Обрати внимание: при произнесении звука [а] рот широко открыт. Звук [а] произносится с голосом.
УДК 373. 2. 016: 81-028. 31 ББК 74. 100. 5 Т67
| Тригер Р. Д.
Т67 Подготовка дошкольника к обучению грамоте: пособие для детей сред. дошк. возраста/ Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 76 с. : ил.
18ВЫ 978-5-691-01804-6
Данное пособие формирует умение выделять из слов звуки; учит различать гласные и согласные звуки при их произнесении, способствует развитию четкого произношения; знакомит с условно- графическим обозначением звуков речи и их последовательным расположением в слове; развивает умение соотносить звуки речи с обозначающими их буквами; способствует обогащению словарного запаса, развитию связной речи и мышления; предназначено для деятельности ребенка под руководством взрослого. Успешно подготавливает детей к грамотному письму.
УДК 373. 2. 016: 81-028. 31 ББК 74. 100. 5
| © Тригер Р. Д., Владимирова Е. В., 2010 18ВЫ 978-5-691-01804-6 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010
| Учебное издание
Тригер Рашель Давыдовна Владимирова Елена Викторовна
ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Пособие для детей среднего дошкольного возраста
| Зав. редакцией К. М. Шевченко Редактор Е. В. Беляева Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников Художник Л. В. Жданова Корректор Е. В. Беляева
Лицензия ИД №03185 от 10. 11. 2000. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77. 99. 60. 953. Д. 010192. 08. 09 от 28. 08. 2009 г. Подписано в печать 04. 03. 2010. Формат 60x90/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 9, 5. Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-1 000 экз. ). Заказ №617.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел. /факс 735-66-25. Е-таЛ: у1ас1оз@с1о1. ги ЫЛр: //лу\\г«г. у1ас1о8. ги
| ООО «Великолукская городская типография» 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12 Тел. /факс: (811-53) 3-62-95 Е-шаИ: 2акаг@уеШр. ги
| 1. Посмотри на картинку. Этот цветок называется астра. Повтори название цветка.
Астра - это слово. Положи полоску, которая означает слово.
Птица, нарисованная на картинке, называется аист.
Повтори название этой птицы.
Аист - это слово. Обозначь полоской слово аист.
Скажи слова астра, аист так, чтобы первый звук
слышался дольше других: ааастра, аааист.
Какой звук слышался дольше других? Произнеси
его.
2. Рассмотри картинки. На первой картинке нарисован мак, на второй - ландыш, на третьей - тюльпан. Тюльпан, ландыш, мак - это слова.
Обозначь каждое слово полоской. Скажи слова так, чтобы звук [а] слышался дольше других. Например: лааандыш.
3. Повторяй каждое слово так, чтобы звук [а] слышался дольше других: ластик, лиса, пила, камни, кран, труба.
Произнеси звук [а] вот так: ааааа.
Обрати внимание: при произнесении звука [а] рот широко открыт. Звук [а] произносится с голосом.
4. Рассмотри картинки, на которых нарисованы герои сказок.
Покажи, где Чебурашка, где Незнайка. Выдели звук [а] в словах Чебурашка, Незнайка: Че- бурааашка, Незнааайка. Произнеси звук [а].
Широко ли открыт рот, когда произносится звук [а]? С голосом или без голоса произносится звук [а]? Покажи Петрушку и Золушку.
Назови имена этих сказочных героев так, чтобы звук [а] слышался дольше других.
|
|
5. Рассмотри картинки. Назови каждый предмет. Положи красные фишки на картинки, в названиях которых есть звук [а].
Произнеси эти слова, выделяя звук [а]. Назови одним общим словом стол, шкаф, стул, диван.
6. Рассмотри картинки.
Назови предметы, которые ты видишь на картинке.
Чашка, чайник, ложка, вилка, кувшин, миска — это... {посуда).
Назови посуду, в названии которой есть звук [а]. Докажи правильность своего ответа: произноси слова так, чтобы звук [а] слышался дольше других.
Покажи и назови части чайника {носик, крышка, ручка, дно).
Назови части чайника, в названии которых есть звук [а]. Докажи правильность своего ответа: произноси слова так, чтобы звук [а] слышался дольше других.
Покажи и назови части чашки и кувшина.
■
7. Кто нарисован на картинке? Назови имя сказочного доктора. Назови животных. Обозначь слово Айболит полоской.
Покажи зверей и птиц, в названиях которых есть звук [а].
Произнеси звук [а]. Звук [а] произностися с голосом.
Посмотри, как произносится звук [а]: создают ли преграду (препятствие) губы, зубы? Когда ты произносишь звук [а] язык создает преграду?
Звук [а] произносится с голосом. Губы, зубы и язык не создают никакой преграды. Звук [а] — гласный звук. Гласный звук обозначают красной фишкой.
|
|
8. Кого видят дети на экране телевизора?
Скажи слова лиса, мальчик, девочка так, чтобы звук [а] слышался дольше других. Придумай детям имена с гласным звуком [а].
*Обрати внимание: в словах лиса, лисичка, лисенок, лисий (хвост) есть общая часть лис-.
9. Рассмотри картинку.
Найди предметы, в названиях которых есть гласный звук [а].
Доказывай, что ты правильно выполнил задание: произноси слова так, чтобы ясно слышался звук [а].
■
10.
Назови игрушки. В названии каких игрушек есть звук [а]. Произнеси эти слова, выделяя звук [а]. С голосом или без голоса произносится звук [а]? Образуют ли губы, зубы или язык преграду при произнесении этого звука?
Раскрась те игрушки, в названии которых есть звук [а].
|
| 1 I. Рассмотри картинку.
Как называется домик, куда пришли звери? Как называется сказка?
Покажи и расскажи, где мышка, где лягушка, где заяц, где лиса, где волк, где медведь.
Назови героев сказки «Теремок», в названиях которых есть звук [а]
12. Поднимай красную фишку, когда услышишь в именах мальчиков и девочек гласный звук [а]: Саша, Иван, Кирилл, Наташа, Руслан, Егор, Алла.
Знакомство с буквами А, а
13. Рассмотри картинки. Покажи лодку, весло, розу, телефон, лошадь. Называй предметы так, чтобы звук [о] слышался дольше других.
Произнеси звук [о] вот так: ооооо. Звук [о] произносится с голосом.
Посмотри как произносится звук [о]: создают ли преграду губы?
Зубы образуют преграду (препятствие)?
Когда ты произносишь звук [о], язык создает преграду?
Звук [о] произносится с голосом. Губы, зубы и язык не создают никакой преграды. Звук [о] — гласный звук. Гласный звук обозначают красной фишкой.
|
| 14. Что нарисовано на картинках?
Скажи слова осы, овцы так, чтобы первый звук слышался дольше других: ооосы. Произнеси этот звук.
Произнеси первый звук в словах овощи, обувь.
Капуста, морковь, огурцы, лук, тыква, помидоры — это... (овощи). Покажи на картинке и назови овощи.
Ботинки, туфли, тапочки, сапоги, сандалии — это... (обувь). Покажи и назови обувь, которую ты видишь на картинке.
15. Произноси каждое слово так, чтобы звук [о] слышался в словах дольше других: дом, нож, кот, волки, ведро, конь, смотрит, иголка. Произнеси звук [о]. С голосом или без голоса произносится звук [о]? Создают ли преграду губы, зубы или язык?
Как называется звук [о]?
Звук [о] произносится с голосом. Губы, зубы и язык не создают никакой преграды. Звук [о] — гласный звук. Его обозначают красной фишкой.
16. Рассмотри картинки. Где сидит белка? Как называется дом белки? Произнеси слово дупло так, чтобы последний звук слышался дольше других.
Где сидят птенцы? Скажи слово гнездо так, чтобы ясно слышался последний звук.
Произнеси звук, который ты слышишь в конце слов гнездо, дупло. Как называется звук [о]? Где спит зимой медведь?
Скажи слово берлога так, чтобы звук [о] слышался дольше других звуков.
|
| 17. Кто нарисован на картинках? Назови каждого зверя.
Положи красную фишку на изображение животных, в названиях которых есть гласный звук [о].
Произноси слова так, чтобы звук [о] слышался дольше других.
| 18. Поднимай красные фишки, когда услышишь в слове гласный звук [о]: острый, кукла, доски, соска, дверь, зерно, стекло, обруч, деревянный, больной, пальто.
Какие ты знаешь острые предметы? Назови их. Какие ты знаешь деревянные предметы? Назови их.
| 19. Назови инструменты.
Положи красную фишку на те картинки, в названиях которых ясно слышится гласный звук [о].
| 20. Поднимай красную фишку, когда услышишь в именах девочек и мальчиков звук [о]: Оля, Зоя, Люся, Георгий, Настя, Вика, Володя, Коля, Женя, Рома.
| 21. Рассмотри внимательно картинку. Покажи и назови предметы, в названии которых есть звук [о].
| 22. Произнеси звук [а].
Скажи, с голосом или без голоса произносится звук [а].
Создают ли губы, зубы или язык преграду для выдыхаемого воздуха
при произнесении звука [а]?
Произнеси звук [о]. Скажи, с голосом или без голоса произносится звук [о]. Создают ли губы, зубы или язык преграду для выдыхаемого воздуха при произнесении звука [о]?
|
Губы, зубы и язык не создают преграды при произнесении звуков [а], [о]. Звуки [а], [о] произносятся с голосом. Звуки [а], [о] — гласные звуки.
| Слушай слова. Когда услышишь гласный звук [а], поднимай красную фишку: зима, легкий, красный, танк, снежный, зубы, спать, веселый, рукав, праздник, стучит, играет.
Поднимай красную фишку, когда услышишь гласный звук [о]: сок, замок, сад, добрый, сердитый, злой, река, тигр, роет, флаги, звонкий, спорит.
|
| 23. Рассмотри картинку. Найди предметы или их части, в названиях которых есть звук [а], звук [о].
Вспомни, как называются звуки [а] и [о].
24. Поднимай букву а, когда услышишь в слове звук [а]: астры, веселый, бегу, играю, пасмурный, легкий, упал, скачет, рельсы, лист, скатерть. Скажи наоборот. Вот так: бегу — стою. Упал —... (встал). Легкий —... (тяжелый). Веселый —... (грустный, печальный).
25. Поднимай букву о, когда услышишь в слове звук [о]: ложка, полка, ровный, солнечный, осы, сухарь, кислый, ночь, высокий, упал, слово, громкий.
Скажи наоборот.
Вот так: Высокий — низкий. Громкий — тихий.
Добрый —... (злой)
Сухой —... (мокрый)
Широкий —... (узкий)
Толстый —... (тонкий)
Плохой — (хороший )
26. Отгадай загадку.
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем.
Скажи слово часы так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнеси звук [ы]. С голосом или без голоса произносится звук [ы]?
* Обрати внимание: при произнесении звука [ы] губы, зубы и язык не создают преграды выдыхаемому воздуху. Звук [ы] произносится с голосом. Звук [ы] — гласный звук.
Фишкой какого цвета обозначают гласный звук [ы]? Нарисуй часы.
|
| 27. Послушай стохотворение-шутку.
| Дети клумбу поливали, Дети слезы проливали: Не растут никак цветы! Может, им поможешь ты?
Ответь словами стихотворения, почему дети проливали слезы. Что нужно нарисовать на картинке, чтобы дети обрадовались? Произнеси последний звук в словах цветы, слезы.
*Обрати внимание: в словах цветы, цветочек, цветок, цветочная (клумба ) есть общая часть цвет-.
Нарисуй на клумбе свои любимые цветы. Скажи, как они называются.
| 28. Назови общим словом сыр, конфеты, мясо, крупу, колбасу, молоко, рыбу.
Произнеси последний звук в слове продукты. На чем взвешивают продукты? Какой последний звук в слове весы?
Положи красные фишки на рисунки, в названиях которых есть звук [ы]. Какие конфеты на вкус и по форме?
| 29. Какого цвета лимон? Назыви цвет лимона так, чтобы звук [ы] слышался дольше других.
Какого цвета огурец? Произнеси слово зеленый так, чтобы звук [ы] слышался дольше других.
Какого цвета мак? Выдели голосом звук [ы] в слове красный. Раскрась мак, огурец, лимон.
|
| 30. Изменяй слова один — много, много — один вот так: Слива — сливы, блин — блины.
Произноси слова так, чтобы звук [ы] слышался дольше других:
сова —... шкафы —...
лента —... зайцы —...
кофта —... цветы —...
шуба —... гномы —...
Знакомство с буквой ы
31. Рассмотри картинку. На чем сидит девочка? Что делает девочка? Чем вяжет девочка?
Скажи слово спицы.
Произнеси последний звук в этом слове.
Как называется звук [ы]?
Найди на картинке предметы или их части, в названиях которых есть звук [а], [о], [ы].
32. Внимательно рассмотри картинки.
Что надо дорисовать на первой картинке, на второй картинке, на третьей картинке?
Поднимай букву ы, когда услышишь в словах звук [ы]: крыша, шары, большой, крылья, стул, пыль, полосатый, земля, плывет. Как называются звуки [а], [о], [ы]? Дорисуй крышу, крыло, шары.
|
| ОО. Рассмотри картинку.
Покажи и скажи, кто идет за курицей? Сколько цыплят идет за курицей? Покажи и скажи, кто идет перед цыплятами.
Слушай слова и поднимай буквы а, ы, когда услышишь в словах звуки [а], [ы]: лапки, курица, цыплята, глаз, крылья, четыре.
%
34. Рассмотри картинку.
Что делает девочка на лесной полянке? Есть ли в словах ягоды и спелые звук [ы]?
Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [ы]; два предмета, в названиях которых есть звук [а]; два предмета, в названиях которых есть звук [о].
Создают ли губы, зубы или язык преграду при произнесении звуков [а], [о], [ы]?
С голосом или без голоса произносятся звуки [а], [о], [ы]? Как называются звуки [а], [о], [ы]?
35. Показывай букву ы, когда услышишь в словах звук [ы]: мыло, мыльница, сын, дочь, вымытый, грязь, грызет, отдыхает, работает, смелый, рыбак.
*Обрати внимание: в словах мыло, мыльница, мыльные (руки ), намыливать есть общая часть мыл-.
|
| 36. Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?
Говори слова так, чтобы первый звук слышался дольше других. Какой это звук? Произнеси его.
37. Покажи жука, муху, кузнечика, муравья. Произнеси слова так, чтобы ясно слышался звук [у].
Произнеси звук [у].
* Обрати внимание: звук [у] произносится с голосом. Губы, зубы и язык не создают преграды при произнесении звука [у]. Звук [у] — гласный звук.
38. Поднимай красную фишку, когда услышишь в слове гласный звук [у]: кукла, матрешка, груша, пирамидка, кубики, тарелка, кружка. Кукла, матрешка, пирамидка, кубики — это... (игрушки).
В слове игрушки выдели голосом звук [у]. Выдели голосом звук [у] в словах фрукты, посуда. Фрукты — это... . Перечисли. Назови посуду.
|
|
39. Покажи улитку, рыбу, кенгуру, яблоко.
Перечисли картинки, в названиях которых есть звук [у]. Раскрась эти рисунки.
*Обрати внимание: в словах рыба, рыбка, рыбак, рыбный (суп) есть общая часть рыб-.
40. Придумай собаке кличку со звуком [у]. Как называется дом собаки?
Есть ли звук [у] в словах конура, будка? Произнеси протяжно звук [у]
в этих словах.
Как называется звук [у]?
Знакомство с буквами У, у
41. О чем загадка?
Берега зеленые. Вода красная Рыбки черные. (Г. Виеру. )
В слове арбуз произнеси звук [у] дольше других.
Покажи и скажи, о какой части арбуза сказано? «Берега зеленые». Какого цвета арбузная корка?
Покажи ту часть арбуза, о которой сказано: «Вода красная». Покажи и назови то, о чем сказано: «Рыбки черные». Сосчитай, сколько слов ты услышал: «Берега зеленые». Обозначь слово берега короткой полоской: | Обозначь полоской слово зеленые: Сосчитай, сколько слов «Берега зеленые». Обозначь полосками слова вода, красная: ) ] [ Сосчитай сколько слов: « Вода красная », « Рыбки черные ». Сосчитай сколько слов.
|
| 42. Поднимай букву у, когда услышишь в слове звук [у]: петух, утка, цыпленок, курица, гусь.
Га-га-га — гогочет гусь. Я семьёй своей горжусь. На гусят и на гусыню все гляжу, не нагляжусь.
Назови членов семьи гуся.
Как ты думаешь, почему гусь гогочет о том, что не может наглядеться на своих гусят и на свою гусыню?
| * Обрати внимание: в словах гусь, гусыня, гусята, гусёнок, гусиная (лапка) есть общая часть гус-.
| Кто нарисован на картинке? Курица, гусь, утка, петух — кто это? Что делает девочка?
Девочка кормит птиц — это предложение.
Какой знак надо поставить, чтобы показать — предложение окончено? Кто клюет зерно?
Домашние птицы клюют зерно — это предложение. Обозначь каждое слово предложения короткой полоской. Сколько слов в этом предложении?
Чем отличается полоска, которая показывает (обозначает) первое слово предложения от остальных полосок? Для чего в конце предложений ставят точку?
| 43. Вспомни, в названиях каких игрушек есть звук [у]. Нарисуй игрушки в названии которых есть звук [у].
|
| 44. Герои какой сказки изображены на картинке? Назови героев сказки, в именах которых есть звук [у]. Покажи и назови: кто ухватился за репку?
За кошку? За бабку?
Покажи и назови: кто стоит перед мышкой? Перед Жучкой? Перед внучкой?
45. Скажи слово осы так, чтобы первый звук слышался дольше других. С какого звука начинается слово осы? Покажи букву о.
С какого звука начинается слово усы? Покажи букву у. Обозначь слово осы полоской. Обозначь слово усы полоской.
46. Что нарисовано на картинках?
Подними букву о и укажи предметы, названия которых начинаются со звука [о]. Докажи правильность своего ответа.
Подними букву у и покажи предметы, названия которых начинаются со звука [у]. Произнеси эти слова, выделяя звук [у].
47. Назови одним общим словом капусту, морковь, картофель, лук, помидоры.
С какого звука начинается слово овощи?
Поднимай букву о, когда услышишь в названиях овощей звук [о]. Поднимай букву у, когда услышишь в названиях овощей звук [у]: чеснок, петрушка, помидор, морковь, лук, картофель, кабачок.
|
| 52. Внимательно рассмотри картинку. Найди на картинке предметы, в названиях которых есть гласный звук [а].
Выдели голосом гласный звук [ы] в словах рыбка, цветы. В названиях каких предметов есть гласный звук [о]? Произнеси слова руки, уши так, чтобы звук [у] слышался дольше других.
Что общего в произношении звуков [а], [о], [у], [ы]? Как называются все эти звуки?
Фишкой какого цвета обозначают гласные звуки?
Чем барабанит заяц? Как называются палочки для барабана?
*Обрати внимание: в словах барабан, барабанчик, барабанщик, барабанит, барабанные (палочки) есть общая часть барабан-.
53. Что нарисовано на картинке?
Произнеси слова дом так, чтобы последний звук слышался дольше других: доммм. Произнеси последний звук в слове дом. Скажи слово дым так, чтобы ясно слышался последний звук. Какой звук ты слышишь? Произнеси звук [м] вот так: ммм.
*Обрати внимание: в словах дом, домик, домище, домашний (пирог) есть общая часть дом-.
54. Покажи игрушку на стуле. Где сидит мишка?
Покажи предмет, который лежит под стулом. Что лежит под стулом? Дай полный ответ.
С какого звука начинается слово маленький?
Произнеси слова мишка, мяч, мячик. С какого звука они начинаются?
Обрати внимание: слово маленький начинается со звука [м]. Слова мишка, мяч, мячик начинаются со звука [м'].
Произнеси звуки [м], [м'].
* Обрати внимание: при произнесении звуков [м], [м'] губы сомкнуты. Они образуют преграду для выдыхаемого воздуха. Звуки [м], [м'] —согласные звуки.
|
| 55. Покажи малину, землянику, смородину. Называй ягоды так, чтобы звук [м] слышался в словах ясно.
Объясни, почему звук [м] относится к согласным звукам.
Малина, земляника, смородина, вишня, слива, крыжовник — это...
{ягоды).
Покажи и скажи, кто сидит на землянике. Кто летит над малиной? Кто ползет под смородиной?
Назови каждое слово предложения «Бабочка летает», «Гусеница ползет».
Какого цвета бывают ягоды смороды? Раскрась веточки смородины.
56. Поднимай руку, когда услышишь звук [м] или [м'] в именах детей: Тамара, Маша, Нина, Марина, Миша, Дима, Тимур, Роман, Саша, Вера, Семен, Алеша.
57. Покажи мак, колокольчик, ромашку, розу, висилек.
В названиях каких цветов есть звук [м]? Назови эти цветы.
Какого цвета мак?
Какого цвета колокольчик?
Какого цвета василёк?
Сравни цветок колокольчика с цветком василька. Твердые согласные звуки обозначаются синей фишкой.
58. Назови игрушки.
Положи синие фишки на игрушки, в названиях которых есть согласный звук [м].
Что образует преграду, когда произносится согласный звук [м]? Положи красные фишки на те игрушки, в названиях которых есть звук [а].
Почему звук [а] относится к гласным звукам?
|
| 59. Покажи Петрушку, Емелю, Машу и Медведя. Кто идет первым?
Покажи и скажи: кто идет перед Емелей? за Петрушкой? за Медведем? перед Медведем? между Емелей и Петрушкой? В именах каких сказочных героев есть звук [м] или [м']?
|
Знакомство с буквами М, м
| 60. Поднимай букву м, когда услышишь в словах согласный звук [м] или [м']: молоко, мед, далеко, медленно, мычит, спит, матрос, шляпа, мебель, гром.
Скажи наоборот. Далеко —... (близко). Медленно —... (быстро). Громко — (тихо).
Назови домашнее животное, которое мычит. Обозначь длинной полоской предложение Корова мычит. Не забудь поставить точку в конце предложения. Назови первое слово. Обозначь его короткой полоской. Назови второе слово. Обозначь его короткой полоской.
Как мычит корова?
Положи длинную полоску, которая обозначает предложение Корова мычит громко.
В конце предложения поставь точку.
Называй каждое слово предложения и обозначай его короткой полоской.
Сколько слов в предложении?
Чем отличается первое предложение от второго.
Сколько слов в первом предложении?
Сколько слов во втором предложении?
Какой знак стоит в конце каждого предложения?
|
| 61. Покажи мотоцикл, самосвал, трактор, автобус, легковую машину (ав- томобиль).
Послушай стихотворение и скажи (произнеси) последнее слово.
| Покажи и скажи: кто едет между автобусом и трактором?
Для чего мотоциклисту и его пассажиру обязательно нужен шлем?
Произнеси слово шлем так, чтобы ясно слышался последний звук?
Фишкой какого цвета надо обозначить звук [м]? Почему?
Что едет между мотоциклом и самосвалом? Между легковой машиной
и трактором?
Покажи машины, в названиях которых есть звук [м]. Назови их. Объясни, по каким признакам звук [м] относится к согласным зву- кам.
Кого называют пассажирами?
Что возят на грузовиках и самосвалах?
Покажи кузов и руль самосвала.
Выдели голосом звук [у] в словах кузов, руль.
Объясни, почему звук [у] гласный звук.
Докажи, что в словах колесо, стекло, автобус есть звук [о].
Этот звук гласный или согласный? Почему?
| 52. Поднимай букву м, когда услышишь в словах звук [м] или [м']: масло, миска, сыр, мороженое, день, домашний, думает, рисовать, смелый, магазин.
| Их видно повсюду, Их видно из окон.
По улице движутся быстрым потоком Они перевозят Различные грузы —
| Кирпич и железо, Зерно и арбузы. За эту работу Мы их полюбили. Они называются —...
(автомобили)
|
| 63. Где сидят дети?
Скажи слово диван так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнеси звук [н].
Как называются цветы, которые стоят на столе?
Произнеси слово сирень так, чтобы ясно слышался последний звук.
Произнеси звук [н'].
Скажи слова телефон, тюльпан так, чтобы ясно слышался последний звук.
Произнеси этот звук.
Покажи и скажи, кто сидит между младшими детьми.
Что делает старшая сестра? Обозначь длинной полоской предложение
Старшая сестра читает.
В конце предложения поставь точку.
Назови слова предложения. Произнося каждое слово, выкладывай
короткую полоску.
Сколько слов в этом предложении?
Кому читает старшая сестра?
Обозначь полоской предложение Старшая сестра читает малышам. Выдели в предложении слова. Обозначь их короткими полосками. Какой знак надо поставить после последнего слова предложения? Сравни первое и второе предложения. Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Какого слова нет в первом предложении?
64. Как зовут игрушечного человечка, который нарисован на картинке? Какой у Буратино нос?
Какой первый звук в слове нос?
Хлопай в ладоши, когда услышишь в словах звук [н] или [н']: нож, ключик, нитки, Буратино, золотой, длинный, веселый, деревянный.
Обрати внимание: когда произносится звук [н] или [н'], язык и зубы образуют препятствие. Звуки [н], [н'] — согласные звуки.
Скажи наоборот.
Длинный —... {короткий). Веселый —... (грустный). Старший —... (младший).
65. Раскрась каждую чашку цветом, в названии которого есть звук [н] или [н'].
Докажи, что в словах красный, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, черный есть звук [н] или [н'].
|
| 66. Покажи лист клена, рябины, дуба.
Скажи вот так: лист клена — кленовый лист лист рябины —.... (рябиновый) лист дуба —........ (дубовый)
Положи синие фишки на листья тех деревьев, в названиях которых есть согласный звук [н].
Покажи и скажи, лист какого дерева находится между листьями кле- на и дуба.
Покажи и скажи, кто стоит между мальчиками.
| 67. Что нарисовано на картинках?
Положи синюю фишку на те фрукты, в названиях которых есть звук [н].
Какого цвета лимон? Какого цвета апельсин?
Докажи, что в слове оранжевый есть звук [н]. Раскрась лимон и апельсин.
| 68. Покажи и скажи: под чем стоят девочка и снеговик? Что дает девочка снеговику? Для чего дает девочка снеговику зонт? Нужен ли зонт снеговику?
Внимательно рассмотри картинку и найди на ней предметы, в названиях которых есть звук [н] или [н']. Назови эти предметы.
|
Знакомство с буквами Н, н
| 69. Поднимай букву н, когда услышишь в словах звук [н] или [н']: носки, нитки, чулки, магнитофон, чайник, короткий, красный, сладкий, звонить, телефон, мягкий, железный.
Придумай предложения: со словом телефон, со словом красный.
Скажи наоборот:
короткий —... (длинный)
мягкий —... (твердый)
молодой —... (старый )
тяжелый —... (легкий).
| 70. Рассмотри картинку. Покажи и скажи: кто стоит перед мужчиной? за девочкой? за мужчиной? перед старушкой? между девочкой и старушкой?
Кем работает женщина, которая взвешивает яблоки? Что покупает девочка?
Обозначь длинной полоской предложение Девочка покупает яблоки. Выделяй слова в предложении и обозначай каждое слово короткой полоской.
Сколько слов в предложении?
Дай девочке имя, которое начинается со звука [н] или [н']. Обозначь длинной полоской предложение Нина купила много яблок. Проверь: поставлена точка в конце предложения? Сколько слов в предложении?
Поднимай букву н, когда услышишь в именах девочек звук [н] или [н*]: Надя, алла, Вера, Настя, Оля, Нина, Света, Галя, Нюра, Наташа.
Звуки [н], [н'] гласные или согласные? Фишками какого цвета их обозначают?
|
| 71. Отгадай загадку.
Плещет теплая вода В берегах из чугуна. Отгадайте, вспомните, Что за море в комнате? (А. Рождественская. ) Покажи на картинке и скажи, какая часть ванны названа «берега». Скажи слово ванна так, чтобы ясно слышался первый звук. Произнеси звук [в].
С какого звука начинается слово ведро? Произнеси звук [в'].
Скажи слово вода так, чтобы ясно слышался первый звук. С какого звука начинается слово вода? С какого звука начинается слово вешалка?
| Обрати внимание: при произнесении звуков [в], [в'] губы и зубы создают преграду. Звуки [в], [в'] — согласные звуки. Твердый согласный звук обозначай синей фишкой. Мягкий согласный звук обозначай зеленой фишкой.
| Внимательно рассмотри картинку. Найди предметы, в названиях которых есть звук [в] или [в'].
Найди предметы, в названиях которых есть звук [н] или [н'].
Что образует преграду, когда произносятся звуки [м], [м'], [н], [н'],
[в], [в']?
Как называются звуки [м], [м'], [н], [н'], [в], [в']?
| При произнесении согласных звуков губы, зубы или язык создают преграду.
| 72. Покажи сову, попугая, ворону, голубя, воробья.
Положи синие фишки на изображение тех птиц, в названиях которых
есть согласный звук [в].
Сколько крыльев у птицы?
Выдели голосом звук [а] в слове два.
Как называется звук [а]?
Произнеси слово два так, чтобы звук [в] ясно слышался. Как называются звуки [в], [в']? Сколько лапок у птицы?
Произнеси слово две так, чтобы [в'] слышался ясно.
Объясни, почему звуки [в], [в'] относятся к согласным звукам. Как называется нос у птицы? Что делают птицы клювом?
| 73. Рассмотри картинки. Покажи колокольчик, василек, гвоздику, ромашку, мак, одуванчик. В названиях каких цветов есть звук [в]?
Положи синие фишки на изображения цветов, в названиях которых есть звук [в].
Вспомни, какого цвета василёк, гвоздика, одуванчик. Раскрась цветы.
| 74. Поднимай синюю фишку, когда слышишь в словах твердый согласный звук [в], и зеленую фишку, когда слышишь мягкий согласный [в']: Иван, Виктор, Слава, Василий, Виталик, Павлик, Володя.
|
Знакомство с буквами В, в
| 75. Послушай стихотворение-шутку. Воробья врачи спасли. В вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами. Волновал траву с цветами.
(Г. Виеру. )
Поднимай букву В, когда услышишь в стихотворении слова со звуком [в] или [в'].
| 76. Назови животных, нарисованных на картинке. Покажи и скажи, кого ты видишь между коровой и лошадью? перед козой? за козой?
между кошкой и лошадью?
Где живут эти животные? Как называются эти животные? (домашние). В названиях каких домашних животных есть звук [к]?
| 77. Называй предметы, нарисованные на картинках так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнеси его. К гласным или согласным звукам относится звук [к]? Почему звук [к] согласный звук?
|
При произнесении звуков [к], [к'] язык образует преграду. Звуки [к], [к'] — согласные звуки.
| 10. Поднимай синюю фишку, когда слышишь в словах твердый соглас- ный звук [к] и зеленую фишку — мягкий согласный звук [к']: курт- ка, валенки, шапка, девочка, варежки, рукавицы.
| 79. Отгадай загадку.
Мягкие лапки, А в лапках — царапки. Глядя на картинку, расскажи, какая кошка. Какие котята? С какого звука начинается слово кошка? Выдели в слове кошка еще один звук [к]. С какого звука начинается слова котята, кот?
Произнеси слова лапки, мягкие, царапки, так, чтобы в них слышался мягкий звук [к']
|
Знакомство с буквами К, к
| оО. Рассмотри картинку. Кого кормят дети?
Произнеси первый и последний звуки в слове кролик. Как называются детеныши кроликов? С какого звука начинается слово крольчата? Вспомни, как называется звук [к].
Поднимай букву к, когда услышишь в словах звук [к]: мальчик, дети, девочка, кормит, морковь.
Обозначь длинной полоской предложение Дети кормят кроликов. Каждое слово предложения обозначь короткой полоской. Чем дети кормят кроликов?
Обозначь длинной полоской предложение Дети кормят кроликов морковкой.
Обозначь короткой полоской каждое слово предложения. Сравни количество слов в первом и втором предложениях. Проверь, поставил ли ты точки в конце предложений. Что грызет кролик?
Послушай предложение: Кролик грызет морковку. Назови первое, второе и третье слово в этом предложении. Расскажи: какая морковка, какой кролик.
|
| о1. Покажи Буратино, Красную Шапочку, Незнайку, Колобка. В именах каких сказочных героев есть звук [к]?
Покажи и скажи: кто идет за Колобком? между Колобком и Незнайкой? перед Красной Шапочкой? за Незнайкой? между Буратино и Красной Шапочкой? перед Буратино?
82. Внимательно рассмотри картинку.
Найди предметы, в названии которых есть звук [к] или [к']. Произнеси эти слова. Обозначь твердый согласный звук [к] синей фишкой, а мягкий согласный [к'] — зеленой. Объясни почему звуки [к], [к'] относятся к согласным звукам.
83. Произноси слово суп так, чтобы ясно слышался последний звук. Назови его.
Произнеси слова так, чтобы ясно слышался первый звук: пирог, перчатка, пирожное, песня. Назови этот звук. Что образует преграду при произнесении звуков [п], [п']?
84. Послушай стихотворение.
Что за сестры! Прямо чудо! Эта вымыла посуду, Та посуду вытирает, Ставит все на полки. Ну, а третья подбирает На полу осколки.
(Е. Ильина. ) Что делает первая сестра? Что делает вторая сестра? Что подбирает третья сестра? Объясни, почему на полу появились осколки.
Слушай стихотворение и поднимай синюю фишку, когда услышишь в словах согласный звук [п].
|
При произнесении звуков [п], [п'] губы плотно сжаты. Звуки [п], [п'] — согласные звуки.
| 85. Отгадай загадку.
Пять братцев вместе родились, А роста разного.
Посмотри на свою руку: она поможет тебе найти отгадку. С какого звука начинается слово пальцы? Сколько пальцев на руке?
С какого звука начинается слово пять? Произнеси звук [п']. Фишкой какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки?
| об. Пальто, плащ, шуба, кофта, перчатки, шарф, куртка — это... (одежда).
Рассмотри рисунки. Положи синие или зеленые фишки на те картинки, в названиях которых есть согласный звук [п] или [п'].
|
Знакомство с буквами П, п
| 87. Рассмотри картинки.
Назови предметы, в названии которых есть звук [п]. Раскрась предметы, в названиях которых есть звук [п'].
| 88. Поднимай букву п, когда услышишь звук [п] в названиях профессий: повар, пастух, врач, пожарник, художник, портниха, продавец, шофер, строитель, тракторист, парикмахер. Кем работает человек, который лечит людей? Кем работает человек, который пасет животных? Кем работает человек, который воспитывает детей в детском саду?
|
| 89. О ком эта загадка?
С людьми дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком.
Скажи слово собака так, чтобы ясно слышался первый звук. Произнеси звук [с].
Обрати внимание: когда произносится звук [с], губы, зубы и язык образуют преграду. Звук [с] — согласный.
Посмотри на картинку и скажи, что делает собака. Сосчитай, сколько слов в предложении Собака лежит. Что делают щенки? Сосчитай, сколько слов в предложении Щенки играют.
Расскажи: какая собака, какие щенки.
90. Посмотри на картинку. Откуда выпал кусок сахара? Около чего лежит выпавший кусок сахара?
Произнеси последний и первый звуки в слове кусок. Покажи букву к. Скажи слово сахар так, чтобы первый звук слышался дольше других. Произнеси его отдельно.
* Обрати внимание: в словах сахар, сахарок, сахарница, сахарный () есть общая часть сахар-.
Какой первый звук в слове сладкий? Что образует преграду, когда произносится звук [с]?
Произнеси первый звук в слове селедка. Как называется звук [с']? Какая селедка на вкус? С какого звука начинается слово соленая? Придумай предложение со словом сладкий (-ая). Составь предложение со словом соленый (-ая).
|
Знакомство с буквами С, с
| 91. Посмотри на картинку и найди шесть предметов, названия которых начинаются со звука [с].
Сосчитай, сколько слов в предложении Девочка везет санки. Говоря каждое слово, выкладывай полоски.
Кого катает девочка? Сколько слов в предложении Девочка катает собачку?
Найди на картинке и назови предметы из снега. Как называется кукла из снега? Как зовут внучку Деда Мороза?
*Обрати внимание: слова снег, снеговик, Снегурочка имеют общую часть снег-.
Из чего сделан нос у снеговика?
Назови звук с которого начинается слово морковка.
Назови первый звук в слове нос.
Как называются звуки [м], [м'], [н], [н'], [с], [с']?
| 92. Покажи на картинке фрукты: лимон, персик, яблоко, банан, сливу, ананас, грушу, абрикос.
Назови фрукты в названиях которых есть звук [с] или [с']. Положи синие или зеленые фишки на рисунки, в названиях которых есть звук [с] или [с'].
| 93. Послушай стихотворение.
Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
(А. Барто. )
Поднимай букву с, когда услышишь в словах звук [с] или [с']. Выучи стихотворение наизусть.
| У4. Что нарисовано на картинке? Для чего нужны иголка и нитка?
Как называется профессия человека, который шьет костюмы, юбки, платья, рубашки?
Кем работает женщина, которая шьет одежду?
Скажи слово нитка так, чтобы звук [и] слышался дольше других.
Скажи слово иголка. Произнеси звук, который ты слышишь в начале
слова.
|
Обрати внимание: звук [и] произносится с голосом. Выдыхаемый воздух не встречает преграды. Звук [и] — гласный звук. Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки?
| Малина, клубника, смородина, вишня, слива — что это? Называй ягоды так, чтобы звук [и] слышался дольше других. Объясни, почему звук [и] относится к гласным звукам.
| 9Ь. Поднимай красную фишку, когда услышишь в именах девочек и мальчиков гласный звук [и]: Игорь, Зина, Даша, Никита, Юра, Дима, Марина, Руслан, Миша, Петр, Ирина, Лиза. Придумай предложение с одним из этих имён.
Составь условно-графическую схему твоего предложения. Выдели каждое слово предложения.
Проверь: как ты обозначил начало предложения, первое слово предложения, конец предложения.
| 97. Рассмотри картинку. Расскажи, что нарисовано на ней.
Найди на картинке предметы, в названиях которых есть звук [и]. Назови девочку именем, которое начинается со звука [и]. Отгадай загадку.
Я под шапкою цветной У меня свои повадки — На ноге стою одной. Я всегда играю в прятки.
|
Знакомство с буквами И, и
| 98. Как перекликаются люди в лесу?
Под картинкой начерчены клеточки. Их столько, сколько звуков в слове ау. Сосчитай, сколько клеточек под картинкой. Сколько звуков обозначают две клеточки?
Произнеси слово ау так, чтобы долго слышался первый звук: ааау. Какой звук ты услышал?
Как называется звук [а]? Положи красную фишку в первую клетку. Назови гласный звук, который ты обозначил красной фишкой. Произнеси слово ау так, чтобы долго слышался второй звук: аууу. Обозначь его красной фишкой. Какой гласный звук ты обозначил?
| 99. Как плачет маленький ребенок?
Что обозначают начерченные клеточки? Сколько звуков в слове у а! Произнеси слово у а так, чтобы первый звук слышался долго: уууа. Произнеси первый звук слова у а. Обозначь гласный звук [у] красной фишкой.
Произнеси слово у а так, чтобы долго слышался второй звук: уааа. Обозначь гласный звук [а] красной фишкой.
Покажи в схеме звук [у]. Произнеси его? Какой звук слышится за звуком [у]?.
100. Какому животному говорят «но»? Сколько звуков в слове но? Скажи слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой первый звук в этом слове?
Как называется звук [н]? Положи синюю фишку в первую клеточку. Какой звук ты обозначил синей фишкой? Произнеси слово но так, чтобы долго слышался второй звук. Произнеси второй звук в этом слове.
Положи красную фишку во вторую клеточку. Какой звук ты обозначил второй фишкой?
Покажи в схеме звукового состава слова но место звука [н] и звука [о]. Замени фишку, которая обозначает гласный звук [о], буквой о. «Прочитай» слово.
|
| 101. Какое домашнее животное мычит? Как мычит корова?
Сколько клеточек в схеме звукового состава слова му? Сколько звуков в слове му? Произнеси слово му так, чтобы первый звук слышался ясно. Как называется звук [м]?
Возьми синюю фишку и положи ее в первую клеточку. Какой звук ты обозначил?
Произнеси слово му так, чтобы долго слышался последний звук. Произнеси этот звук. Обозначь гласный звук [у] фишкой. Фишкой какого цвета ты обозначил гласный звук [у]?
Замени фишку, которая обозначает гласный звук [у], буквой у. «Прочитай» слово.
В слове нос три звука. Каждый звук обозначает клеточка. В схеме три клеточки. Произнеси слово нос, выделяй каждый звук и обозначай фишкой. Назови согласные звуки этого слова. Фишками какого цвета ты их обозначил? Назови гласный звук.
102. Цветок, который нарисован на картинке, называется мак. Что обозначают три клеточки под картинкой?
Произнеси слово мак так, чтобы ясно слышался первый звук. Произнеси этот звук. Обозначь синей фишкой согласный звук [м]. Произнеси слово мак так, чтобы звук [а] слышался дольше других. Обозначь красной фишкой гласный звук [а].
Скажи слово мак так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнеси последний звук слова мак. Твердый или мягкий звук [к] в слове мак. Обозначь синей фишкой твердый согласный звук [к]. Замени фишку, обозначающую гласный звук [а], буквой а. «Прочитай» слово.
103. Что нарисовано на картинке? Почему под картинкой три клеточки? Скажи слово лук так, чтобы первый звук слышался дольше других. Произнеси первый звук в слове лук. Обозначь согласный звук [л] синей фишкой.
Скажи слово лук так, чтобы ясно слышался второй звук. Произнеси его. Вспомни, как называется звук [у]. Обозначь в схеме звукового состава слова гласный звук [у] красной фишкой.
Произнеси слово лук так, чтобы ясно слышался последний звук. Произнеси его. Обозначь согласный звук [к] синей фишкой. Замени фишку, которая обозначает гласный звук [у], буквой. «Прочитай» слово.
Замени букву у буквой а. «Прочитай» слово.
|
| 104. Чем люди едят суп? (ложками). Из чего едят суп? (из тарелок).
Посмотри на схему звукового состава слова суп. Сколько звуков в слове суп?
Последовательно (один за другим) выдели звуки из слова суп. Обозначь звуки фишками.
Назови звук, который слышится после звука [с]. Замени гласный звук [у] буквой у. «Прочитай» слово.
При произнесении звуков [п], [п'], губы плотно сжаты.
| 105. Последовательно выдели звуки в слове пол. Обозначь каждый звук фишкой. Замени фишку, обозначающую гласный звук, буквой. «Прочитай» слово.
Последовательно выдели звуки в слове му. Самостоятельно (без готовой схемы) обозначь звуки фишками. Замени фишку, обозначающую гласный звук [у], буквой. «Прочитай» слово.
Какой звук слышится перед [у]? Замени в схеме букву у буквой ы. «Прочитай» новое слово.
Выдели звуки в слове но. Обозначь фишкой каждый звук. Замени фишку, обозначающую гласный звук, буквой. «Прочитай» слово. Какой звук ты слышишь перед [о]? Замени букву о буквой а. «Прочитай» слово.
| 106. Рассмотри картинку. Из чего девочка лепит ком?
Называй последовательно звуки в слове ком. Каждый звук обозначай в схеме фишкой. Назови согласные звуки в слове ком. Назови звук между согласными.
Замени фишку, которая обозначает гласный звук [о], буквой. «Прочитай» слово.
Выдели друг за другом звуки в слове кот.
|
|
107. Выделяй последовательно (друг за другом) звуки в слове усы. Каждый звук обозначай фишкой.
Почему ты обозначаешь звуки [у], [ы] красными фишками? Назови гласные звуки в слове усы. Покажи их место в схеме звукового состава слова. Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.
Покажи в схеме место звука, который находится между у и ы. Произнеси этот звук. «Прочитай» слово. Замени букву у буквой о. «Прочитай» слово.
Посмотри на картинку, на которой нарисован сом. Что обозначают клеточки под картинкой? Сколько звуков в слове сом? Выделяй последовательно звуки в слове сом. Назови согласные звуки в слове сом.
Какой звук находится между согласными. Произнеси этот звук. «Прочитай» слово.
108. Выделяй друг за другом звуки в слове осы. Обозначай каждый звук фишками.
Почему ты обозначил звук [о] красной фишкой?
Какой звук следует за звуком [о]? Произнеси его. Почему ты обозначил звук [с] синей фишкой?
Покажи в схеме место последнего звука. Произнеси последний звук в слове осы. Какой фишкой ты обозначил звук [ы], почему? Сколько гласных звуков в слове осы? Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами. «Прочитай» слово. Замени букву ы буквой а. «Прочитай» слово.
109. Выучи стихотворение наизусть.
Всегда у нас весело в группе. Да здравствует дружба! Ура!
(И. Дик. )
Последовательно выделяй звуки в слове ура и обозначай каждый звук фишкой.
Сосчитай, сколько всего звуков в слове ура. Назови гласные звуки в слове ура.
Замени фишки, которые обозначают гласные звуки, буквами. «Прочитай» слово.
|
|
110. Поднимай букву и, когда услышишь в словах звук [и]: ива, добрый, три, игрушка, сырой, игрушечный, дым, фишка, искра, редис, филин. Скажи наоборот.
Сырой —... (сухой). Жадный —... (добрый). Веселый —... (грустный ).
Послушай предложение: Марина удивляется, грустит, улыбается. Посмотри на фотографии девочки. Покажи и расскажи, где она удивляется, грустит, улыбается.
Докажи, что в словах Марина, грустит есть звук [и]. Послушай часть стихотворения об улыбке. На слова этого стихотворения написана песня.
От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга простётся... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз ещё вернётся. И тогда наверняка Вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... С голубого ручейка Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
(М. Пляцковский. )
|
|