Он ведь еще не все эк­замены сдал.

Орнифль. Мы с Галопеном и об этом подумали. У Маштю, знае­те ли, есть имение — в Провансе, неподалеку от Экса, и он с радостью меня приютит... А в Эксе прославленный меди­цинский факультет, о котором профессор отзывается чрезвы­чайно лестно. Фабрис поступит на этот факультет, чтобы за­кончить там свое образование, и сможет также ухаживать за больным отцом. К тому же ведь вам надо провести целый год вдали от папаши Пилу, пока вы не достигнете совершен­нолетия. По-моему, это будет идеальный выход. (Вздыхает, снова прикидываясь больным. ) А вообще-то, вы и сами по­нимаете, все это, увы, ненадолго...

Маргарита (после небольшой паузы, недоверчиво). А я? Какую роль вы отводите мне?

Орнифль (с обаянием истинного поэта). Вы скрасите мое су­ществование. Вы будете моей радостью, моим цветком... Де­вушка, которую мне не довелось узнать, придет ко мне в облике моей милой невестки... Нежность и целомудрие — вот чего мне не хватает, как воздуха. Да, я мечтаю о роли отца! Я так и вижу себя на прогулке — в панаме, может быть, даже с палкой!..

Маргарита (невольно восклицает). О нет!..

Орнифль (в восторге от ее порыва, уже заметно бодрее). Да, вы правы! Пожалуй, я помолодею лет на десять. А очень скоро и на все двадцать. И стану тогда вашим ровесником. Увидите, это будет чудесно! Вдвоем мы объездим окрестности Экса, осмотрим все сезанновские места, в то время как Фабрис — он ведь равнодушен к современной живописи — будет зани­маться на факультете. Разок-другой мы, может, даже выбе­ремся на Лазурный берег, пообедаем в каком-нибудь шикар­ном ресторане и потанцуем. Почему бы и нет. Если, конеч­но, мне позволят врачи. Я ведь хорошо танцую.

Маргарита (со вздохом). Фабрис не любит, когда я танцую.

Орнифль (с обаятельной улыбкой). С его стариком отцом! Ну что вы, это так трогательно!.. Я покажу вам, как танцевали в мое время. (Изображает па из давно забытого танца, и она против воли начинает смеяться. Наклонившись к ней, уже тоном сообщника. ) К тому же мы вовсе не обязаны обо всем ему докладывать... Мне, старому эгоисту, будет так приятно порадовать вас невинными удовольствиями, без которых трудно обойтись в ваши годы и которых, конечно, никогда не доставит вам Фабрис. Одним словом, я буду ваш старень­кий «Юноша Счастье», а по вечерам будет возвращаться с за­нятий ваш любимый «Юноша Честь». Какая женщина не мечтала бы о такой жизни, где нет ни тени греха? Это же просто рай земной — до истории с яблоком.

 

Пауза.

 

Молчите? Вы не согласны?.. Что ж, я вам уже говорил: каж­дый должен думать только о себе.

Маргарита (подняв на него глаза, с неожиданной серьезно­стью). Нет. Я согласна, если это и правда может вам по­мочь. Я поговорю с Фабрисом, как только вы изложите ему ваш план.

Орнифль. Вашу руку — чтобы скрепить уговор! (Почтитель­но целует ей руку. ) Действуйте с умом. Юноша Честь весь­ма щепетилен! (Почувствовав, что, пожалуй, зашел слиш­ком далеко, вновь становится серьезным; просто. ) Спа­сибо.

 

Маргарита уходит танцующей походкой.

 

(Глядит ей вслед, прищурив глаза, словно большой кот, и принимается напевать в ритме вальса псалом. ) В тебе, искуситель,

Отвергший меня.

 

Входит мадемуазель Сюпо, ее очки грозно сверкают.

 

(Заметив ее, останавливается и с наслаждением потягивает­ся. ) Ах, Сюпо, как прекрасна жизнь! И откуда только берут­ся болваны, которые соглашаются умирать!..

Мадемуазель Сюпо (глухо). Я все слышала!


Орнифль (оборачивается к ней). Нелегко вам, бедняжка! Вечно вы все слышите! Я же говорил вам: вы слишком много знае­те! В один прекрасный день вы попросту лопнете, прильнув ухом к какой-нибудь замочной скважине! (Направляется в ванную комнату. )

Мадемуазель Сюпо (бежит к нему, вне себя от ярости). Чу­довище! Мерзкое чудовище! Лицемер! Раньше вы и то бы­ли лучше — циник, после двух-трех слов валивший на диван смазливых хористок!

Орнифль (выйдя из ванной комнаты). Откуда вы знаете? Вы не только подслушиваете? Вы еще и подглядываете в замочную скважину?

Мадемуазель Сюпо (кричит ему прямо в лицо). Да!

Орнифль (на этот раз с самым искренним презрением). Гнус­ная Сюпо!

Мадемуазель Сюпо. У гнусной Сюпо хотя бы есть душа. А вы — сущий дьявол!

Орнифль. Ну к чему так преувеличивать? Вы мне льстите!

Мадемуазель Сюпо (налетая на него как фурия). Вы со­лгали этой девчонке! Вы, как последний подлец, спекулируе­те на болезни, которой у вас нет! Я так и вижу простодуш­ную невестушку об руку с умиленным свекром... их невин­ные прогулки!.. С каждым днем она уступает все больше и больше; вот вы поддерживаете ее за руку, помогая перешаг­нуть ручей; вот вы обнимаете ее за обнаженное плечо; вот на скамейке, где по вечерам принято вздыхать на луну, при­жимаетесь бедром к ее бедру, скрытому легкой тканью пла­тья... И все это будет так естественно!.. Поначалу она сама устрашится, что ее заподозрят в дурных мыслях, если она отодвинется. Я вижу ее, вижу: то ли из робости, то ли из кокетства — от девушки всего можно ожидать — она сначала пойдет на этот невинный сговор, а потом уже не посмеет его нарушить. Раз-другой она спохватится и убежит наверх в свою комнату с красными от слез глазами, а потом, сойдя вниз, увидит вас одного, совсем больного, и это растрогает ее и смутит... А тот, болван несчастный, все так же будет корпеть допоздна над своими книгами и возвращаться по вечерам с занятий все более чопорный и скучный... Я все вижу наперед... даже тот знойный вечер, когда она и вовсе перестанет понимать, счастлива она или несчастна, хочет она того или нет, и ваша рука, ваша гнусная всевластная рука наконец покинет дозволенные пределы и пригвоздит ее к земле, как оцепеневшую букашку, ожидающую страшной и в то же время блаженной смерти. А уж вы сумеете ее убе­дить, что эта смерть так же неотвратима, как стук кро­ви в висках, и она будет содрогаться от ужаса или сча­стья, а может быть, от того и другого вместе. А после пер­вого падения, после первой проигранной битвы, жизнь и вовсе войдет в свою колею. Останется, наконец, только одно — лгать!

Орнифль (слушавший ее с легкой улыбкой, спокойно). Один — ноль в вашу пользу, Сюпо! Вы столько видели в замочную скважину, что стали ясновидящей. Да, наверное, все будет именно так. Борьба будет долгой, трудной, но восхититель­ной.

Мадемуазель Сюпо (кричит ему). Но это же ваш сын!

Орнифль (словно отмахнувшись от тени, пробежавшей перед глазами). Подумаешь! Это все же не настоящий сын! Теперь уже слишком поздно для отцовских чувств. Пусть отстаива­ет свою жену, если способен, болван несчастный! Или же пусть снова меня убьет. Это его законное право. (Зовет. ) Ненетта!

 

Входит Ненетта.

 

Уложи мои вещи! Сегодня вечером я уезжаю на Юг. На не­сколько недель. Молодые будут обедать с нами.

Ненетта. Хорошо, мсье.

 

Вдруг Орнифль вздрагивает. Через другую дверь входит Фабрис.

Орнифль (окликает его). Что тебе?

Фабрис. Я узнал от Маргариты о вашей просьбе и пришел ска­зать: не будь вы даже моим отцом, вы всегда могли бы рас­считывать на меня.

Орнифль. Я буду очень капризным пациентом.

Фабрис. Знаю. Но, посвятив себя медицине, я решил рассматри­вать ее для себя как некое подвижничество. Я поклялся в этом маме перед поступлением на медицинский факультет.

Орнифль (усмехаясь). Еще одна клятва! Ну что ж, сынок, если у тебя вкус к подвижничеству и самопожертвованию, ты, в свою очередь, можешь рассчитывать на меня!

Мадемуазель Сюпо (не в силах дольше сдерживаться, на­кидывается на Орнифля, царапает ему ногтями лицо и во­пит). Не смейте! Не смейте! Не смейте!

Орнифль (оттолкнув мадемуазель Сюпо, залепил ей две мощ­ные затрещины и отшвырнул в кресло. Затем невозму­тимо Фабрису). Извини, сынок. Я вынужден работать с этой истеричкой. Сам понимаешь, как это сказывается на моем сердце. Ступай к своей невесте. Мы едем втроем се­годня же вечером. А эту психопатку оставим здесь. (Вы­проваживает Фабриса. )

Ненетта (останавливает его на пороге ванной комнаты). Маде­муазель Мари-Пеш не стала звонить по телефону, а перед уходом на студию сама зашла сюда. Она сейчас внизу. Ска­зать, что вы заняты?

Орнифль (после непродолжительного колебания). Да. (Переду­мав на ходу. ) Впрочем, нет. Жизнь все-таки слишком корот­ка! Пригласи ее в мой будуар! (Входит в ванную комнату. )

Ненетта (невозмутимо кричит ему). Но ведь там сейчас моло­дые люди!

Голос Орнифля (весело откликается из ванной). Твоя правда. Третий лишний! Скажи ей, пусть подождет меня поблизости, в отеле «Монтескье», в вестибюле. Я приду туда.

 

Ненетта уходит.

 

Мадемуазель Сюпо (взлохмаченная, устремляется к ванной комнате с воплем). Господь этого не допустит!

Орнифль (появившись в дверях, необыкновенно элегантный, в шляпе набекрень, надевает пальто). Люди без конца совер­шают поступки, которые господь не должен был бы допу­стить. Он выиграл первый раунд, я должен взять реванш во втором. Когда-нибудь он все равно возьмет верх: он ведет не­честную игру — все козыри у него в руках. Но когда? (Выхо­дит на улицу. )

 

Мадемуазель Сюпо одна, выпрямившись во весь рост, стоит посреди сцены. Она кажется теперь еще более тощей и дол­говязой, похожей чуть ли не на чудовище. Чувствуется при­ближение грозы, небо быстро темнеет. Возвращается Ненетта.

 

Ненетта (спокойно). Не стоит так убиваться, мадемуазель Сю­по! Таковы уж мужчины. Нам их не переделать. (Сняв с постели простыни, развешивает их на подоконнике, затем, выглянув в окно. ) Вот он спешит, шустрый, как юноша. А ведь всего час назад думал, что умирает. (Разобрав пос­тель, спокойно идет к двери. ) Наверно, скоро разгуляется. В декабре редко бывает гроза. (Уходит. )

Мадемуазель Сюпо (прямая как свечка, все так же стоит посреди сцены. Рассеянно потирая занемевшее плечо, тихо). Душа изныла, нет больше сил терпеть... Никто меня никогда не видел. Люди видят только мои очки и вот этот карикатур­ный нос и жидкие волосы, то прямые как палки, то колечка­ми, как у барашка от неумелой завивки. Видят платья, ко­торые я совсем не умею выбирать: одежда висит на мне, как на вешалке, уродливо болтается. Видят вот эти зеленые то­на, которые я старательно пытаюсь сочетать с сиреневыми, и канареечно-желтые — с синими... А на прилавках ткани переливаются всеми цветами радуги, и всякий раз я мечтаю, что вот теперь, наконец, стану красивой, но стоит мне появиться в новом платье, как всех разбирает смех. (С минуту обиженно молчит, затем ее лицо освещается странной улыб­кой; тихо шепчет. ) А перед зеркалом, одна у себя в комнате, совсем нагая, я вижу, что я красива. У меня красивая грудь, тугой круглый живот и стройные длинные ноги, на которых я тщательно выщипываю каждый волосок, — только все на­прасно! (Вдруг кричит, жалкая и смешная. ) Мадемуазель Сюпо прекрасна, как морская ракушка, но никто никогда ее не видел! У мадемуазель Сюпо нежное и гибкое тело, но ни­кто никогда его не касался! (Подбежав к окну, вопит как бе­зумная. ) Я прекрасна! Прекрасна! Прекрасна! (Вдруг, как-то сникнув, снова рассеянно потирает спину там, где, как видно, мучительно ноет душа. ) Только вот душа моя безобразна, с ее зловонными тайниками и наростами... Она меня и уро­дует... (Стоит не шевелясь посреди сцены. Ее фигуру теперь трудно различить. )

 

Вдруг звонит телефон. Поначалу она не двигается с места. Телефон настойчиво продолжает звонить. Мадемуазель Сю­по подходит к аппарату и снимает трубку. В тишине отчет­ливо слышен голос, раздающийся в трубке.

 

(Своим обычным тоном секретарши. ) Алло?!

Голос. Это квартира мсье Орнифля?

Мадемуазель Сюпо. Да.

Голос. Мадемуазель, у телефона директор отеля «Монтескье». Простите, с кем я говорю?

Мадемуазель Сюпо. С секретарем господина Орнифля.

Голос. Мадемуазель, случилось большое несчастье. Когда мсье Орнифль вошел в вестибюль нашего отеля, ему вдруг стало дурно, и он упал. Я сразу же распорядился перенести его в мой кабинет, и подоспевший врач тотчас принял необхо­димые меры, которые — увы! — оказались бесполезны. Я глу­боко сожалею... Мгновенный паралич сердечной мышцы... Врач, который все еще находится около покойного, сказал что-то про болезнь Бишопа... Очевидно, вы в курсе дела... Не знаю, как поступить... Мсье Орнифль пока еще в моем каби­нете, но в интересах клиентов я обязан принять быстрое ре­шение. Мне хотелось бы как можно скорее получить ин­струкции семьи — должен ли я перевезти тело мсье Орнифля на такси еще до официальной констатации смерти или же вызвать судебно-медицинского эксперта...

 

Мадемуазель Сюпо роняет трубку. Голос по-прежнему про­должает звучать в трубке, но теперь уже невозможно разо­брать слов.

 

Мадемуазель Сюпо (словно во сне делает шаг вперед. Вдруг, схватив подушку, судорожно прижимает ее к себе и со сто­ном валится на незастеленную кровать). Тело мсье Орнифля!

 

Сцена словно опустела.

Тучи разошлись. Сквозь окно пробивается луч солнца.

Вдалеке питомцы семинарии запевают тоненькими детски­ми голосками:

О, где ты, Спаситель?

Ты скрылся, увы!

 

Медленно опускается занавес.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.