|
|||
Спасательные средстваСпасательные средства – средства, находящиеся на судах и предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае аварии. Спасательные средства подразделяются на коллективные и индивидуальные. Коллективные судовые спасательные средства – это средства, которые могут использоваться группой людей. Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени: • 10 мин – для грузовых судов; • 30 мин – для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания. К коллективным спасательным шлюпкам относятся: · спасательная шлюпка – это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок. Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение: - на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами; - два отпорных крюка; - плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря; - два фалиня длиной не менее 15 метров; - два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна; - пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого; - рыболовные принадлежности; - сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало – гелиограф – с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов; - прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов; - аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека; - складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя; - ручной осушительный насос, два ведра и черпак; - огнетушитель для тушения горящей нефти; - комплект запасных частей и инструментов для двигателя (на моторных шлюпках); - радиолокационный отражатель; - нактоуз с компасом; - индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух). Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалки – это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки. Спуск шлюпки осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде. · надувной спасательный плот – это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях. Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН). Устройство надувного спасательного плота 1 – надувное днище; 2 – шторки входа; 3 – сигнальный огонь; 4 – двойной тент; 5 – водосборник; 6 – газовый баллон; 7 – пусковой линь; 8 – водобалластный карман; 9 – леер; 10 – входной трап; 11 – плавучий якорь. Комплектация: - 2 плавучих весла; - средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки; - 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплён к плоту, а второй является запасным; сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа, прикреплённый плавучий якорь раскрывается автоматически; - специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой; нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту; - спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров; - ремонтный комплект для заделки проколов (обычно в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений) - 3 консервооткрывателя; - ножницы; - ручной насос или меха для подкачки плота; - питьевая вода консервированная (из расчёта 1, 5 л. на человека); - пищевой рацион из расчёта 10 000 кДж на человека; - аптечка первой помощи; - таблетки от морской болезни (с продолжительностью действия не менее 48 часов на человека); - по одному гигиеническому пакету на человека; - теплозащитные средства (гидротермокостюм) в количестве 10 % от расчётного числа людей, но не менее 2 единиц; - рыболовные принадлежности (крючок, леска); - инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах. Средства сигнализации: радиолокационный ответчик (SART); переносная УКВ радиостанция; 4 красные парашютные ракеты; 6 красных фальшфейера; 2 плавучие дымовые шашки; электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе; сигнальное зеркало (гелиограф); сигнальный свисток; таблица спасательных сигналов.
Индивидуальные спасательные средства – это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства). · спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером. Спасательный круг должен: - иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм; - иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли; - иметь нашитые полосы из световозвращающего материала; - иметь массу не менее 2, 5 кг. · спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет. Устройство индивидуального спасательного жилета: 1. светоотражающие полоски; 2. веревка. 3. свисток; 4. батарейка; 5. лампочка.
Жилет завязывается рифовым узлом.
Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком. Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты. · гидротермокостюм – костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде. Судовые тревоги: 1. Общесудовая – объявляется при подготовке судна к предотвращению какой-либо опасности. Сигнал – непрерывный звонок в течение 25-30 сек. При пожаре сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол. 2. Человек за бортом. Сигналом – три длинных звонка (по 5-6 секунд). 3. Шлюпочная – объявляется при угрозе гибели судна только по указанию капитана. Сигнал - семь коротких и один продолжительный звонок. Сигналы всех тревог дублируются голосом по громкой связи с указанием вида тревоги, места пробоины или пожара. Все сигналы повторяются 3-4 раза. Отбой всех тревог объявляется голосом по громкой связи. Действие экипажа по шлюпочной тревоге: без паники берем спасательный жилет; поднимаемся к месту нахождения спасательных плотов; одеваем спасательный жилет, как можно туже затягивая веревки; внимательно слушаем команды управляющего эвакуацией.
|
|||
|