Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Спасательные средства



Спасательные средства – средства, находящиеся на судах и предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае аварии.

Спасательные средства подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Коллективные судовые спасательные средства – это средства, которые могут использоваться группой людей.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

• 10 мин – для грузовых судов;

• 30 мин – для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.

К коллективным спасательным шлюпкам относятся:

· спасательная шлюпка – это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение:

- на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами;

- два отпорных крюка;

- плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;

- два фалиня длиной не менее 15 метров;

- два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

- пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;

- рыболовные принадлежности;

- сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало – гелиограф – с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

- прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

- аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;

- складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

- ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

- огнетушитель для тушения горящей нефти;

- комплект запасных частей и инструментов для двигателя (на моторных шлюпках);

- радиолокационный отражатель;

- нактоуз с компасом;

- индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалки – это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки. Спуск шлюпки осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.

· надувной спасательный плот – это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН).

Устройство надувного спасательного плота

1 – надувное днище;

2 – шторки входа;

3 – сигнальный огонь;

4 – двойной тент;

5 – водосборник;

6 – газовый баллон;

7 – пусковой линь;

8 – водобалластный карман;

9 – леер;

10 – входной трап;

11 – плавучий якорь.

Комплектация:

- 2 плавучих весла;

- средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;

- 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплён к плоту, а второй является запасным; сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа, прикреплённый плавучий якорь раскрывается автоматически;

- специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой; нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту;

- спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;

- ремонтный комплект для заделки проколов (обычно в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений)

- 3 консервооткрывателя;

- ножницы;

- ручной насос или меха для подкачки плота;

- питьевая вода консервированная (из расчёта 1, 5 л. на человека);

- пищевой рацион из расчёта 10 000 кДж на человека;

- аптечка первой помощи;

- таблетки от морской болезни (с продолжительностью действия не менее 48 часов на человека);

- по одному гигиеническому пакету на человека;

- теплозащитные средства (гидротермокостюм) в количестве 10 % от расчётного числа людей, но не менее 2 единиц;

- рыболовные принадлежности (крючок, леска);

- инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

Средства сигнализации: радиолокационный ответчик (SART); переносная УКВ радиостанция; 4 красные парашютные ракеты; 6 красных фальшфейера; 2 плавучие дымовые шашки; электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе; сигнальное зеркало (гелиограф); сигнальный свисток; таблица спасательных сигналов.

 

Индивидуальные спасательные средства – это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

· спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг должен:

- иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

- иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

- иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

- иметь массу не менее 2, 5 кг.

· спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.

Устройство индивидуального спасательного жилета:

1. светоотражающие полоски;

2. веревка.

3. свисток;

4. батарейка;

5. лампочка.

 

 

Жилет завязывается рифовым узлом.

 

Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

· гидротермокостюм – костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде.

Судовые тревоги:

1. Общесудовая – объявляется при подготовке судна к предотвращению какой-либо опасности. Сигнал – непрерывный звонок в течение 25-30 сек. При пожаре сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

2. Человек за бортом. Сигналом – три длинных звонка (по 5-6 секунд).

3. Шлюпочная – объявляется при угрозе гибели судна только по указанию капитана. Сигнал - семь коротких и один продолжительный звонок. Сигналы всех тревог дублируются голосом по громкой связи с указанием вида тревоги, места пробоины или пожара. Все сигналы повторяются 3-4 раза. Отбой всех тревог объявляется голосом по громкой связи.

Действие экипажа по шлюпочной тревоге: без паники берем спасательный жилет; поднимаемся к месту нахождения спасательных плотов; одеваем спасательный жилет, как можно туже затягивая веревки; внимательно слушаем команды управляющего эвакуацией.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.