ПРИМЕР. Содержание. П О Л И Т И К А. Э К О Н О М И К А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ. Т Е Х Н О Л О Г И И
ПРИМЕР
Данный PEST-анализ был разработан в 2006 году для крупной страховой компании, изучавшей возможность выхода на рынок СЗФО. По понятным причинам глобальный кризис 2008 года в этом анализе не учитывался, но пессимистичный сценарий отчасти предусматривает неблагоприятный прогноз.
Приводится с сокращениями, необходимыми по условиям конфиденциальности.
Содержание
1. Детальное описание PEST факторов
1. Политика
2. Экономика
3. Социокультурные факторы
4. Технологии
2. Сводный перечень влияющих факторов
3. Выводы
.
| Вероятность
| Влияние
| Ответная реакция
|
П О Л И Т И К А
| 1. Вступление в ВТО: захват рынка западными компаниями
| Высокая, 1-2 года
| Угроза захвата рынка иностранными компаниями
| Опередить возможных конкурентов
| a. Крупные корпорации будут активно скупать местные компании.
| Высокая, 2-3 года
| Угроза захвата рынка иностранными компаниями
| Опередить, но в случае необходимости - предложить сотрудничество
| 2. Государственное регулирование: выдавливание серых схем, главный критерий вхождения в большой страховой бизнес - достаточность капитала
| Высокая, 2-3 года
| Оздоровление рынка
| Благоприятная возможность для большой компании для выхода на новые рынки
| 3. Обязательное страхование:
a. Упорядочивание введения новых видов
b. Расширение перечня
c. Реформа ОМС
d. Ограничение допуска иностранных компаний на ближайшие 5 лет
| Высокая, 1-3 года
| - Существенный рост рынка ОС на несколько миллиардов долларов
- Защита от иностранных компаний
| Благоприятная возможность - выход на рынок и захват доли рынка
|
Э К О Н О М И К А
| 1. Северо-Западный федеральный округ сохраняет лидирующие позиции на страховом рынке России. При этом самый привлекательный сегмент - Санкт-Петербург и Ленинградская область. Учитывая выгодное приграничное положение, регион будет активно экономически развиваться в обозримой долгосрочной перспективе.
| Высокая, 5-10 лет
| Высокая экономическая активность способствует развитию страхования
| Благоприятная возможность для развития
| 2. В 2004 г. из $16, 4 млрд. официальных премий реальное конкурентное страхование, по оценке исследователей, составило только $4, 5 млрд. Тем не менее, эта доля постоянно растет. По оценке исследователей, рост доли реального страхования в официальных сборах продолжится, и к 2010 г. она может достичь 45-60%.
| Высокая, 5-10 лет
| Рост конкурентной составляющей дает реальные возможности для развития компании
| Благоприятная возможность для развития
| 3. Эксперты ожидают резкий рост розничного страхования
a. Имущество
b. Квартиры
c. Дачи
d. Дома и т. д.
| Высокая, 2-5 лет
| Рост в несколько раз
| Благоприятная возможность - выход на рынок и захват доли рынка
| 4. ОСАГО - рынок насыщен
| Высокая, 1-2 года
| грядет передел рынка
| Мало перспектив
| 5. Рентабельность падает. Рост рынка демонстрирует замедление второй год подряд. Выживать будут активно развивающиеся большие компании.
| Высокая
| Мировая тенденция
| Для выживания нужен экспансивный рост
|
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ
| 1. Рост культуры страхования приводит кстрахованию жизни Прирост премий по классическому страхованию жизни в 2005 году, составил примерно 30-35% и будет расти далее.
| Средне-высокая 5-10 лет
| Быстро развивается
| Разные формы страхования жизни будут привлекательны в долгосрочной перспективе.
| 2. Растут денежные доходы, что обусловлено как ростом цен на нефть, так и ростом реального сектора экономики. Особенно важно, что растет доля «среднего класса».
| Средне-высокая 5-10 лет
| Рост интереса к добровольному страхованию
| Благоприятная возможность для развития розничного страхования.
| 3. Растет доля доходов от собственности.
| Средне-высокая 5-10 лет
| Рост интереса к добровольному страхованию
| Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования.
|
Т Е Х Н О Л О Г И И
| 1. IT технологии способствуют снижению общих объемов выплат
| Средне-высокая 5-10 лет
| Снижение цен
| Благоприятная возможность для развития розничного страхования.
| 2. Интернет позволяет повышать продажи путем информирования, он-лайн продаж и т. д.
| Средне-высокая 5-10 лет
| Расширение клиентской базы
| Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования.
|
ВЫВОДЫ
1. Выбор Северо-Западного округа обусловлен следующими соображениями:
a. Высокая экономическая активность, особенно учитывая высокую деловую активность и выгодное приграничное расположени;
b. Один из наиболее развитых рынков страхования;
c. Высокая культура населения.
2. Вступление России в ВТО. Необходимо использовать преимущество «первого хода» в преддверии вероятного захвата рынка крупным зарубежными операторами после вступления России в ВТО. Для этого успеть не только захватить, но и закрепиться на новых рынках.
a. Инвестиции в имидж, в Бренд: создание лояльности целевых клиентов
b. Необходимо обеспечить системный доступ к крупнейшим интересующим клиентским сегментам
c. Накапливать информацию о рынке и потребителях выбранных сегментов
d. Договориться о „правилах игры" с органами власти в интересующих регионах
e. Приоритет долгосрочным договорам
3. Учитывая историю компании, «кэптивный» профиль деятельности, одним из наиболее привлекательных направлений можно считать страхование имущества, так как это ближе всего по профилю деятельности, большой накопленный опыт, высокая компетентность именно в этой сфере. То есть при прочих равных (в смысле доходности и прочих рыночных параметров) приоритет.
4. По мере „созревания" российский рынок страхования постепенно приближается к стадии развития, характерной для рынков Польши, Чехии и Венгрии 4-5 лет назад. Эпоха становления рынка постепенно сменяется эпохой конкуренции за потребителя.
5. Для занятия лидерских позиций компания должна инвестировать в привлечение и обучение лучших профессионалов отрасли, отстройку бизнес-процессов, строительство масштабной системы дистрибуции и формирование сильного брэнда.
6. В перспективе рентабельность будет падать, поэтому оптимальна стратегия экспансивного роста за счет покупки местных страховых компаний.
7. Учитывая вышесказанное основной проблемой будет соблюдение разумного баланса между поиском альянса с крупным оператором с одной стороны (в случае нехватки собственных средств) и приобретением небольших местных компаний с их структурой управления и клиентурой
8. Общая тенденция на сегодня такова, что будет развиваться сектор конкурентного страхования и сокращаться сектор «оптимизационных» схем. Учитывая, что большая часть рынка находится «в тени» - «налоговое» страхование.
|