по учебным предметам. «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Беларуская мова», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка».
Ознакомление
с учебными программами для 5 класса вспомогательной школы
по учебным предметам
«Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Беларуская мова», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка»
Источник: Национальный образовательный портал (https: //adu. by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/spetsial-noe-obrazovanie-2020-2021. html).
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
29. 08. 2018 N 91
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ " РУССКИЙ ЯЗЫК"
ДЛЯ V КЛАССА ПЕРВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА) С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащегося (учащейся)
в соответствии с учебной программой по учебному предмету « РУССКИЙ ЯЗЫК »
для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы
| | | | | Знать:
| | - речевые формулы этики общения;
| | - имена и фамилии своих родных, друзей, одноклассников, имена и отчества педагогов и других сотрудников школы;
| | - звуки (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие) и буквы русского алфавита;
| | Уметь:
| | - определять главную мысль и части текста-повествования (зачин, основная часть, концовка);
| | - с помощью учителя составлять план на основе абзацев;
| | - подробно пересказывать (излагать) текст по предложенному плану в виде вопросов к каждому предложению текста;
| | - восстанавливать деформированный текст (4 - 6 предложений), деформированное предложение (4 - 6 слов), деформированное слово (2 - 4 слога);
| | - составлять и записывать текст, составленный по сюжетной картинке, серии картинок, опорным словам (вопросам);
| | - писать под руководством учителя письменное поздравление и письмо своим родным, друзьям;
| | - самостоятельно писать по образцу адрес на конверте, записке товарищу;
| | - находить в предложении главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены;
| | - составлять и распространять предложения;
| | - различать близкие и противоположные по значению слова;
| | - подбирать по образцу однокоренные слова, определять в них корень;
| | - изменять форму слова и подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;
| | - правильно писать и переносить слова с ь (мягким знаком) и разделительным мягким знаком;
| | - правильно произносить и писать слова с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу;
| | - писать под диктовку предложения и тексты (30 - 40 слов);
| | - выделять и дифференцировать звуки.
| | Владеть:
| | - навыками осмысленного чтения слов, небольших предложений и текстов;
| | - навыками тематической группировки слов, группировки по вопросу, по значению;
| | - навыками участия в диалоге (короткие и развернутые ответы на вопросы учителя, учеников, задавание вопросов одноклассникам на темы из школьной жизни, на бытовые темы).
| | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| | - понимать чужие и создавать собственные высказывания в соответствии с целью, задачами, ситуацией общения, а также правилами речевого этикета и социальными нормами поведения.
| |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Учебная программа по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для V классапервого отделения вспомогательной школы
(вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. Минск, 2016
Основные требования к знаниям, умениям и способам практической деятельности учащегося (учащейся)
в соответствии с учебной программой по учебному предмету « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »
для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы
| | | | | Читательская компетенция
| | Учащиеся знают:
| | - название книги (заглавие), фамилию автора;
| | - действующих лиц прочитанных произведений;
| | - наизусть 4—5 стихотворений и басен (по желанию учащихся и педагога количество текстов для заучивания наизусть может быть увеличено);
| | - правила пользования школьной библиотекой.
| | Учащиеся владеют умениями:
| | - плавного чтения целыми словами вслух и про себя небольших по объему литературных произведений;
| | - выразительно читать небольшие произведения или отрывки из них;
| | - читать с соблюдением изученных орфоэпических норм;
| | - читать вслух: по абзацам, выборочно, повторное чтение текста для деления его на части;
| | - отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
| | - кратко пересказывать прочитанное произведение;
| | - участвовать в диалогах по прослушанному или прочитанному тексту, по иллюстрациям к произведениям;
| | - составлять устные рассказы (3—4 предложения) по прослушанному или прочитанному тексту;
| | - делать логические паузы в начале и конце предложения.
| | Коммуникативная компетенция
| | Слушание
| | Учащиеся владеют умениями:
| | - понимать речь учителя, значимых взрослых, сверстников в учебной деятельности и в различных бытовых ситуациях;
| | - воспринимать и различать стихотворные и прозаические литературные тексты;
| | - различать на слух вопросительную и восклицательную интонации.
| | Говорение
| | Учащиеся владеют умениями:
| | - положительно эмоционально реагировать в различных ситуациях общения;
| | - рассказать о себе, задать вопрос собеседнику;
| | - вести диалоги этикетного характера (знакомиться, поздравлять, приглашать, благодарить);
| | - обратиться за помощью;
| | - активно участвовать в разных доступных формах речи; диалоги этикетного характера.
| | Социально-личностная компетенция
| | Учащиеся знают:
| | - основные правила поведения в социокульурной среде;
| | - правила межличностных отношений.
| | Учащиеся владеют умениями:
| | - взаимодействовать с ближайшим окружением, поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми;
| | - соблюдать правила культурного поведения дома, в школе, общественных местах;
| | - поддерживать совместные семейные дела, принимать посильное участие;
| | - организовать (с помощью взрослых) свой режим дня, распределять свое свободное время;
| | - выполнять различные социальные роли (в соответствии с возрастом);
| | - оказывать (в соответствии с возрастом) посильную помощь нуждающимся, сочувствовать, сопереживать;
| | - различать добрые и плохие дела и поступки, подражать социально одобряемым примерам;
| | - проявлять честность в поступках, оценивать свои поступки.
| |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ " БЕЛАРУСКАЯ МОВА"
ДЛЯ V КЛАССА ПЕРВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА) С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Основные требования к знаниям, умениям и способам практической деятельности учащегося (учащейся)
в соответствии с учебной программой по учебному предмету « Беларуская мова »
для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы
| | | | | МАЎЛЕНЧА-КАМУНIКАТЫЎНАЯ КАМПЕТЭНЦЫЯ
| | Аўдзiраванне (восприятие на слух):
| | - распазнаванне па гучаннi беларускага маўлення;
| | - выкананне нескладаных iнструкцый педагагiчнага работнiка, выказаных па-беларуску;
| | - слуханне тэкстаў розных жанраў.
| | Чытанне:
| | - распазнаванне па напiсаннi беларускамоўнага тэксту;
| | - чытанне слоў, сказаў, невялiкiх тэкстаў, заданняў да практыкаванняў;
| | - чытанне дыялогаў па асобах.
| | Гаварэнне:
| | - адказы на простыя пытаннi, удзел у дыялогах, выкарыстанне этыкетных форм дыялагiчнага маўлення
| | - завучванне i расказванне пацешак, заклiчак, лiчылак, вершаў;
| | - агучванне дзеянняў, якiя выконваюцца.
| | Пiсьмо:
| | - пiсьмо лiтар, слоў, сказаў;
| | - спiсванне з рукапiснага i друкаванага тэкстаў;
| | - спiсванне па ўзоры калiграфiчнага пiсьма;
| | - запiс адказаў на пытаннi.
| | МОЎНАЯ КАМПЕТЭНЦЫЯ
| | Веданне лiтар i гукаў. Падзел слоў на склады. Захаванне нацiску. Напiсанне слоў з лiтарамi о, ё, э, апострафам.
| | Вымаўленне слоў з гукамi [ў], [дж], [дз], [ч], [р], [ш], [г].
| | Напiсанне вялiкай лiтары ў словах.
| | Веданне слоў, якiя абазначаюць назвы прадметаў, дзеянняў i прыметы прадметаў. Тлумачэнне лексiчнага значэння слоў. Падбор рускiх i беларускiх адпаведнiкаў.
| | Вылучэнне слова са сказа.
| | Пастаноўка знакаў прыпынку ў канцы сказа: кропка, пытальнiк, клiчнiк. напiсанне вялiкай лiтара ў пачатку сказа.
| | Вылучэнне сказаў з тэксту.
| | ЛIНГВАКУЛЬТУРАЛАГIЧНАЯ КАМПЕТЭНЦЫЯ
| | Знаёмства з традыцыйнай беларускай культурай (народнымi святамi, традыцыямi), засваенне этыкетных выразаў (прывiтанне, развiтанне, прабачэнне, удзячнасць).
| | НАВУЧЭНЦЫ НАБЫВАЮЦЬ НАСТУПНЫЯ ЎМЕННI
| | - умець карыстацца маўленчым этыкетам;
| | - удзельнiчаць у простым дыялогу, iнiцыятарам якога з'яўляецца дарослы;
| | - называць па-беларуску добра вядомыя прадметы, дзеяннi, прыметы прадметаў;
| | - чытаць на памяць беларускi верш, скорагаворку, пацешку i да т. п.;
| | - складаць элементарнае выказванне па-беларуску;
| | - пiсаць па ўзоры вiншаванне, спiсваць з падручнiка, дошкi, падпiсваць сшытак, запiсваць дату.
| |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Учебная программа по учебному предмету « МАТЕМАТИКА » для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. Минск, 2016
Основные требования к знаниям, умениям и способам практической деятельности учащегося (учащейся)
в соответствии с учебной программой по учебному предмету «МАТЕМАТИКА»
для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы
| | | | | В рамкахбазовой компетенции:
| | называют числа в пределах 100 и знают их цифровое обозначение, десятичный состав;
| | знают таблицу умножения и деления в пределах 20;
| | знают способы решения простых задач на нахождение суммы и остатка, включающих отношения больше (меньше) на несколько единиц и в несколько раз, на деление на равные части;
| | знают единицы измерения длины, массы, времени, емкости;
| | знают свойства прямоугольника (квадрата).
| |
В рамкахпрактической компетенции:
| | записывают числа в пределах 100 по заданию учителя (используются рисунки, калькулятор, разрядная таблица);
| | выполняют сложение и вычитание с использованием устных и письменных приемов вычислений;
| | решают комбинированные примеры, применяя знание таблиц умножения и деления в пределах 20, порядка выполнения действий;
| | считают равными числовыми группами;
| | определяют половину, четверть предмета, числа;
| | определяют длину предмета (отрезка) «на глаз» и проверяют результат измерением (м, см, мм);
| | решают задачи практического содержания, включающие понятие больше (меньше) в несколько раз, на деление на равные части и по содержанию; могут проиллюстрировать условие задачи, решение предметно-практическими действиями, рисунком;
| | определяют емкость сосуда (в литрах) «на глаз» (литр, больше литра, три литра, половина литра, десять литров);
| | называют время по разным видам часов (наручные, будильник, настенные) с точностью до одного часа;
| | воспроизводят с опорой (по возможности по памяти) числа, которые иллюстрируют соотношения единиц измерения длины, массы, времени (в пределах программных требований);
| | строят круг, окружность, многоугольники.
| |
В рамках функциональной компетенции:
| | определяют временные промежутки по положению стрелок часов (1, 5, 10, 30 мин);
| | воспроизводят по памяти названия месяцев года;
| | определяют по календарю количество недель и дней в месяце;
| | определяют по циферблату часов, табельному календарю продолжительность события по его началу и окончанию; окончание события по его началу и продолжительности; начало события по его продолжительности и окончанию (в пределах суток, недели).
| | Первый уровень Учащиеся с п о с о б н ы:
| | записывать, читать, узнавать числа в пределах 100;
| | выполнять сложение и вычитание, пользуясь устными и письменными приемами вычислений; пользоваться табличными случаями умножения и деления при выполнении вычислений;
| | выполнять измерения, пользуясь единицами измерения длины;
| | определять время с точностью до одного часа;
| | различать денежные знаки;
| | решать простые арифметические задачи, включенные в программу;
| | выполнять построение геометрических фигур (линии, круга, окружности, многоугольника).
| | Второй уровень Учащиеся с п о с о б н ы:
| | распознавать числа 1—20 по предметному изображению, называть и записывать их, показывать на абаке и счетах;
| | выполнять сложение и вычитание в пределах 20, пользоваться таблицами умножения и деления;
| | на конкретном материале решать простые задачи изученных видов;
| | измерять (строить) отрезки в сантиметрах;
| | узнавать геометрические фигуры, строить их, определять геометрическую форму предметов и их элементов.
| |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Учебная программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК И МИР» для V класса первого отделения вспомогательной школы
(вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. Минск, 2014
Основные требования к знаниям, умениям и способам практической деятельности учащегося (учащейся)
в соответствии с учебной программой по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК И МИР»
для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы
| | | | |
Учащиеся знают:
| | значение воды, воздуха, почвы для растений, животных, человека;
| | правила безопасного поведения в природе;
| | культурные и дикорастущие растения (5—6 наиболее распространенных видов);
| | животных, их детенышей (5—6 наиболее распространенных видов), места обитания, способы питания, средства защиты от врагов, холода;
| | последовательность времен года, сезонные изменения в природе;
| | имена и отчества членов семьи, место работы взрослых членов семьи;
| | назначение, способ использования предметов окружающей действительности;
| | материал, из которого изготовлена посуда;
| | правила безопасности при использовании электробытовых приборов, орудий труда (под контролем взрослого);
| | близлежащие к дому и школе учреждения бытового обслуживания, медицинские учреждения, предприятия;
| | услуги, оказываемые службой быта;
| | профессии сельских и городских жителей;
| | предметы быта и труда людей;
| | виды транспорта, профессию людей, управляющих транспортом;
| | название страны, столицы, государственные символы;
| | природные богатства Беларуси.
| | Учащиеся умеют:
| | различать и называть наиболее характерных для данной местности представителей растительного и животного мира;
| | устанавливать последовательность времен года, простейшие причинно-следственные зависимости между сезоном и трудом людей;
| | соблюдать правила поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах, транспорте;
| | поддерживать доброжелательные отношения с друзьями, одноклассниками, соседями;
| | проявлять культуру общения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
| | оценивать свое и чужое поведение, характер поступка;
| | обращаться к взрослому для решения разнообразных бытовых, экстремальных, опасных ситуаций, распознавать небезопасные факторы, выполнять правила безопасности в быту, школе, на улице;
| | узнавать предметы ближайшего окружения по характерным признакам;
| | классифицировать и сравнивать предметы по заданным признакам, определять существенные признаки группы предметов;
| | следить за внешним видом, приводить себя в порядок;
| | соблюдать правила личной гигиены, режим дня, требования к просмотру телепередач и работе на компьютере;
| | соблюдать режим труда и отдыха дома, в школе;
| | выполнять требования врача и значимых взрослых при заболевании;
| | экономно использовать воду;
| | принимать участие в сезонных работах в огороде, саду, поле, цветниках (по выращиванию растений, уходу за ними);
| | ориентироваться во времени и пространстве.
| |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Учебная программа по учебному предмету «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» для V класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. Минск, 2015
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ, ЗАВЕРШАЮЩИМ ОБУЧЕНИЕ В V КЛАССЕ
в соответствии с учебной программой по учебному предмету « СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА »
для V КЛАССА первого отделения вспомогательной школы
| | | | | Учащиеся умеют:
| | осуществлять личную гигиену утром, в течение дня, вечером;
| | оценивать свой внешний вид (чистота кожи лица, рук, волос, состояние ногтей, причёсанность волос, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения;
| | использовать защитные косметические средства для ухода за кожей лица, рук и губ (крем, гигиеническую помаду, бальзам);
| | складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу;
| | чистить одежду щёткой;
| | стирать мелкие предметы одежды вручную;
| | гладить одежду простого покроя;
| | выполнять мелкой ремонт одежды (пришивать пуговицы, вешалки, зашивать, подшивать одежду);
| | осуществлять повседневный уход за одеждой, обувью;
| | замечать в помещении непорядок — где чисто, а где грязно;
| | выполнять сухую уборку помещения;
| | ухаживать за комнатными растениями (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
| | убирать возле дома (подметание крыльца, дорожек, сбор мусора и др. );
| | различать продукты питания изученных групп (овощи, фрукты, ягоды, молочные, мучные, зерновые, мясные, рыбные продукты, кондитерские изделия, сладости);
| | различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
| | мыть фрукты, овощи, ягоды;
| | извлекать продукты из упаковок;
| | ориентироваться в названиях и комплексах основных блюд, традиционно употребляемых в процессе повседневных завтраков, обедов, полдников, ужинов;
| | готовить простейшие блюда (бутерброды, блюда быстрого приготовления), заваривать чай;
| | сервировать стол к завтраку, ужину, к чаю (кофе);
| | пользоваться столовыми приборами во время еды (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом);
| | убирать стол после еды;
| | мыть посуду;
| | ориентироваться в магазине;
| | определять, в каком магазине можно приобрести указанный товар;
| | совершать покупки мелких предметов;
| | правильно вести себя в магазине, на почте, в парикмахерской, в местах культуры и отдыха;
| | пользоваться телефоном;
| | соблюдать правила поведения пешеходов на улице (правила движения пешеходов по тротуару, соблюдение чистоты);
| | ориентироваться на улице (наличие названий улиц, номеров домов);
| | обращаться к прохожим с целью нахождения определённой улицы или дома;
| | переходить улицу, регулируемую и не регулируемую светофором;
| | правильно передвигаться по загородной дороге;
| | ориентироваться на остановках общественного транспорта;
| | узнавать о маршруте следования транспортного средства, о названии остановки;
| | выбирать нужный автобус (троллейбус и др. ), ориентируясь по маршрутной табличке и номеру;
| | соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
| |
|