Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективные и стресс



 

Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Дифференциальная психология.

Пытаются классифицировать по чему-то одному, что движет всем человек, либо разложить его психику на множество составляющих, понять, как работает каждая из них, и на основе этой разницы составить К.

В резе развития К появились два научных направления: психология типов (структура псих св-в каждого типа, например, выделение групп людей, которые отдают предпочтение иррациональному или рацио познанию) и черт (крупные системные обобщения, например, выделение типов любви в виде психологических черт: мания, эрос).

Типологии бывают формальными и динамическими. Ф — это Т, чаще всего касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности. Д связаны со стадиями, которые человек проходит в своем развитии (Фрейд, Юнг).

Фрейд считал, что нормально развивающиеся люди проходят все стадии, но есть и те, которые застревают на определенном этапе, что обуславливает поведение человека во взрослом состоянии. В связи с этим он выделил следующие четыре типа структуры характера:

1. Орально-рецептивный (пассивный и зависимый человек, который думает, что ему дадут материальную, эмоциональную и интеллектуальную пищу, потому что он этого заслуживает, либо потому что он нарцисс) Обломов;

2. Орально-садистский (хищный эксплуататор, который тоже считает, что работать ненужно, пытается взять у других все силой);

3. Анально-садистский (дисциплинированные, скупые и упрямые люди, которые не пытаются создать что-то новое, стараются сохранить то, что имеют) Плюшкин;

4. Генитальный (человек с развитым и зрелым характером, способный любить и трудиться).

Юнг выделил экстравертную установку типа личности (восприятие внешнего мира: в Александрии в 185 году новой эры, христианский мученник, писал сочинения, аратор, школа, много путешествовал, ученый Древней Церкви) и интровертную (внутрь себя: Тертуллиан, церковная латынь «Вследствие проницательности своего ума он понимал всю ничтожность философских и гностических знаний и с презрением отвергал их. Взамен того он ссылался на свидетельства своего внутреннего мира, на внутренние факты, переживаемые им и составляющие одно единое целое с его верой»).

Теперь мы можем перейти к самому менеджменту. С помощью К нетрудно понять, что все люди разные. И мнение о том, что человек универсален по своей природе является ошибочным. Это означает, что если человек отлично выполняет свою работу в одной сфере, то это не значит, что он будет эффективен в другой сфере. К Джеймса, Фрейда и Юнга послужили базой для исследователей, занимающихся исследованием управления. Люди, стоящие у руля экономики США, Японии и других промышленно развитых стран поняли простую вещь: чтобы эффективно управлять, нужно знать главный объект управления, то есть, человека.

Понять образ мыслей и мотивы поведения человека — значит сделать шаг к организации его труда гуманным, экономическим и рациональным путем, помочь ему самореализоваться. Каждый человек стремится реализовать себя в этой жизни, успех — это реализованные цели.

Поскольку цели у людей разные, главная задача управленца, менеджера — организовать работу так, чтобы личные цели человека совпадали с целями той организации, где он работает. Такое совпадение в итоге приводит к успеху и работника, и его коллектива в целом. Хороший менеджер должен добиваться того, чтобы его сотрудники считали поставленные им цели своими. Тогда они смогут эффективно участвовать в их осуществлении. Искусство постановки целей — это искусство управления. Без целей нет контроля за ходом и результатом процесса производства, затухает творчество, и правит бюрократия.

Способность некоторых организаций выжить и даже преуспеть во все ускоряющемся темпе жизни прямо зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива друг с другом. Речь идет о том, чтобы индивидуальные особенности личности использовались во благо, а не становились барьером в отношениях между людьми. Мы говорим об использовании типов личности. И помочь нам в этом сможет Типоведение. В Типоведении нет хороших или плохих «типов», есть только различия между ними.

Типоведение - это система, согласно которой каждый человек от рождения предрасположен к определенным личным предпочтениям.

Типоведение поможет вам понять свои собственные предпочтения и то, насколько вы похожи или не похожи на тех, с кем общаетесь. Вы сможете определить, где эта схожесть и эти различия гармоничны, а где несовместимы.

В психологической типологии существуют четыре основных предпочтения:

Первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию (из внешнего мира ( Экстравертный ) или внутри себя ( Интровертный ) – откуда черпаете энергию.

Второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире (дословно и последовательно ( Конкретный ) или более произвольно и фигурально ( Общий ) – сбор информации и принятие решений.

Третье относится к тому, как вы принимаете решения: объективно ( Беспристрастный ) или межличностно ( Субъективный ) – как вы принимаете решения.

Последнее имеет непосредственное отношение к вашему образу жизни - предпочитаете ли вы быть решительным ( Методичный ) или уступчивым и непосредственным ( Спонтанный ) – как вы относитесь к жизни.

Задачи возникают перед нами на каждом шагу. Менеджеры и руководители среднего и нижнего звена проходят специальные курсы и изучают пособия, как правильно ставить и решать задачи. Основное правило - не стоит замахиваться на большее, чем можешь сделать.

Среди руководителей, как и среди подчиненных, встречаются «твердолобые сержанты», живущие по уставу. Для них существует однозначно правильный или неправильный способ решения задачи.

И, наоборот, бывает, что руководитель настолько непредсказуем, что подчиненные не знают, чего им ждать в следующую минуту. Такие неожиданные повороты способны довести подчиненных до белого каления, и ни о какой эффективности работы и лояльности по отношению к начальнику говорить не приходится.

Таким образом, проблема постановки задачи - это вопрос, как сплотить людей в единый коллектив, двигающийся в одном направлении и, в идеале, работающий в едином ритме. Однако чтобы добиться этого, вам в первую очередь требуется понимание, как люди с различными психологическими типами личности подходят к понятиям «задача» и «цель».

· Экстраверт – общительный, взаимодействующий, внешний, широкий, экстенсивный.

Сразу и много говорит, знакомы с множеством людей и считают их своими близкими друзьями, пользуются расположением в окружении, сразу срываются на звонки, с удовольствием ходят на мероприятия, хотят делиться своим мнением, рассуждают вслух.

Постановка задачи воспринимается через разговор, поэтому постановка задачи Экстравертов - это групповой опыт. Все знакомятся с проблемой, и при ее обсуждении каждая деталь передается от одного к другому, видоизменяясь по ходу дискуссии. В попытке вовлечь в обсуждение всех присутствующих Экстраверты становятся более напористыми, многословными и громогласными, чем обычно. Это может дать обратный эффект: многословие Экстраверта заставит собеседника замкнуться в себе. Им можно рекомендовать оставлять другим время подумать над обсуждаемыми вопросами.

Экстравертам удобнее решать проблемы путем проговаривания их с кем-нибудь, причем необязательно даже с кем-то конкретным. Ярко выраженный Экстраверт, который, входя в комнату, обрушивает на присутствующих свои проблемы, после чего он поворачивается и выходит. Экстраверту действительно кажется, что ему помогли советом, хотя слушатели были просто ошарашены.

Для более эффективного использования времени следует сознавать, что им надо будет прекратить говорить и начать думать. Более того, если они работают с Интровертами, им следует предоставлять Интровертам время для размышления. Решение этой проблемы может быть таким: делать в середине часовой дискуссии пятиминутный перерыв.

Когда речь заходит о командной работе, Экстраверты могут потребовать больше времени и внимания, они утомляют окружающих и часто кажутся бессмысленно шумными. В глазах других они предстают кем угодно, от эгоцентричных и злоупотребляющих властью до балованных детей. Подобное не приводит к укреплению сотрудничества.

Экстраверт имеет полное право просить и даже требовать, чтобы ему дали поговорить. Но Экстраверту необходимо научиться ясно выражать свои нужды.

Одна из самых больших ошибок Экстравертов - предположение, что если кто-то не занят разговором с другими людьми, то он ничего не делает.

Конфликты. Экстраверты способны так много наговорить за короткое время, что сами вряд ли помнят, что только что говорили. Они могут быть удивлены и даже шокированы, когда узнают, что другие не только запоминают их слова, но и обижаются на них. Отсюда возникают по меньшей мере две проблемы. Первая состоит в самой обиде на какую-то реплику, которая, по иронии судьбы, может представлять собой всего лишь пробный шар, предназначенный для прояснения ситуации. Дополнительная - из-за склонности Экстравертов забывать, что именно они говорили. Отсюда рождается перспектива поспорить, во-первых, о том, произносилась ли данная реплика вообще, во-вторых, какие именно слова при этом были использованы.

Источником стресса является психическое напряжение, которое практически никогда не бывает у Экстравертов. И все потому, что со своими проблемами они делятся с окружающими - тем самым разряжаются.

· Интроверт – замкнутый, сосредоточенный, внутренний, интенсивный, задумчивый.

Думают, что сказать, и ждут этого от окружающих, любят быть предоставленными самим себе, застенчивы, проводят время с близкими друзьями, хотели бы более настойчиво предлагать свои идеи, обижаются на тех, кто выбалтывает то, что только что они собирались сказать, не любят пустой болтовни и когда перебивают, с подозрением относятся к тем, кто щедр на комплименты.

В период постановки задачи менеджеры - Интроверты рассылают свои наброски плана. Для них важно, чтобы все участвовали в обсуждении подготовленными, а не высказывали то, что первое придет им на ум. Молчание при обсуждении задачи может быть воспринято как знак согласия. Поэтому, принуждайте себя активнее участвовать в разговоре, а не только высказывайте свое окончательное мнение; Не считайте свои мнения тривиальными и неинтересными, пусть об этом судят другие.

Интроверты же лучше всего решают проблемы тогда, когда, выслушав соображения других, могут где-то уединиться и спокойно поразмыслить. Ценными чертами Интроверта при решении проблем является их способность слушать, не торопиться и как следует обмозговать вопрос, не делая скоропалительных заключений.

Интроверты умеют эффективно использовать время. Причина проста: на размышления уходит меньше времени, чем на разговоры. Интровертам всегда следует помнить, что им надо будет закончить размышления и начать говорить. Более того, когда они работают с Экстравертами, им следует планировать время так, чтобы Экстраверты успели выговориться.

Интроверты склонны держать про себя большую часть информации. Другим людям такое поведение может показаться подозрительным, им представляется, что Интроверт пытается влиять на группу, утаивая информацию - или же что Интроверту на все наплевать. Интровертам надо быть более открытыми.

Интроверты могут сформулировать свои собственные пожелания - обычно это просьбы о тишине и покое, дающих им возможность подумать, поразмыслить или чего они там еще хотят. Интроверты очень даже способны отстаивать свои нужды. Так как Интроверты отнюдь не сразу дают волю языку, то когда они все же говорят, их слова более значимы.

Во время конфликта Интроверты говорят себе: «Не делай из себя дурака и вообще не делай и не говори ничего, о чем потом можешь пожалеть». Они загоняют свои проблемы и эмоции внутрь. Совершенно ясно, что, вступая в конфликт с Экстравертом, Интроверт вынужден играть на чужом поле.

Подвержены стрессам и связанным с ними болезням. Поскольку обстановка на работе всегда щедрее награждает Экстравертов, нежели Интровертов, у них появляется тенденция изменять себя в угоду требованиям Экстравертов. Таким образом, в течение всего рабочего дня они вынуждены действовать как Экстраверты.

· Конкретный – закономерный, настоящий, реалистичный, фактический, практичный

Точные ответы на вопросы, концентрация на «сейчас», без мысли о «потом», предпочитают работу, приносящую результат, довольны достигнутым, читают все до конца (инструкции), недовольны, когда нет четких указаний, понимают все буквально, концентрируются на деталях, исповедуете мнение, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Для людей Общего типа задача должна быть вдохновляющей, сложной и иметь идею, которая поднимает коллектив на более высокий уровень. Сегодняшний день людей Общего типа не интересует, их влечет будущее. При постановке задачи Общим не следует забывать, что мелкие детали и подробности, с которыми так носятся люди Конкретного типа, содержат полезную информацию. Не отрывайтесь от реальности, говорите на практичном и общедоступном языке.

Общие никогда не возьмутся решать проблему без рассмотрения всех возможных вариантов и разработки планов по каждому аспекту ситуации. Проблемы лучше всего решаются в контексте положения по данному вопросу в целом

Время для Общих относительно. Общим надо помнить, что, когда человек Конкретного типа говорит об определенном сроке, он всегда имеет в виду точное время, ведь бывают ситуации, когда необходимо точно рассчитать время.

Для Общих сама команда - источник вдохновения. С каким бы энтузиазмом они ни относились к этой идее, она остается лишь идеей. Превращение идеи в жизнь может потребовать большей ответственности, чем готов взять на себя Общий. Так что для него коллективная работа - что-то хорошее для всех. Общие могут стать полезными членами команды, но им непросто перейти от теории к делу.

Различие в восприятии информации может привести к конфликту. Для Общих гораздо важнее подтекст и смысл, на остальное они могут не обратить внимание. Когда возникает конфликт, Общие хотят увязать его с картиной в целом. Это не всегда полезно и не всегда уместно. Может ускользнуть специфика данной ситуации, что затруднит решение.

Конкретные подсчеты, точные сроки для них - источник тревоги, и, возможно, стресса. Что полезно делать: жить в осязаемом мире чувств; выполнять работу, требующую скрупулезности, например, приводить книги в порядок и т. д.

· Беспристрастный – объективный, твердый, справедливый, четкий, аналитический.

Остаются невозмутимыми, спорят во имя истины, доказывать свою точку зрения ради ясности, обладают волевым хар-ом, объективны, лучше быть правы, чем нравиться, полагаются на логику, легче запоминают цифры, чем имена и лица.

Для Беспристрастного человека задача - результат напряженного умственного труда, а цель - создание «настоящего произведения искусства», превосходящего по своим качествам существующие аналоги.

Вклад Беспристрастных в решение проблемы заключается в их способности просчитать возможные последствия любого действия. Они склонны относиться к проблемам, как к игре в шахматы. Это помогает им оставаться эмоционально отстраненными при решении.

Беспристрастные не любят разбираться в чужих проблемах и конфликтах. Но если в течение дня не сверять свою работу с достижениями коллег, эффективность ее может снизиться.

Они стремятся поскорее избавиться от неприятных дел, чтобы, покончив с ними, можно было спокойно заняться остальными делами. Они тянут время, когда дело доходит до признания чужих заслуг или когда надо принимать участие в массовых мероприятиях.

Они относятся к коллективной работе, как к еще одному способу выполнить задачу. Если группа выполняет работу, но ее участники под конец друг с другом перестают разговаривать, для Беспристрастного это все еще нормально. Эффективность команды определяется результативностью.

Они почти всегда определяют конфликт как неизбежный процесс, который в конечном счете ведет к усилению творческого начала. Беспристрастные не хотят, чтобы люди «переходили на личности», потому что боятся «потерять контроль», признавшись, что сказанное задевает их лично.

Чем серьезнее ссора, тем тревожнее себя чувствуют Беспристрастные. Они открыто встречают стрессовую ситуацию, стремясь преодолеть ее. Для таких людей стресс связан с невозможностью сохранить позицию объективного наблюдателя. Избыток эмоций для них означает потерю контроля над собой.

· Субъективный – мягкосердечный, гуманный, чуткий, причастный, убежденный.

Принимает во внимание чувства других людей, нельзя определить понятие любовь, удовлетворяет потребности других, ставит себя на место других, помогает несмотря на злоупотребление, может взять слова назад, согласится, а не будет конфликтовать.

Для такого человека задача должна отражать интересы всех вовлеченных сторон.

Они привносят в решение проблем осознание того, как весь процесс может повлиять на людей. Даже если проблема не имеет отношения к этому человеку, он в состоянии довольно точно предсказать, как прореагируют те, кого она касается.

Время для них вещь относительная и безличная. Они назначают сроки в зависимости от отношений с людьми, с которыми им приходится иметь дело в течение дня.

Они видят, как люди взаимодействуют при выполнении задачи. Если группа выполняет работу, но ее участники под конец друг с другом перестают разговаривать, для Субъективного подобный сценарий - самая настоящая катастрофа, так как для него превыше всего командный дух.

Такие люди определяют конфликт как дисгармонию и необходимость избежать ее любой ценой. Они склонны описывать конфликт с помощью таких слов, как «стрессовый», «эмоциональный» и «огорчительный». Они боятся, что во время конфликта они могут «выйти из берегов» и наговорить такого, что нанесет непоправимый вред межличностным отношениям.

Субъективные и стресс

Для них стресс наступает, после того как они целиком окунаются в многочисленные чужие проблемы, от которых затем они вынуждены отстраниться. Недостаток внимания, игнорирование со стороны окружающих, боль, униженное состояние прямо способствуют стрессу.

· Методичный – урегулированный, не меняющийся, спланированный, определенный.

Ждут опаздывающих, все должно быть на своих местах, считают, что каждый должен делать то, что должен, просыпается и знает план на день, доводят работу до конца и убирают за собой.

Жизнь таких людей строго упорядочена и расписана по минутам, говорите вы четко, по-деловому, не сбиваясь с темы. Поскольку постановка задачи - это процесс принятия решения, он дает очевидное преимущество Методичным.

Можно достигнуть наибольшего успеха, если уберечь таких людей от поспешности выводов и четкого следования запланированным решениям. Ведь обстоятельства могут измениться, следовательно, это должно отразиться в плане.

О какой бы проблеме ни шла речь, они всегда ориентированы на решение. Соответственно, их достоинство - способность приходить к определенному заключению и сравнительно легко воплощать его в жизнь. Но могут оказаться помехой.

Они считают, что время нужно рассчитывать и контролировать. Таким людям трудно расслабляться.

Часто потребность Методичных в определенности и контроле приводит к тому, что они кажутся плохими членами команды.

Они любят упорядоченность. Соответственно, любое незапланированное или заранее не заявленное изменение может вызвать бурную реакцию, которая часто трактуется как злость или несогласие, хотя это не всегда так.

Для Методичных важно закрыть прения. Они разговаривают так, будто они убеждены в своей правоте (или не желают ничего обсуждать) даже тогда, когда не знают, правы или нет.

Такие люди переживают стресс и создают его, когда им не хватает главного: определенности и контроля. Поводом для стресса могут послужить служебные задания необязательного, расплывчатого характера, или их собственные удачные решения, не нашедшие применения. Рабочий день, полный «пожарных ситуаций» и неожиданностей, без возможности сориентироваться, перестроиться, закончить начатое - это уже головная боль для Методичного, которая в конце концов может вызвать у него раздражение на окружающих.

Испытывая стресс, Методичные работают еще упорнее, пытаясь поставить под контроль неконтролируемое. Он обвиняет, раздражается, гневается на себя и на других.

· Спонтанный – переменный, поживем-увидим, гибкий, ориентировочный, открытый.

Рассеянные, любят узнавать новое, не ставят задач, а ждут, когда станет ясно, что от них нужно, начинает делать рывок в последнюю минуту, не считают, что аккуратность важна, превращают работу в забаву, часто меняют тему разговора, не любят обязательства.

Сила и одновременно слабость такого человека в том, что он или она могут муссировать проблему и порождать новые, уже после того, как принято решение о ходе действий. Для Спонтанных довольно типично перебить самого себя в момент принятия решения с тем, чтобы предложить альтернативный план альтернативному плану, избегая, таким образом, конкретных действий и воплощения решения в жизнь.

Они считают, что время следует использовать по своему усмотрению. Людям Спонтанного типа трудно выбрать и придерживаться какого-либо плана или решения.

Бесконечное стремление таких людей к поиску вариантов и частое парение в облаках приводит к тому, что они кажутся незаинтересованными в делах команды. Они задают кучу вопросов или делают неконкретные, нечеткие заявления, за которыми стоят суждения типа - «Возможно, в этом плане что-то есть».

Они действуют по своему собственному расписанию, в соответствии с которым совещание не начнется, пока они не появятся. Невозможно изменить.

Они иногда принимают участие в споре на обеих сторонах, потому что они и в самом деле видят обе стороны. Гибкость и умение примирять разные вещи не всегда способствуют разрешению конфликта.

Причинами стрессовой ситуации у таких людей могут в равной степени быть выполнение скучных обязанностей или отсутствие вариантов решения какого-либо вопроса.

Деятельность Спонтанных наиболее плодотворна, когда никто не вмешивается в их ритм работы, и у них в распоряжении имеется несколько вариантов ее выполнения.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.