Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 29 ноября. Тема: Эпоха романтизма. Музыка эпохи романтизма



Урок 29 ноября

Тема: Эпоха романтизма

Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр. ), romance (с исп. ), romantic (с англ. ).

Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны.

Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского, в поэзии которого проявились романтическая драма и отрицание классических устоев.

Музыка эпохи романтизма

Седьмую симфонию Бетховена, написанную в 1812 году, часто считают началом периода романтизма: Бетховен завершил эпоху классицизма и открыл дорогу композиторам-романтикам. Романтизм в музыке просуществовал вплоть до начала XX века. Он перекликался со сходными тенденциями в других видах искусства: литературе, живописи и скульптуре.

Эпоха была полна противоречий: возвращение к музыке прошлого сочеталось со смелыми экспериментами в области гармонии и формы. Появлялись новые музыкальные инструменты, старые совершенствовались, и диапазон их возможностей расширялся. Многие композиторы того времени занимались не только сочинением музыки — Шуман и Берлиоз были известными писателями и критиками. Шуман активно пропагандировал музыку Шопена и Брамса в «Новой музыкальной газете». Огромную роль в творчестве многих композиторов стали играть пейзажи и природа — важнейшие аспекты романтического восприятия.

В 1840 году Феликс Мендельсон нашел и вернул человечеству великую ораторию Баха «Страсти по Матфею», и это дало толчок к открытию «утраченной» музыки прежних веков. Многие композиторы, в том числе Брамс, сознательно и методично изучали творчество своих предшественников и использовали их находки в собственных композициях.

Еще одной особенностью музыки XIX века стал национализм. Композиторы боролись не только с засильем германо-австрийской оркестровой традиции (и это привело к появлению в разных странах «национальных» музыкальных школ, причем многие такие школы возвращались к формам, существовавшим там в прошлом), но еще и с господствующими в Центральной и Восточной Европе великими империями — в частности, с империей Габсбургов и Российской империей.

Неслучайно три великих скандинавских композитора — Эдвард Григ в Норвегии, Карл Нильсен в Дании и Ян Сибелиус в Финляндии — были практически современниками. Все они жили в странах, которыми правили другие государства или которые потерпели поражение в войне. Норвегия находилась под шведским правлением, и это положение сохранилось до 1905 года. Данию в 1864 году победили объединенные армии Австрии и Пруссии, и она была вынуждена уступить северогерманские территории Шлезвиг-Гольштейна. Финляндия до 1917 года являлась частью Российской империи.

Для эпохи романтизма было характерно распространение домашнего музицирования. Рояль изобрели в начале XVIII века, но домашним инструментом назвать его было трудно. А в XIX веке в Европе появилось множество весьма состоятельных семейств среднего класса, и рояль стал неотъемлемой принадлежностью роскошных домов. Люди играли на рояле или пели под аккомпанемент. Многие великие композиторы-романтики писали небольшие пьесы для домашнего музицирования, которые составляли и составляют основную часть фортепианного репертуара. Кроме того, пианисты перекладывали для фортепиано и крупные произведения.

Появление новых инструментов и усовершенствование старых способствовали увеличению оркестров. Модификация традиционных инструментов дала возможность солистам демонстрировать невероятную виртуозность. В эпоху романтизма родилось множество чрезвычайно сложных произведений, которые требовали виртуозности не только от солистов, но и от оркестров. Музыкальное образование стало более доступно. Просвещенная публика требовала новых концертов и других программ. Даже в относительно небольших городах появились залы для проведения классических концертов. В Европе возникло множество профессиональных и любительских оркестров и хоров. Старейший симфонический оркестр Британии — оркестр Халле — был создан Чарльзом Халле в Манчестере в 1857 году.

XIX век стал веком балета и оперы. Зачастую написанные на исторические сюжеты, эти произведения до сих пор остаются основой репертуара оперных театров и балетных трупп всего мира.

По иронии судьбы, националистические тенденции, лежавшие в основе романтизма, привели и к краху этого музыкального направления. Оптимизм конца XIX века был напрочь уничтожен в окопах Первой мировой войны. После войны развитие классической музыки пошло по иному пути, и появилась современная музыка.

 

 

Домашнее задание: Изучить новую тему.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.