Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таким образом, в регуляции медицинской деятельности приоритет имеют нормы медицинского законодательства.



 

Тема 3

1. Этическое учение Аристотеля. Традиционалистская теория морали и мед этика.

 

ввел термин «этика» как название науки о назначении и смысле жизни, о моральных нормах и принципах поведения. Он считал, что этика вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и других людей и делает это путем формирования идей о должном. Деятельность человека должна быть разумной и направленной на благо. В своем труде «Большая этика» он характеризует добродетели, которыми должен обладать человек независимо от того, чем он занимается: благоразумие (чувство меры), уравновешенность, щедрость, благородство, достоинство, скромность, мудрость, сообразительность, находчивость, порядочность. Для обретения добродетели требуется моральная устойчивость, нравственная принципиальность. Согласно Аристотелю, «хотя нравственность зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле». Одно дело знать «что такое хорошо и что такое плохо», другое – желать поступать хорошо. Аристотель был также прекрасным врачом и относил к медицине все положения этики. Он полагал, что удел врачевания – это здоровье, а подход к больному должен быть индивидуальным.

2. Христианская этика Средних веков – Августин Аврелий. Медицина и религия.

Христиане считают свою религию воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва: “возлюби ближнего своего, как самого себя”.

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

* ход истории, жизнь общества -- это борьба двух противоположных царств -- Земного (грешного) и Божественного;

* Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

* Божественное царство представлено священнослужителями -- особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

* Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

* в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

* короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

* Церковь -- единственная сила, способная объединить мир;

* бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д. ), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

* высшее блаженство -- счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

* после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

-Бог существует;

-главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

-все -- материя, душа, пространство и время -- является творениями Бога;

-Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

-знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);

обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы -- над монархами -- главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 

В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

Согласно христианской религии, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в «откровении» и содержащееся в текстах «Библии», и естественное – отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных или канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. Schole – школа) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина (лат. Avicerma). Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215-1294) – выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

 

3. Категорический императив канта. Дентологическая теория Канта в медицинском контексте

 

 

4. Утилитаристские концепции в этике капитализма. Теория разумного эгоизма. Утилитаризм в мед этике

 

 

5. Ницше

6. Теория моральных обязательств Росса в биомедицинском контексте

 

Если правила, подобные правилу " Всегда говори правду", не могут быть абсолютными, тогда какой статус они могут иметь? Когда на­ши правила в отдельных ситуациях вступают в конфликт, каким обра­зом мы должны решить, какое правило применять? Росс отвечает на этот вопрос, используя различие между тем, что является фактически правильным, и тем, что является prima facie правильным. Поскольку мы имеем долг делать то, что является правильным, это различие может быть выражено, как различие между фактическим моральным обяза­тельством и prima facie моральным обязательством.

Фактический долг буквально есть то, что является моей реаль­ной моральной обязанностью в конкретной ситуации. Мы претендуем на полный обзор всех аспектов какого-то случая, когда мы говорим, что нечто является нашим моральным обязательством, " принимая во внимание все обстоятельства". Это действие, которое, из всех разнооб­разных возможностей, я должен выполнить. Чаще всего, однако, я мо­гу не знать, что является моим фактическим долгом.

Латинское выражение " prima facie" дословно означает " на первый взгляд", но Росс употребляет это выражение, подразумевая нечто подобное выражению " при прочих равных условиях". Соответственно, prima facie моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы.

Если я обещал встретиться с вами за завтраком, тогда я имею facie моральное обязательство встретиться с вами. Но предположим, что я врач и как раз в то самое время, как я собираюсь направить­ся на нашу встречу, у моего пациента происходит остановка сердца. При таких обстоятельствах, согласно точке зрения Росса, я должен Нарушить моё обещание и оказать помощь пациенту. Мое pcima facie моральное обязательство выполнять обещание не делает поступок обя­зательным. Это обязательство составляет моральное основание для встречи с вами, но имеется также моральное основание, чтобы не встречаться с вами. Я имею такие prima facie моральное обязатель­ство оказать помощь моему пациенту, и это есть основание, которое перевешивает первое prima facie моральное обязательство. Таким образом, оказание помощи пациенту является и prima facie (при прочих равных условиях) моральным обязательством и, в этой ситуации, моим Фактическим (принимая во внимание все обстоятельства) моральным обязательством, то есть долгом.

Итак, согласно Россу, " правильное действие - фактическое игральное обязательство - определяется рассмотрением своей важности или конкурирующих prima facie моральных обязательств, которые осознаются моральной интуицией. «Prima facie» моральные обязательства (например, выполнение обещания, ком­пенсация за прошлый ущерб, самосовершенствование, милосердие) обязывают (при прочих равных условиях), но могут отвергаться другими prime facie моральные обязательства.

Нередко те или иные вопросы биомедицинской этики обсуждаются в рамках теории моральных обязательств, выдвинутой в первой половине 20 века американским философом У. Россом. Этот автор видел свою задачу в том, чтобы дать общее руководство для решения конфликтных в этическом отношении ситуаций. Он предлагает подход, промежуточный между ситуативной этикой утилитаризма и надситуативной этикой Канта, сочетающий, с одной стороны, следование определенным принципам и правилам, а с другой – учет своеобразия конкретной ситуации. У. Росс признает существование ряда фундаментальных этических принципов, таких как обязанность делать добро, осуществлять справедливость, не нарушать взятые обязательства и т. д. Однако они не могут быть выведены из единого принципа, и, к тому же, они не являются абсолютными, а должны соблюдаться лишь prima facie (от латинского – что означает: с первого взгляда, по первому впечатлению). Это означает, что обязательства, налагаемые тем или иным принципом, должны соблюдаться не безоговорочно, а лишь prima facie, до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступил в конфликт с другим принципом. И если обязательства, вытекающие из другого принципа, окажутся в данной ситуации более важными и весомыми, то медработник вправе выполнить именно этот принцип, нарушив тем самым обязательства, вытекающие из первого принципа. Ясно, что речь здесь идет не о произволе, а о выборе, который должен быть обязательно обоснован. Например, этическое правило сохранения медицинской тайны является одним из важнейших в профессиональной этике медработника. Но представим себе ситуацию, когда психически больной человек сообщает врачу о своем твердом намерении убить другого человека. Тогда на чаше весов окажутся, с одной стороны, требование сохранения врачебной тайны, с другой – требование сохранения жизни и безопасности другого человека. Ясно, что важнейшим по своей моральной значимости в данном случае выступит второе требование, тогда как первое может быть обоснованно нарушено. Подобный подход можно назвать соотносительным.

7. Этика благоговения перед жизнью Швейцера как основной принцип нравственного отношения к жизни

 

Доктор теологии, философ, врач, лауреат Нобелевской премии (1953) Альберт Швейцер создал теорию благоговения перед жизнью и в своей деятельности врача и проповедника воплощал нравственные принципы христианской этики. Альберт Швейцер утверждал: (слайд) «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» [2]. Чувство ответственности перед всем живым должно помочь определить предел допустимого в деятельности людей, найти выход из самых сложных ситуаций, спасти мир от духа жестокости. (слайд) " Именно сочувствие человека всему живому делает его подлинным человеком". Он считал, что оказание медицинской помощи больному, спасение ему жизни – это однозначное, лишенное двусмысленности добро.

 

8. Специфическая роль литературы в формировании отечественного нравственного сознания. Традиции культуры врачевания в русской литературе.

 

 

5. Особенности социальной регуляции мед деятельности. Проблема соотношения правового и морального регулирования

 

В настоящее время выделяют две основные формы социального регулирования общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи: морально-этическую и правовую. И одна, и другая формы являются неотъемлемыми, постоянно взаимодействующими составными частями единой системы регулирования, обеспечивающей гуманность и легитимность организации, управления и непосредственного осуществления процесса оказания медицинской помощи населению.

Мораль и право служат единым общим целям:

- упорядочиванию общественных взаимоотношений, в том числе, и в сфере медицинской деятельности;

- органичному сочетанию интересов личности и общества;

- созданию широких возможностей для реализации пациентами своих неотъемлемых прав и защите законных интересов в процессе получения ими медицинской помощи;

- обеспечение условий для реализации медицинскими работниками своих прав на труд, гражданских свобод и защиту профессиональной чести и достоинства.

Морально-этическая форма регулирования в сфере медицинской деятельности служит своеобразным ориентиром, формирующим профессиональное и общечеловеческое мировоззрение медицинских работников на принципах:

- гуманизма,

- соблюдения определенных правил (стандартов) оказания медицинской помощи,

- взаимного уважения в отношениях с коллегами, пациентами, родственниками пациентов.

Принципиальное отличие правового регулирования человеческих отношений от морального заключается в том, что правовое регулирование реализуется через законы, правительственные постановления, судебные решения. В то время как моральное регулирование осуществляется на уровне индивидуального нравственного сознания и общественного мнения. Такая локализация нравственных требований предполагает свободное и добровольное их исполнение, напротив, требования правовые допускают или прямое, или косвенное принуждение.

В сфере законности нравственные проблемы решаются одновременно с правовыми. Кроме того, мы помним, что нормы права формируются из этических норм. Мораль для права имеет исходное, определяющее значение. Поэтому право есть низший предел или определенный минимум нравственности.

Таким образом, в регуляции медицинской деятельности приоритет имеют нормы медицинского законодательства.

Необходимо отметить, что соотношение норм нрава и морали в структуре социальной регуляции медицинской деятельности должно существовать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроектов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятельность.

БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из условий обеспечения нравственного здоровья общества.

 

Между содержанием норм морали и права нет существенных различий (например, «не укради» — это и моральная заповедь, и норма права). Однако нормы права не охватывают своим регулированием тот огромный объем общественных отношений, которые регулируются моралью. Например, в области семейных отношений право обязывает родителей воспитывать своих детей, но не обязывает родителей любить друг друга, заботиться друг о друге и т. п. Раз­личие между правом и моралью можно предположительно ус­матривать и в степени эффективности их воздействия. Право, опирающееся на силу государственного принуждения, пред­ставляется более эффективным, чем мораль. Однако в конк­ретных случаях для человека право может оказаться бессиль­ным перед авторитетом моральных норм. Это связано с тем, каким моральным ценностям привержен конкретный человек, а также с тем, каково его окружение, т. е. та социальная группа, мнением которой индивид дорожит. Поэтому авторитет производственного коллектива, например, или школьной (сту­денческой) фуппы для одного может быть решающим побу­дительным мотивом нравственного решения, а для другого са­мым главным может оказаться мнение членов религиозной секты или криминально ориентированных приятелей.

А вот второй — скорее личность сомнительная в нравственном отношении, конформная и к тому же трусливая, поскольку его поступок мотивирован боязнью общественного осуждения: «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна! ». Внешне навязанный поступок не является моральным.

 правовое принуждение и не страх перед общественным мнением или судом Всевышнего.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.