Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учитель-краелюб



 

Рубрика «Личность в образовании»

Учитель-краелюб

«Краеведение – это не только краезнание,

но и в первую очередь краелюбие»

СигудОттович Шмидт,

российский историк и краевед.

 

Понятие «краеведение» появилось чуть более 100 лет назад, а вот слова великого мыслителя и философа древности Конфуция «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем», кажется, сказаны о педагогах-краеведах. Научить делать новые открытия на изучении старины под силу только им, настоящим краелюбам. Лишь любя свой край, можно открыть в нем особенное, новое, неизведанное, сохранить и передать поколениям.

У Степана Павловича Широбокова в одном из стихотворений есть такие строки:

Хорошо на земле быть своим

Роднику, и лужку, и полесью,

И деревне – с народом таким,

Что о каждом хоть складывай песню.

Вот и Галина Петровна Бойкова – учитель-филолог по образованию, учитель-краевед и краелюб по призванию, настолько полюбила Тольёнскую землю, что стала для нее и еёжителейсвоей, и ей действительно есть что рассказать своим землякам.

Галина Петровна более 35 лет занимается краеведением. Под ее руководством были собраны экспонаты и  создан школьный музей, велась огромная исследовательская работа  с учащимися школы. В результате накоплен богатейший материал об уникальном историческом и культурном наследии деревни Тольён (деревня расположена на северной ветке Сибирского тракта, долгое время была волостным центром), об истории деревень муниципального образования, школы, о жизни односельчан, участниках Гражданской и Великой Отечественной войн, старожилах, знатных людях, об этнокультурных особенностях населения.  Много лет было посвящено изучению родословных обучающихся, топонимике микрорайона. Галина Петровна создала целую систему работы школы на основе музейной педагогики. Дополнительная общеразвивающая программа «Комплексное краеведение», разработанная педагогом, сочетает в себе изучение всех направлений краеведения: летопись родного края, земляки, культурное и природное наследие, некрополь, этнография, военная история, исторические события и т. д. Ее воспитанники, как и сама педагог – постоянные участники районных, республиканских и всероссийских краеведческих конкурсов, несмотря на то, что школа с 2009 года реорганизована в начальную. Музей школы регулярно проходит переаттестацию, участвует в республиканских конкурсах музеев общеобразовательных учреждений. В 2017 годуГалина Петровна издала сборник «История земли тольёнской», в который вошли краеведческие исследовательские и творческие работы учащихся Тольёнской основной общеобразовательной, начальной школы, архивные документы, воспоминания и уникальные фотографии.

С чего же все началось? В далеком 1977 году, юная Галина, уроженка деревниИрым Дебесского района, после окончания Глазовского педагогического института была принята пионервожатой и учителем английского языка в Тольенскую восьмилетнюю школу. Ничего не смыслила в краеведении, но при этом с интересом наблюдала за работой учителя истории, краеведа- Трапезникова Виктора Никаноровича, который «составлял какие-то альбомы,  ездил с детьми на разные мероприятия». В 1980 году Галина Петровна с учащимися оказалась на экскурсии в Тыловайском музее. И тут, словно знамение, пришло понимание: это мое! Так появились первые идеи по созданию музея, первые походы, первые экспонаты, которыми были предметы домашней утвари, фотографии, документы, и уже через 4 года школьный музей стал принимать посетителей. Первым экспонатом был чугунный утюг, который принес ученик 4 класса.

По воле судьбы семья Бойковыхна 4 года покинула Тольен – переехала жить в Челябинскую область. Галина Петровна смогла даже один год проработать не в школе, а в отделе кадров совхоза. Работа не нравилась. Через год пошла в школу. А еще через несколько лет вернулась в родные края, изучению которого посвятила все последующие годы. Началась настоящая поисковая работа по описанию истории школы и деревень Тольёнского сельского округа. Кроме того, педагоги Тольёнской школы постоянно возили своих воспитанников на экскурсии: в Воткинск, в Ижевск, в Ленинград и другие города.

Галине Петровне интересно было все: «в каждое время что-то свое». Например, встал вопрос: а  сколько же лет деревне, а сколько школе? И работа пошла - запросы в архивы, изучение литературы, встречи со старожилами. Захватывало, воодушевляло! Идеи появлялись и при подготовке к конкурсам. «Придет положение о конкурсе, начинаешь с детьмиготовиться, интерес разрастается. Истории вещей, названий, людей – все очень интересно! А когда видишь развитие ребенка, его рост, еще больше утверждаешься в нужности начатого дела. А порой слушаешь историюжизни человека, и дух захватывает, хоть книгу пиши! Судьбы разных людей восхищают меня и учеников: простой, скромный человек, а какая стойкость души, доброта, отзывчивость, неистребимое желание быть нужным людям», - с глубоким чувством уваженияк судьбам героев совместных с детьми исследований рассказывает Галина Петровна. Фронтовики, земледельцы, медработники, мастера-умельцы, работники культуры – кто только не был объектом их исследований, но особой категорией изучения были учителя. Именно они оставили глубокий след в истории школы и деревни, несли культуру и просвещение. Благодаря им в 1904 году в Тольёне была построена новая школа, открыта павленковская библиотека, разбит сад. В разные исторические периоды коллективы учителей всегда были творческими и  сильными. Тольёнцы гордятся и тем, что в предвоенные и послевоенные годы директором школы и учителем был знаменитый «чепецкий соловей» Степан ПавловичШиробоков.

Есть у Галины Петровны такая мечта – написать книгу рассказов на основе реальных событий, воспоминаний, историй местных жителей, знаменитых земляков. Сейчас же неугомонный краевед работает над сборником сценариев обрядов и обычаев, которые были накоплены за многие годы.

Галина Петровна уже несколько лет на заслуженном отдыхе, но по-прежнему работает с детьми в школе – преподает английский, занимается музеем, готовит детей к краеведческим конкурсам. А иногда и ловит себя на мысли (чего греха таить): зачем мне это ещё надо? И тут главныйаргумент появляется сам собой –для людей же всё! Сохранить правду о прошлом и настоящем! Видя востребованность своего труда (материалы сборника постоянно пользуются спросом учеников, студентов, населения), чувствуешь удовлетворенность, приятно ласкающую душу. Значит – через прошлое в будущее продолжается жизнь. И это приносит новые впечатления, вдохновение и, самое главное, уверенность, что все сделанное - не зря!

 

Ирина Степановна Югова, методист

 МБОУ ДО «Дебесский Центр творчества»

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.