|
|||
Иди и греши!Стр 1 из 5Следующая ⇒
«Веди себя хорошо – никого не слушайся» Русская народная мудрость Лепить из нас неудачников начинают мамы и папы. Всегда на подхвате и готовы помочь – бабушки и дедушки. Продолжают этот пыточный процесс школьные учителя. Полируют неудачника в вузах, чтобы затем предприниматели и государственные бюрократические системы могли им помыкать с выгодой для себя. Весь воспитательный процесс лузера построен на вранье об устройстве окружающего мира. В последние годы к воспроизводству этого вранья подключился интернет и перехватил инициативу даже у семьи. Теперь мы находим доказательства своему лузерству в Сети. И обнаруживаем, что мы еще хуже, чем нам говорили дома. Дочери маминой подруги занимаются примерно тем же самым с поправкой на женскую тематику. И миллионам соцсетевых потребителей, которые с завистью наблюдают поток их бодрой лжи, предсказуемо хочется убиться об стену, потому что они остро ощущают свои никчемность и вопиющую маргинальность. А также правоту родителей, школьных и университетских кликуш, будто заранее знавших – «Эти? Эти вырастут инфантильными неудачниками». Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе» Семейно-школьные мифы об окружающем мире, дремучие традиционные установки и новорожденные и столь же дикие убеждения с ростом цифровизации России переехали в интернет всем табором. «Инфантильному неудачнику», какого бы возраста он ни был, дуют в уши с любых экранов: «мужчины, которые зарабатывают меньше 50 тысяч, не должны размножаться», «если ты не делегируешь, то ты вечный самозанятый ремесленник без перспектив», «соискатели работы старше сорока должны быть готовы соглашаться на меньшее». В Рунете по всем вопросам, касающимся социально-экономического успеха человека написано, наговорено в видео и подкастах столько чуши, что ее хватит, чтобы неудачником почувствовал себя любой: «У тебя 10 лет работает собственная автомастерская, и клиентская база растет? Ну-ну, ничего. В целом молодчага. Еще чуть-чуть и на IPO в Лондон, да? »… В это самое время социологи проводят опросы «в поле» и выясняют (это свежие данные «Левада-центра»), что: 58 % россиян считают самой острой проблемой общества «рост цен»; Как-то до чертиков много «неудачников» в стране, не находите? И вечно-то их что-то беспокоит. И это прямо странно, ведь «нужно просто работать, а не ныть». Два главных российских мифа об «успехе» Благодаря ему мы и имеем показатель в 39 % граждан, считающих, что «коррупция и взяточничество» является наиболее острой общественной проблемой. В последнее десятилетие в стране оформились целых два вида нового «дворянства» – силовики (около 2, 6 миллиона человек) и чиновники (примерно 2, 4 миллиона). В очень многих российских семьях молодых людей настойчиво ориентируют на то, чтобы они пробивались в одну из этих «армий». На пути становления тем или другим юный россиянин быстро избавляется от гуманистических иллюзий и усваивает специфический образ мысли и действия, свойственный бюрократам и госслужащим всех мастей: «бесконечная лояльность вверх по иерархии и бесконечное презрение и подозрение в тайной конкуренции – вниз». Это вообще классический пример корпоративной психологии, который свойственен и сотрудникам частных компаний (чуть в меньшей степени, чем госслужащим). И, кажется, современному человеку с чувством собственного достоинства и отсутствием серьезных психологических отклонений она должна быть чужда органически. Счастьем и успехом от иерархического роста в новом «дворянстве» и не пахнет. На каждой ступеньке царит холод одиночества. Профессиональная среда враждебна и пропитана корпоративными интригами, а часто и прямыми войнами. Нередко проигрыш в них оформляется в виде уголовного дела и заканчивается отсидкой в тюрьме. Однако «успех» в госконторах и квазибизнесах чаще всего строится по той же схеме «лояльность вверх, презрение и подозрение – вниз». Это однозначно стрессогенная карьера, ежедневно требующая как терпеть унижение, так и унижать других. К сожалению, нередко она предписывает закрывать глаза на должностные преступления начальства, а значит – становиться их соучастником в прямом и переносном смысле. То есть, переезд в исправительное учреждение из кабинета госконторы – это, в общем, не такая уж невероятная перспектива даже для самого лояльного и законопослушного в частной жизни гражданина… Миф второй: следует много работать и успех придет сам собой. С этим трудно спорить даже людям неглупым. Потому что выглядит эта установка, на первый взгляд, логично. На самом деле ей грош цена. Достаточно задать один простой вопрос – «А над чем именно нужно много работать? » – как все смысловое здание сыплется. Пару лет назад требовалось много работать над поставками из Китая игрушек под названием «спиннер» (кто-нибудь помнит, что это? ). Когда-то стоило впахивать над созданием сайтов про пластиковые окна. Теперь – согласно Google Trends – можно попробовать реализовать свои коммерческие идеи по поводу популярных в 2021 году поисковых запросов «найк блейзер» или «бессонница». Рыночный спрос и технологические решения для его удовлетворения начали меняться с такой быстротой, что «формулы успеха», работавшие веками, перестали быть действенными. Сегодня вложения сил и средств в получение какой-либо профессии больше не гарантируют ее востребованности завтра. Можно убить 3-5-7 лет и приличное количество денег на обучение ремеслу зубного техника, а через те же 5 лет зубы начнут печатать на 3D принтерах какие-то сопляки, не знающие, как подойти к зуботехническому столу. Даже из архипопулярного нынче программирования через некоторое время людей-«джунов» и людей-«миддлов» могут вытеснить нейросети и сервисы, помогающие предпринимателям в No code разработке. Может быть, передовой интернет-маркетинг всегда будет на коне? Бизнесы меняются, но кому-то нужно уметь продвигать то блейзеры, то средства от бессонницы? Так-то оно так, но и в этой отрасли невозможно раз и навсегда научиться чему-то одному и пожинать сочные плоды «успеха». Она постоянно меняется, и в ней требуются мозги, способные без устали осваивать новые трюки. Концепция «непрерывного образования» (lifelong learning) в последние годы актуализировалась как никогда ранее. Потому что больше никому на свободном рынке никакой однажды приобретенный навык не гарантирует плюшек на длительном временном отрезке… А если уж совсем начистоту, то еще в XIX веке эксцентричный французский беллетрист, журналист и большой насмешник Альфонс Карр говорил: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, нужно придумать что-то другое». От этой «несправедливости» многие российские спецы в любой сфере, требующей сложных навыков, поскрипывают зубами. Действительно, «успех» не гарантирован ни знаниями, ни опытом, ни высокой профессиональной квалификацией. Неудачи – норма. Успех – случайность В XXI веке идея, что человек рождается для того, чтобы работать или там «приносить пользу обществу» невозможно считать состоятельной. Мы рождаемся случайно, не заказывая своего рождения, и вынуждены выживать, социализироваться и действовать на рынке «как бог на душу положит». Как утверждает современная наука, большинство решений люди принимают быстро, по шаблону и иррационально. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из основателей направления «поведенческая экономика» Дэниэль Канеман однажды исследовал огромный массив данных из отчетов одной крупной инвестиционной компании с Уолл-стрит. Анализ выявил, что трейдеры, якобы умеющие «читать рынки», показывали результаты точно такие же, как если бы действовали наугад. Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе» «Они довольно-таки сильно разозлились, когда я сказал им об этом. Но есть четкие доказательства, что головокружительному обогащению намного больше способствует удача, нежели умения». Мало того, сама концепция «успеха» и «лузерства» является очень туманной и иррациональной… «Победители любят победы, а лузеры любят деньги» Счастье и успех – не исключение из этого правила. Например, увеличение дохода одного человека по сравнению с доходом других повышает его субъективное ощущение счастья, но увеличение дохода каждого члена большой группы, к которой человек принадлежит (скажем, валового внутреннего продукта страны), на ощущение счастья у данной персоны не влияет (Clark, Frijters & Shields, 2008). Авторы работы про «победителей и лузеров» провели два эксперимента. В одном людям на улицах раздавали лотерейные билеты. На каждом были напечатаны значения двух сумм денег и покрыты непрозрачным латексом. Участников эксперимента просили стереть сначала одно покрытие, после чего они видели сумму, которую выиграли, и получали ее на руки. Затем им предлагалось стереть второе покрытие, чтобы они увидели сумму, которую могли выиграть, но не выиграли. «Победителями» в эксперименте назвали тех подопытных, которые выиграли более высокую сумму, а «лузерами» – тех, кто первым стер покрытие, скрывающее более низкий выигрыш. После обнаружения обеих сумм людей просили заполнить специальные анкеты, чтобы убедиться, что они правильно заметили и оценили числа в билете, и ответить на вопрос, насколько они рады или разочарованы результатом «лотереи». Ученые обнаружили, что «победители» радовались сильнее, чем «лузеры». Также выяснилось, что на радость «победителей» не повлиял размер выигрыша – они получили удовольствие от самой победы. А вот «лузеры» проявили внимание к тому, что полученная сумма меньше, чем она могла бы быть в случае удачи. Участники выбирали на компьютерном экране одну из двух виртуальных коробок с потенциальными выигрышами, но перед этим их просили запомнить и держать в памяти либо двузначное число (низкая когнитивная нагрузка), либо восьмизначное число (высокая когнитивная нагрузка). Были проведены серии розыгрышей, в одном из которых экспериментаторы специально подстраивали всегда меньший выигрыш для выбранной коробки и всегда давали людям перед совершением выбора высокую умственную нагрузку. Общие результаты оказались таковы: при высокой когнитивной нагрузке, когда подопытные из-за того, что держали в памяти число, не могли нормально сравнивать выигрыши, «победители» (взявшие большие суммы) и «лузеры» (взявшие меньшие) радовались полученным деньгам одинаково. Оказалось, что «лузеры», у которых когнитивные ресурсы были заняты запоминанием, показали нечувствительность к абсолютному значению суммы выигрыша. Другими словами, люди понимают в чем состоит «успех», а в чем «неуспех», только если имеют возможность сравнивать свой результат с каким-нибудь другим. Нет сравнения – нет ощущения победы или поражения. Иди и греши!
|
|||
|