|
|||
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕВажное значение имеет попперовская идея существования трех миров. В своих последних работах Поппер разработал концепцию " объективного" знания — концепцию, которая в своем основном содержании была прямо направлена против субъективизма и феноменологизма логических позитивистов. Поппер называет знание " третьим миром", существующим наряду с другими мирами. " Для объяснения этого выражения, — пишет он, — я хочу указать на то, что если не принимать слишком серьезно слова " мир" или " универсум", то мы можем различить следующие три мира или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания или мыслительных состояний; и, в-третьих, мир объективного содержания мышления, в частности, научного и поэтического мышления и произведений искусства". " Третий мир" Поппера имеет, по его собственному признанию, много общего с платоновским миром идей и с гегелевским объективным духом. К числу объектов " третьего мира" Попер относит теоретические системы, проблемы, проблемные ситуации, критические аргументы и, конечно, содержание журналов, книг, библиотек. Все согласны с тем, говорит Поппер, что существуют проблемы, теории, предположения, книги и т. п., но обычно считают, что они являются символическими или лингвистическими выражениями субъективных состояний мышления и средствами коммуникации. В защиту самостоятельного существования " третьего мира" Поппер приводит аргумент, состоящий из двух мысленных экспериментов. Эксперимент 1. Пусть все наши машины и орудия разрушены, исчезли также все наши субъективные знания об орудиях и о том, как ими пользоваться, однако библиотеки и наша способность пользоваться ими сохранились. В этом случае после длительных усилий наша цивилизация в конце концов будет восстановлена. Эксперимент 2. Как и в предыдущем случае, орудия, машины и наши субъективные знания разрушены. В то же время разрушены также наши библиотеки, так что наша способность учиться из книг становится бесполезной. В этом случае наша цивилизация не будет восстановлена даже спустя тысячелетия. Это говорит о реальности, значимости и автономности " третьего мира". Введение понятия " третьего мира" оказывает существенное влияние на понимание задач гносеологии. Неопозитивистская гносеология изучала знание в субъективном смысле — в смысле обыденного употребления слов " знаю" или " мыслю". Это уводило ее от главного — от изучения научного познания, ибо научное познание не является знанием в смысле обыденного использования слова " знаю". В то время как знание (в том смысле, в котором обычно употребляют термин " знаю" в утверждениях типа " я знаю" ) принадлежит " второму миру", т. е. миру субъективного сознания, научное знание принадлежит " третьему миру" — миру объективных теорий, проблем, решений. " Знание в этом объективном смысле вообще не зависит от чьей-либо веры или согласия, от чьего-либо признания или деятельности. Знание в объективном смысле есть знание без знающего: это есть знание вне познающего субъекта". Одной из основных причин субъективистского подхода к рассмотрению знания является убеждение в том, что книга без читателя — ничто, она становится книгой лишь в том случае, если ее кто-то читает, а сама по себе — она лишь бумага, испачканная краской. Поппер считает это убеждение ошибочным. Паутина остается паутиной, говорит он, даже если соткавший ее паук исчез или не пользуется ею; птичье гнездо остается гнездом, даже если в нем никто не живет. Аналогично и книга остается книгой — продуктом определенного рода — даже в том случае, если ее никто не читает. Идея автономии является центральной идеей теории " третьего мира". Хотя " третий мир" является созданием человека, продуктом человеческой деятельности, он — подобно другим произведениям человека, существует и развивается независимо от человека по своим собственным законам. Последовательность натуральных чисел, например, является созданием человека, однако, возникнув, она создает свои собственные проблемы, о которых люди и не думали, когда создавали натуральный ряд. Различие между четными и нечетными числами обусловлено уже не деятельностью человека, а является неожиданным следствием нашего создания. Поэтому в " третьем мире" возможны факты, которые мы вынуждены открывать, возможны гипотезы, предположения и опровержения, т. е. все то, с чем мы сталкиваемся при изучении " первого мира" — мира физических вещей и процессов. Одной из фундаментальных проблем теории " трех миров" является проблема их взаимосвязи. По мнению Поппера, " второй мир" субъективного сознания является посредником между " первым" и " третьим" мирами, которые в непосредственный контакт вступить не могут. Объективное существование " третьего мира" проявляется в том влиянии, которое он оказывает на " первый мир" физических объектов. Это влияние опосредовано " вторым миром": люди, усваивая теории " третьего мира", развивают их прикладные следствия и технические приложения; своей практической деятельностью, которая направляется теориями " третьего мира", они вносят изменения в " первый мир".
|
|||
|