Дорога жизни. Снятие блокады
Дорога жизни
Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро.
В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. человек, перевезено 1 млн 615 тыс. т грузов.
Снятие блокады
12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов при поддержке Балтийского флота приступили к операции под кодовым названием " Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей. 18 января 1943 года Красная Армия сумела прорвать блокаду Ленинграда и начать процесс снабжения города (увы, далеко не всегда даже после прорыва блокады, была возможность снабжать горожан всем необходимым) и эвакуации голодающих детей, женщин, раненных, стариков. До полного снятия блокады городу предстояло продержаться ещё 374 дня, до 27 января 1944 года. Но этот день стал для ленинградцев и тех, кто оказался в кольце блокады вместе с горожанами, величайшей победой Красной Армии. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.
| Несколько примеров того, как жили, работали и умирали «блокадники»:
Из воспоминаний… …Ситуация в Ленинграде была такая, что для того, чтобы выжить, нужно было встать и пойти работать. Это было самое главное — найти в себе мужество, силу и волю. (Иванова Зинаида Петровна). Слов «не хочу, не буду» тогда не было. Было только слово «надо». …Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое — для Родины. …Мы дежурили на крышах, обходили квартиры и сообщали, где есть люди, где уже нет. Все ленинградцы жили надеждой! Помогали друг другу кто чем мог. На руке у каждого был записан адрес родных и близких. Однажды я тоже упала, идя на работу (или с работы), только получив карточку. Все документы и карточка, конечно, исчезли. Как только я пришла в себя, то услышала, как кто-то рядом кричит: «Прорвали блокаду! » Люди поднимались! Кто плакал, кто смеялся. …Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов. Вся куртка на животе у меня была рваная. Сначала, конечно, было очень тяжело, а потом я их швыряла как картошку и делала тысячу снарядов за смену. Смена была 12 часов. (Жиронкина Кира Владимировна).
|