Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





19.2.Всемирный потоп 1524 г.



 

Как уже говорилось, в Европе была очень популярна идея влияния соединений планет на ход истории. Это, восходящее ко временам империи Сасанидов учение, было подробно изложено в одной из первых переводных арабских астрологических книг – трактате Абу Машара«О соединениях». Согласно этой теории, соединения медленно движущихся планет (Сатурна, Юпитера и Марса) определяют ход исторического процесса и отвечают за кардинальные его изменения – восстания, революции, смену правителей и правящих династий, глобальные катаклизмы, разрушение старых и возникновение новых государств.

В 1474 г. Йоханнесде Любек опираясь на теорию Абу Машара, написал трактат «Прогноз пришествия Антихриста и Мессии евреев»[1], обосновывающий при каких прочих астрологических условиях соединение Сатурна и Юпитера вызовет «огненный потоп». Дело в том, что соединения Сатурна и Юпитера происходят каждые 20 лет и, конечно не каждое из них несет катастрофические последствия. Для реализации подобного сценария должны совпасть и другие астрологические факторы.

 

Илл. Есть Дюрер и 1524 Lemberger Апокалипсис Меторы (ср Дюрер) Наверное тоже относится к соединению 1524 - да но тут огонь

 

Неизвестно, был ли знаком великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) с трактатом Йоханнесаде Любека, но пятая из его серии гравюр «Апокалипсис», иллюстрирующая снятие Ангелом пятой и шестой печатей, изображает «огненный потоп». Хотя в тексте «Откровения Иоанна Богослова» речь идет, скорее всего, о «падающих звездах» – метеорах: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои»[2].

В 1492 г. исполнялось 7000 лет от «сотворения мира». Как это обычно бывает, подобная «круглая дата» породила разговоры о «конце Света» и ожидания «Второго пришествия Христа»[3]. К тому же в январе этого года должны были состоятся несколько соединений планет, в том числе и соединение Сатурна и Марса, в знаке Водолея. Богемский астролог Венцель Фабер(1455 – 1518) в своей «Практике» на 1492 г., посчитал, что следствием этого явится катастрофическое наводнение.

 

Илл. 1491Венцель Фабер

+ 1495 и др. - можно 4 на листе!

 

Титульный лист этой брошюры, изданной, на немецком и на латинском языках[4], украшала устрашающая гравюра с Сатурном, извергающим потоки воды на Землю. Рисунок пересекает лента с надписью «Управитель года – Сатурн». По представлениям астрологии того времени, такой управитель года тоже ничего хорошего не сулил.

Идея размещать на обложке устрашающего вида иллюстрации, вероятно, оказалась удачной в плане коммерческого успеха, т. к. на протяжении многих лет подобного рода гравюры украшали брошюры Фабера с прогнозами, и часто это была иллюстрация на мотив потопа. Другие издатели прогностической литературы тоже стали использовать подобный прием.

В 1499 г. в Тюбингене вышел альманах Иоганна Штёфлера (1452 – 1531), в работе ему помогалЯков Пфлаум (ум. ок. 1450)[5]. Это обычный для своего времени астрологический альманах, содержащий описание принципов астрологии, небольшой звездный каталог, перечень стоянок Луны, таблицы небесных домов, эфемериды планет на 1499 – 1531 гг. и тому подобную информацию потребную практикующим астрологам.

«Альманах» был достаточно популярен и неоднократно переиздавался в последующие годы[6], однако только около 1519 г. астрологи обратили внимание на то, согласно эфемеридам планет размещенным в альманахе, в 1523 г. состоится ряд знаменательных соединений планет, а 20 февраля 1524 г. должно было наступить соединение всех планет в знаке Рыб. Событие по меркам астрологии, да и астрономии, экстраординарное. Это даже не величайшее соединение, а нечто совсем уникальное. И в наши дни не столь впечатляющий «парад планет»[7] привлекает к себе внимание людей и порождает в бульварной прессе публикации на тему «конца Света», а уж в те времена, когда многие ученые не сомневались в цикличности истории и истинности теории великого года, уверенность в том, что подобное астрономическое явление с неизбежностью повлечет если не полную гибель жизни на Земле, то по крайней мере катастрофу вселенского масштаба, вселилась во многие, даже просвещенные умы (история с прогнозами на соединение 1186 г. [8] была уже конечно забыта).

 

Илл. 1523Рейнманн С большой Рыбой

 

Поскольку Рыбы это знак водной стихии, то, согласно теориям, известным еще со времен античности, человечество, несомненно, должно было столкнуться с водной катастрофой – всемирным потопом.

В 1519 г. стали появляться первые мрачные прогнозы[9]. Конечно, в таких делах людям хочется конкретики, и общественное мнение было сфокусировано на дате 20 февраля 1524 г., когда было должно произойти максимальное сближение планет. Однако, астрологические брошюры того времени обычно не делали предсказаний на определенный день, месяц или год, в течение которого они должны либо исполнится, либо быть опровергнутыми. Прогнозы по одному соединению иногда делались на двадцать или более лет. Только интерес к соединению 1524 г. привел к тому в течении последующих двухсот лет ежегодно стало выходить по нескольку «прогностиконов» с прогнозами на именно на будущий год.

В 1520 г. итальянский философАвгустинНифо (ок.   1473 – 1538 или 1545) выступил против предсказаний потопа, которые он уже называет «широко распространенным мнением»[10].

В 1520 г. жители Вены видели «огни в небе» (скорее всего, это было северное сияние) и немецкий астролог Александр Зайтц(1470 – 1540) выпустил «прогностикон»[11] в котором убеждал читателей, что это знамения предстоящего гигантского наводнения.

 

ИллЗайцРоскошная картинка

 

Его соотечественник и коллега Иоганн Вирдунг(1463 – 1538/39) опубликовал свой трактат[12]по поводу огней над Веной, которые он также считал предвестниками зловещего соединения 1524 г., но прогнозы его были более осторожные. Вирдунг воздержался от указания на конкретный год, в который должны произойти бедствия, провозглашенные огнями в небе.

Количество «прогностиконов», «практик» в эти годы существенно возросло, а уж количество астрологических брошюр, изданных в 1523 с прогнозами на 1524 г. (или 1524 и последующие годы), было во много раз выше их обычного количества. Писали о наводнении даже серьезные ученые, например, знаменитый астроном Петр Апиан (1495 – 1552)[13]. Наибольшее количество подобных изданий было напечатано в Германии и Италии[14]. Многие авторы не соглашались с мнением Зайтца и подобных ему паникеров, но, опровергая наступление «конца Света», все же большинство сходились в том, что грядет более или менее катастрофическое наводнение[15]. Почти всеавторыпредупреждая о грядущих бедствиях, в духе «христианской астрологии», призывали к послушанию и покаянию, как способу избежать самых худших последствий.

 

Илл. Апиан

 

Многие люди стали запасаться плавсредствами. Так во Франции, в Тулузе, некий доктор Ориоль построил ковчег наподобие ветхозаветного, в котором собирался спасти семью и друзей. В Германии, некоторые люди, жившие вблизи от воды, продавали за бесценок свои дома, чтобы переехать в места находящиеся на возвышенности. Подобные истории происходили и в Италии[16].

Лондонские астрологи, в своих расчетах получили почему-то 1 февраля как дату катастрофы и оповестили о ней жителей города. С началом января 1524 г. сотни семейстали выезжать из Лондона на возвышенности Кента и Эссекса. К середине января по меньшей мере 20 000 человек покинули свои дома. Приор церкви святого Варфоломея был так напуган, что построил в Харроу на холмекрепость, снабженную запасом еды на два месяца[17].

Надо заметить, что время и так было не спокойное. В 1517 г. Мартин Лютер выступил со своими «Тезисами», положившими начало Реформации. Порожденное им протестантское движение набирало силу и многим казалось, что рушатся сами устои Церкви. Так, что почва для популярности апокалипсических прогнозов была благодатная. Многие астрологи, предсказывая бедствия, указывали, что это наказание божье за упадок христианских моральных устоев, основной причиной которого являются грехи священников, практически все то же что подвигло Лютера начать Реформацию[18]. Иоганн Вирдунг (1463 – 1538/39), немецкий астролог и врач, в своей «Немецкой практике» на 1523 г. [19] высказал много суровых обвинений священникам. Вирдунгговорит о лелеемой многими немецкими гуманистами идее создания немецкого национального совета, который смог бысгладить религиозные распри и начать реформу Церкви.

Часть астрологов, хотя и незначительная, в корне отрицала возможность наводнения и пыталась пресечь панические настроения. Георг Таннштеттер (1482 – 1535), уважаемый астроном, астролог и медик, отрицал возможность потопа и выпустил специальное «успокоительное» сочинение[20], причем помимо латинского, было издание на немецком языке, доступное более широкому кругу читателей. В нем автор обвинял издателей панических прогнозов в астрологической некомпетентности и приводил примеры того, что события подобные соединению в 1524 г., случались и в прошлом, например 670 г., без всяких последствий для существования жизни на Земле[21]. Танштеттер ругал Абу Машара и его последователей, призывая вернуться к строгой и проверенной теории Птолемея. Но даже он, представитель самой пессимистически настроенной части астрологов, предупреждал о Божьих наказаниях за восстание против властей. Это уже был камень в огород сторонников Лютера.

 

Илл. Таннштеттер 1523

 

Рисунок на обложке книги Танштеттера демонстрирует в верхней части изображения планет самого незлобного вида, а в нижней части – крестьян, мирно занимающихся хозяйственными делами.

Сам Штёфлер, заранее пытаясь открестится от сомнительной славы пророка конца Света, издал в 1523 г. книгу[22], в которойутверждал, что он никогда не предсказывал второй всемирный потоп или конец Света, но при это он не сомневался, что 1524 г. и последующие годы грядут значительные потрясения. Предупреждая о всякой самоуспокоенности, он ссылается на слова Христа в 21 главе Евангелия от Луки о знамениях конца Света[23]и призвал христиан всегда быть готовыми к Судному Дню.

Поскольку обвинения Таннштеттера в непрофессионализме непосредственно касались и Штёфлера, то последний построил свою книгу на полемике с Таннштеттером, и имя Таннштеттера даже вынесено на титульный лист.

Все усилия Штёффлера пропали втуне, большая часть шишек за несбывшийся прогноз и общеевропейскую панику посыпалась именно на его голову, поскольку астрологи, в своих предсказаниях постоянно ссылались на данные о положениях планет, полученные из альманаха Штёфлера. В осуждении автора «Альманаха» объединились все ветви церкви – и католические и православные священники и даже глава протестантов Мартин Лютер.

Лютер, и до этого недолюбливавший астрологию, после истории 1524 г. выступил с резкой критикой предсказателей по звездам. Однако, несмотря на столь отрицательное отношение основателя протестантизма к астрологии, его ближайший сподвижник ФилиппМеланхтон (1497 – 1560) верил в это учение, был учеником Штёффлера и даже читал лекции по юдициарной астрологии.

История с предсказанием потопа докатилась и до Руси. В это время в Москве у царя ВасилияIII (1479 – 1533) служил врачом «немчин» Николай Булев, познакомивший просвещенные круги Руси с предсказаниями потопа. Выдающийся православный писатель, проповедник и церковный деятель Максим Грек, работавший в Москве, в ответ написал «Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же против “Альманаха”, который возвеличил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо»[24]. Несмотря на то, что само «Слово» не менее пространно, чем его название, из текста видно, что Максим Грек не разбирался в астрологии, предсказаний и самого «Альманаха» Штёффлера на видел и критикует астрологию только с богословских позиций. Например, он постоянно ссылается на предсказания потопа по причине того, что «звезды должны собраться к Водолею».

Обвинения преследовали создателя «Альманаха» все последующие столетия[25] и продолжаются до сих пор. В современной, достаточно серьезной книге, можно прочесть: «... предсказание астролога Штёффлера о “втором потопе” было “основано” только на том, что три планеты должны были одновременно сойтись в “водяном” созвездии Рыбы». [26]

Самое интересное заключается в том, что авторитет астрологии после этого фиаско не очень-то и пострадал. Наиболее трезвомыслящие люди, тот же Апиан, предлагали вообще прекратить практику прогнозирования, но осенью 1524 г. в Германии началась кровопролитная Крестьянская война – крупнейшее народное восстание[27]. Это позволило некоторым астрологам утверждать, что они все-таки что-то предсказали. Хоть потопа и не было, но пролились реки крови и социальные потрясения были вселенского масштаба.

Часть предсказателей говорила о том, что, что астрологи ошиблись только в дате и несчастья еще грядут. К тому же, Европа большая, и в некоторых ее частях в этот год действительно были сильные дожди. Кроме того, некоторые предсказатели говорили о том, что такое великое событие, как соединение всех планет в одном знаке имеет долговременный эффект и проявляется не сразу. Так Николай Прукнер(1494 – 1557) в предисловии к «Практике на 1538 – 1545 гг. » писал, что эффект от явления 1524 г. еще не подошел к концу[28].

Хотя, после этой истории, вера в предсказания поубавилась, и такой бурной реакции на предсказания астрологов уже не было, прогнозы, в том числе и предсказаниямикатастроф, продолжали появляться с завидной регулярностью.

Предсказательная книга Леонарда Рейнмана о соединениях была переизданав почти неизменном виде в 1526 г. В предисловии слова о будущем соединении, были заменены на слова о прошедшемсоединении, на гравюре титульного листа Рыба (символизирующая зодиакальный знак Рыб) была заменена на тройное Солнце (такой атмосферный эффект называемый «ложные солнца» наблюдался в тот год), а в остальном книгаосталась практически неизмененной.

 

Илл. 1526 Рейнманн

(И 1532 Грюнпек картинка интресная см выше текст)

 

Даже великий астроном Иоганн Кеплер (1571 – 1630) спустя сто лет все еще верил в теорию Абу Машара о соединениях.

 

О том, какое сильное влияние все эти разговоры о предстоящем конце Света, оказывали на умы людей говорит довольно красноречивая история, называемая в литературе «Сон Дюрера». В «Музее истории искусств»в Вене хранится очень странная акварель Альбрехта Дюрера (1471 – 1528), изображающая что-то вроде водяных столбов и снабженная пространной подписью. Из нее следует, что в 1525 г., в ночь со среды на четверг после Троицы[29], во сне А. Дюреру было видение. Громадные столбы с ужасной силой, страшным шумом и брызгами упали с небес, затопив сначала соседнюю деревню, а затем и все вокруг. Когда Дюрер проснулся, его била сильная дрожь, и ондолго не мог придти в себя. Увиденное Дюрер попытался изобразить в на своей акварели. Как и большинство творческих людей, Дюрер был человек впечатлительный, и, вероятно, вся эта шумиха вокруг потопа отразилась на его психике[30].

 

Илл. Сон Дюрера. Акварель. 1525.

 

За многими известными астрологами тянулся шлейф мифических и полумифических историй из их жизни, и Штёффлер здесь не исключение. В состав «Эфемерид» КиприанаЛеовитца (1524-1574) был включен небольшой трактатИеронимаВольфа[31]в форме диалога «Вниманию использующих астрологию»[32]. В нем Вольф рассказывает, чтоШтёффлер, рассчитав по своему гороскопу, что в определённый день для него будет опасность пострадать от падающих предметов, решил не выходить в этот день из своего надежного и прочного дома. Чтобы не скучать, он пригласил к себе нескольких друзей. Во время беседы возник какой-то спор и хозяин потянулся к полке, на которой стояла книга, позволяющая ответить на возникший вопрос. Полка обрушилась ему на голову, причинив серьезное ранение[33].

 


[1]PronosticumJoannis de Lubec super AntechristiadventujudeorumqueMessiae. Paduae: ValdeZoccho, 1474.

[2]Откр 6: 13.

[3]Это происходило и на Руси. См. п. 22. 4.

[4]FabriW. Practica – Berechnetfü rLeipzig. Leipzig: Martin Landsberg, 1491/92; Fabri W. IudiciumLipsense. Leipzig: Martin Landsberg, 1491/92.

[5]Stö ffler J., PflaumJ. Almanach nova plurimisannisventurisinservientia. Ulm, 1499.

[6] Особенно популярным стало венецианское издание 1522 г., именно из-за шумихи связанной с предсказаниями потопа.

[7]В наше время если все планеты собираются в секторе ок. 90º, уже говорят о параде планет.

[8]Оэтомсоединенииговорилосьвп. 12. 5.

[9] Green J. Printing and Prophecy. P. 140.

[10]Nifo A. De falsa diluviiprognosticatione, quae ex conventu omnium planetarum anno 1524. AugustaeVindelicorum: S. Grimm et M. Wyrsung, 1520.

[11] Seitz A. Ain Warnung des Sü ndtflussodererschrockenlichenwassers Des XXIIII... Augsburg: Oeglin, 1520.

[12]Virdung J. Prognosticon super nouisstupendispriusnon visisPlanetariiconiuctionibusmagnis Anno dominiMdxxiiii... Landshut: J. Weiß enburger, 1521.

[13] Apian P. Practicateutschauff das MCCCCC und XXIIII jar. Landshut, 1523.

[14]Green J. Printing and Prophecy. P. 141.

[15]Green J. Printing and Prophecy. P. 142.

[16]Bayle P. The Dictionary Historical and Critical of Mr. Peter Bayle, Vol. 5. P. 244.

[17]RandiJ. TheMaskofNostradamus. P. 236.

[18]Напр. Grü npeck J. Spiegel der naturlichen, himlischen und prophetischensehungenallertrü bsalen. Leypß k, 1522.

[19]Virdung J. Practicadeutsch... uff das MCCCCC und XXIII jare... Speyer: Nolt, 1522.

[20]Tannstetter G. Libellusconsolatorius, contra opiniones de diluvioetaliishorrendispericulisanni XXIIII. Vienna: Singriener, 1523.

[21]Это, впрочем, не мешало уважаемому астроному участвовать в издании «прогностиконов» и «практик».

[22]Stö ffler J. Iohannis StoeffleriIustinge sis, qui etEphemeridumautor. expurgatioaduersusdivinationum XXIIII annisuspitiones... Tubingae, 1523.

[23] И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится… (Лк. 21: 25).

[24]Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Часть 2. С. 276 – 292.

[25]См., напр., Noorthouck J. An Historical and Classical Dictionary Vol. 2, статья «STOFLER»; Lempriere J. Universal biography, статья «STOFFLER».

[26]ГуревГ. А. Историяодногозаблуждения. Стр. 30.

[27]По масштабу ее превзошла только Великая французская революция.

[28]Pruckner N. PractickTeü tsch, auff die nechstenacht jar kü nfftig, von Finsternü ssen, Coniunctionen... AnnoMDXXXVIII... MDXLV. Straß burg, 1538.

[29]Ночьс 7 на 8 июня 1525 г.

[30]Talkenberger H. Sintflut: Prophetie und Zeitgeschehen in Texten und HolzschnittenastrologischerFlugschriften 1488 – 1528. P. 337 – 338; RosenthalA. Dü rer'sdreamof 1525. Р. 80 – 85.

[31]Иероним Вольфбыл учеником Филиппа Меланхтона, который, как мы знаем, учился у Штёффлера.

[32]Лат. Admonitio de Astrologiae usu.

[33]Leowitz C. Ephemeridumnovumatque insigne opus ab anno domini 1556 usque in 1606 accuratissimesupputatum... P. [371]. Скорее всего, этот миф является вариантом истории со стальным колпаком Михаила Скота. См. п. 15. 4.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.