|
|||
Королевская академия музыки, театр ЛеПелетьеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Адо́ льф-ШарльАда́ н, также иногда Ада́ м (фр. Adolphe Charles Adam [adolfʃ arladɑ ̃ ]; 24 июля 1803, Париж, Франция — 3 мая 1856, Париж, Франция) — французский композитор эпохи романтизма, преподаватель, автор многочисленных опер, балетов, а также рождественской песни «O, Святая ночь». Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Института Франции с 1844 года.
Биография Адольф Адан родился в 1803 году в Париже. Его отец, Жан-Луи Адан, уроженец Эльзаса, был преподавателем фортепиано в Парижской консерватории, его мать, Элизабет-Шарлотта-Жанна Коста — дочь доктора. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере учёного. Учился в парижской Императорской консерватории музыки и декламации по классу органа у Франсуа Буальдьё. Успехи молодого композитора были столь значительны, что в 1825 году он получил Римскую премию. Помогал своему учителю в работе над оперой «Белая дама», написав к ней увертюру, писал музыку к водевилям. В 1829 году сочинил первую одноактную оперу «Пётр и Екатерина» (фр. Pierre et Catherine) на русский сюжет. Тесно сотрудничал с балетмейстером Филиппо Тальони. В 1833 состоялась премьера его балета «Фауст». В конце 1830-х гг. работал в Санкт-Петербурге — сперва над постановкой своего балета «Дева Дуная» (1838), а потом над написанным специально для российской премьеры балетом «Морской разбойник» (1840). «Почтальон из Лонжюмо». Памятник А. Адану в Лонжюмо
По возвращении в Париж создал балет «Жизель» (1841) на либретто ТеофиляГотье, утвердивший романтическое направление во французском балетном искусстве. Среди многих других балетов Адана наибольшее значение имеет одна из его последних работ — «Корсар» (1856). Адан — автор около 50 опер, из которых наибольшей популярностью пользовались «Почтальон из Лонжюмо» (1836); «Король из Ивето» ( 1842); «Калиостро» (1844); «Жиральда, или Новая Психея» (1850), «Если бы я был королём» (1852) В 1846 году Адан, разругавшись с директором парижской Оперы, решил открыть собственный лирический театр, для чего арендовал здание Олимпийского цирка. Свою «Национальную оперу» композитор, а теперь и театральный директор, намеревался посвятить новейшему французскому репертуару, однако в результате Революции 1848 года театр закрылся, и Адан на долгие годы оказался в долгах. С 1 октября 1848 года Адольф Адан стал профессором композиции и контрапункта в своей альма-матер — Императорской консерватории музыки и декламации В 1847 году Адан написал на слова ПласидаКаппо рождественскую песню Minuit, chré tiens («O, Святая ночь»). Впервые она прозвучала в Рокморе, во время полуночной мессы в ночь на Рождество в исполнении оперной певицы Эмили Лоре. «Рождественскую песнь» охотно приняли в католической церкви, и она быстро вошла в рождественские богослужения. Однако, когда церковные власти узнали, что музыку написал еврей, песня, которая уже стала излюбленным рождественским гимном, была единогласно отвергнута католической церковью Франции. Тем не менее, её продолжали исполнять, а несколько лет спустя она появилась в Америке, где стала чрезвычайно популярной. В 1853 году композитор вдохнул вторую жизнь во французскую песню XV века «В Авиньоне на мосту», использовав её в своей опере «Глухой» Адан обладал литературным талантом. В печати появлялись его фельетоны и статьи. В 1859 году в Петербурге на страницах «Театрального и музыкального вестника» были опубликованы фрагменты из воспоминаний композитора.
Избранные сочинения Балеты «Корсар» 1856 год " Жизель" Королевская академия музыки, театр ЛеПелетье · «Жизель», либретто ТеофиляГотье, Анри де Сен-Жоржа и Жана Коралли, хореография Жана Коралли и Жюля Перро; премьера состоялась 28 июня 1841 года. · «Гентская красавица», либретто Анри де Сен-Жоржа, балетмейстер Альбер; премьера состоялась 22 июня 1842 года. · «Чёрт на четверых», либретто Адольфа де Лёвена, балетмейстер Жозеф Мазилье; премьера состоялась 11 августа 1845 года.
|
|||
|