Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Орфографическая работа. 3. Вступительная беседа



 

 № 15. Тема: Омонимы и их употребление

Цель урока: повторить, обобщить и углубить знания об омонимах; наблюдать за их употреблением в тексте; повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографическая работа

Правописание суффиксов причастий

Лечащий (лечить - 2), видящий (видеть - 2), клеящий (клеить - 2), жалящий (жалить – 2), бреющийся (брить – 1), колышущийся (колыхаться – 1), колющий (колоть - 1), борющийся (бороться – 1), мелющий (молоть – 1), машущий (махать – 1), алчущий (алка́ ть (сильно желать) – 1).

Гонящийся (гнать – 2), зависящий (зависеть – 2), стелющийся (стелить – 1), дышащий (дышать – 2), чертящий (чертить – 2), дремлющий (дремать – 1), маячащий (маячить – 2), пенящийся (пениться – 2), скачущий (скакать – 1), плещущийся – плескаться (1), значащий (значить – 2), сеющий (сеять – 1).

3. Вступительная беседа

Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы начнем обобщать наши знания о системных отношениях в лексике.

 

Запишите стихотворение Генриха Сапгира под диктовку.

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Также не откроешь дверь.

(Г. Сапгир)

Сколько предметов названо словом ключ? Одинаково ли пишутся и звучат эти слова? Есть что-то общее в их лексических значениях? Как называются такие слова?

На прошлом уроке мы вспоминали такое явление как полисемия - многозначность. От лексической полисемии следует отличать другой тип неоднозначности слов – лексическую омонимию. Если разные значения одного многозначного слова имеют какие-то общие компоненты, то омонимы — это случайно совпавшие по звучанию и написанию слова или слова, настолько разошедшиеся по значению, что в современном языке их когда-то имевшаяся связь уже не ощущается.

 

1. Три (гл. ) – три (числ. ), мой (мест. ) – мой (пов. накл. гл. ), печь (сущ. ) – печь (гл. ) - совпадение звучания и написания одной или нескольких форм слов - омоформы.

2. Прут – пруд, поднос – под нос, луг – лук, развеваться – развиваться, мог ли – мокли - одинаковое произношение, но различное написание слов и словосочетаний – омофоны.

 

3. А́ тлас – атла́ с, за́ мок – замо́ к, стрелки́ – стре́ лки – одинаковое написание, но разное произношение слов – омографы.

4. Работа по теме урока (Омографы: мука- мука).

 

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

1. Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Окуни́ – о́ куни – омографы.

 

2. Чем заняты таланты? Возвести! – Да продолжают славный воз везти! – А бездари? – Те мнят, что делают погоду. – А критики? Темнят или молчат по году.

Возвести – воз вести, те мнят – темнят (омофоны).

 

3. Сердилась королевская масленка: – Болтают в кухне со среды, что я родня какого-то масленка! Помилуй Бог! Я из другой среды.

Масленка (посуда для хранения сливочного масла) – масленок (омоформы).

 

Упр. 15.

Упр. 16.

Определите грамматическое значение и часть речи омонимичных слов.

1) Рассеянный свет, рассеянные по полю семена, рассеянный вид, рассеянное по площади население. 2) Совершенная красота, совершенная правда, совершённый поступок. 3) Обиженный вид, обиженный братьями. 4) Блестящий на солнце предмет, блестящее выступление, блестящие способности. 5) Связанные руки, связанные движения, связанные мамой варежки.

 

Как вы понимаете смысл следующих афоризмов? Что является основой их выразительности?

Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень. (Э. Кроткий) Вино вину творит. (Русск. пословица) Каков ни есть, а хочет есть. (Русск. пословица) Лучше ничего не делать, чем делать ничего. (Л. Толстой) Бранили пьесу, мол, пошла, а пьеса все-таки пошла. (Э. Кроткий)

5. Итог урока

7. Домашнее задание. № 195 учебникдля 10-11 классов ( авторы: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М. Нарушевич А. Г., голубева И. В. и др. )

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.